Первый репортаж о лётчике авиации дальнего действия, Герое Советского Союза Агамирове Гоге Григорьевиче
Выдержки из книги Голованов, А. Е. Дальняя бомбардировочная…
Агамиров Гога Григорьевич (1916 — 1997) — Герой Советского Союза (1944), участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 337-го авиационного полка 5-й гвардейской авиационной дивизии 4-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия (АДД), полковник.
Родился в г. Грозный (Терская область) в семье рабочего.
В 1937 г. окончил Балашовскую летную школу Гражданского воздушного флота (ГВФ). Был пилотом гражданской авиации.
До октября 1942 г. – инструктор 74-й учебной эскадрильи. С июня 1942 г. – командир отряда авиационного полка Особой западной группы при 1-й воздушной армии (Западный фронт).
Летал на самолете Р-5. До 16 июня 1942 г. выполнил 63 ночных боевых вылета для обеспечения связи, по транспортировке боеприпасов и продовольствия партизанам.
21 октября 1942 г. по заданию командующего Западным фронтом вылетел на поиски партизанской бригады генерал-лейтенанта Ивнева. Эта бригада не имела связи с командованием фронта. В исключительно сложных метеоусловиях лейтенант Агамиров разыскал партизанскую бригаду и обеспечил ее радиосвязью. За этот подвиг награжден первой наградой – орденом Красного Знамени.
В июле 1943 г., за короткое время освоив самолет Б-25, начал боевые вылеты. На бомбардировщике выполнял задания по бомбардировке ж.д. узлов Брянск, Орел, Мга, Красноград, по Беззаботинской группировке противника.
Мастерство летчика быстро росло и уже с сентября 1943 г. экипажу Агамирова стали поручать задания по подсвечиванию цели бомбометания.
В феврале 1944 г. выполнил несколько боевых вылетов на бомбардировку объектов в г. Хельсинки.
С марта 1944 г. экипаж Агамирова выполнял боевую работу по заданию правительства в интересах Югославской народно-освободительной армии. Специальная группа действовала с аэродрома г. Киев.
Командуя эскадрильей 337-го авиационного полка (5-я гв. авиационная дивизия, 4-й гв. авиационный корпус), капитан Агамиров Г.Г. к октябрю 1944 г. произвел 218 успешных боевых вылетов. Бомбил военные объекты в глубоком тылу противника, доставлял боеприпасы, продовольствие и спецгрузы партизанам. Совершил 44 вылета с особо важными заданиями в интересах Народно-освободительной армии Югославии.
«Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Агамирову Гоге Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4529)».
После войны отважный лётчик продолжал службу в ВВС СССР. В период с 1953 года по 1957 год командовал 840-м тяжелым бомбардировочным авиационным полком, базировавшимся вблизи города Сольцы Новгородской области. В 1957 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. Проходил службу в г. Воркуте, где был командиром полка, начальником Воркутинского гарнизона. С 1972 года полковник Г.Г. Агамиров — в запасе. Жил в городе Воронеже, где и скончался 12 апреля 1997 года. Похоронен в Воронеже на Лесном кладбище.
Помимо звания Героя Советского Союза и ордена Ленина был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, военной наградой Социалистической Федеративной Республики Югославии «Орден Партизанской звезды 1 степени», медалями «Партизану Отечественной войны», «За оборону Ленинграда» и др.
8 мая 2010 г. в г. Грозном открыт мемориальный комплекс «Аллея Славы», где установлены барельеф и памятная доска в честь Героя.
Справка:
Авиация Дальнего Действия в годы Великой Отечественной войны
Авиация дальнего действия ВС СССР — род сил авиации в военно-воздушных силах (ВВС) Вооружённых Сил Союза ССР, являлась родом сил ВВС ВС СССР центрального подчинения, то есть подчинялась непосредственно Верховному Главнокомандующему ВС Союза.
Первые боевые вылеты экипажи Дальнебомбардировочной авиации (ДБА) выполнили 22 июня 1941 года, они бомбардировали скопления войск противника в районах Сувалок и Перемышля. На 23 июня «дальние бомберы» совместно с морской авиацией РККФ бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест. В ночь с 10 на 11 августа того же года бомбардировщики морской авиации Краснознамённого Балтийского флота и 81-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии ДБА ГК нанесли авиаудар по столице рейха городу Берлин.
Авиация дальнего действия (АДД) пришла на смену ДБА в марте 1942 г. Это решение было связано с большими потерями в ДБА (до 65%). АДД выполняла задачи стратегического значения:
- нанесение бомбовых ударов по административно-политическим и военным объектам глубокого тыла противника;
- нарушение транспортного сообщения противника;
- уничтожение складов в ближнем тылу;
- бомбардировка противника на линии фронта для обеспечения стратегических операций.
Кроме того, АДД (в том числе и входящий в её состав Гражданский воздушный флот) широко использовалась для обеспечения партизанского движения как на оккупированной территории СССР, так и в Югославии, Чехословакии и Польше, и выполнения специальных заданий, как то доставка в любую точку глубокого тыла противника (даже под Берлин) разведчиков, разведывательных и разведывательно-диверсионных групп, оказание помощи движению Сопротивления в оккупированной Европе и многих других.
Всё время своего существования Авиация дальнего действия была резервом Верховного главнокомандования (ВГК). Командующий АДД получал распоряжения только от Верховного главнокомандующего И. В. Сталина. Авиация дальнего действия на тот период времени насчитывала более 1300 бомбардировщиков ТБ-3, ТБ-7 и Ил-4.
Основу боевого самолётного парка авиации дальнего действия составляли дальние бомбардировщики Ил-4. Лётчики тяжёлой авиации наносили удары по городам Данцигу, Кёнигсбергу, Кракову, Берлину, Хельсинки, Таллину и другим, принимали активное участие в операциях на территории Прибалтики.
Согласно военной статистике, Авиацией дальнего действия было совершено самолёто-вылетов:
- более 194 000:
- по административным и промышленным центрам врага сделано более 6600;
- по железнодорожным узлам и магистралям врага — более 65 000;
- по войскам противника — более 73 000;
- по аэродромам — более 18 000;
- по морским базам и портам — более 6000.
По специальным заданиям произведено 7298 полётов в тыл врага и перевезено около 5500 тонн груза, в основном боевые припасы и около 12 000 человек личного состава. В АДД РВГК 273 человека стали Героями Советского Союза, шестеро удостоились высшей награды дважды.
Бочкарев, П. П. Годы в огненном небе: Авиация дальнего действия в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. / П. П. Бочкарев, Н. И. Парыгин – М.: Воениздат, 1991. – 320 с.
В ходе Великой Отечественной войны дальняя авиация являлась наиболее маневренным и мощным дальнобойным средством Ставки Верховного Главнокомандования. Она привлекалась для выполнения самостоятельных стратегических и оперативных задач с проведением воздушных операций по разрушению военно-промышленных и административно-политических центров, а также по нарушению коммуникаций и срыву маневра резервов противника. В тесном взаимодействии с авиацией фронтов и самостоятельно АДД проводила ряд воздушных операций в борьбе за стратегическое господство в воздухе, которые осуществлялись под руководством Ставки ВГК и характеризовались большим размахом и решительностью целей.
Авиация дальнего действия за годы войны произвела 219788 боевых самолетовылетов, сбросив на врага 2000000 бомб, общим весом более 200000 тонн». Причем для уничтожения войск и техники за годы войны выполнено 40,5% от всех сделанных самолетовылетов. Для срыва железнодорожных перевозок приходится 30, 6% самолетовылетов. Удары по аэродромам составили 9,33% самолетовылетов. На десантирование войск и грузов пришлось 11,72% самолетовылетов. На удары по объектам глубокого тыла было осуществлено 3,15% самолетовылетов. По морским объектам выполнено было 2,86 % самолетовылетов. На воздушную разведку потребовалось 1,55% самолетовылетов. На перехват самолетов было задействовано 0,3% самолетовылетов.
Из 202128 тонн бомб сброшено по административно-политическим и военно-промышленным объектам в глубоком тылу противника 6628 тонн, железнодорожным узлам и станциям — 74819 тон; аэродромам — 22685 тонн; военно-морским портам — 5914 тонн и войскам на поле боя — 92082 тонн.
В интересах сухопутных войск и проводимых ими важнейших оборонительных и наступательных операций авиация дальнего действия выполнила свыше 80000 самолетовылетов, из них в битве под Сталинградом — 13874, в боях на Курской дуге — 7600, в Белгородско – Харьковской наступательной операции — 1898, в боях под Ленинградом — 23270, при освобождении Крыма — 1865, в Белорусской наступательной операции — 13 451, в Ясско-Кишеневской наступательной операций — 2602, в боях за освобождение Прибалтики — 7213, в Висло – Одерской, Восточно-Прусской наступательных операциях — 8538 и в Берлинской наступательной операции — 3441 самолетовылет. Во всех этих операциях авиацией дальнего действия сброшено 87982 тонн бомб.
Для оказания непосредственной помощи партизанам Белоруссии, Украины, Крыма, Латвии, Литвы, Ленинградской и других областей России, а также Югославии, Чехословакии, Польши авиация дальнего действия выполнила свыше 8 тыс. самолетовылетов. На оккупированную немцами территорию перевезено по воздуху 12 тыс. человек, большое количество грузов, эвакуировано на Большую землю свыше 4700 раненых. Всего в годы войны АДД совершила 25747 самолетовылетов в интересах сухопутных войск по перевозке более 17 тысяч тонн грузов, 83 тысячи военнослужащих и 23 тысяч раненых.
Книги
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с.
Настоящее двухтомное издание Словаря знакомит читателей с краткими биографиями Героев Советского Союза. Это — первый труд подобного рода, основанный на документальных источниках. Труд разрабатывался Главным управлением кадров и Институтом военной истории Министерства обороны СССР. В нём широко использовались документы и материалы Президиума Верховного Совета СССР, Центрального архива Министерства обороны СССР, Центрального государственного архива Советской Армии и Центрального военно-морского архива. Подбор фотографий осуществлялся Центральным музеем Вооружённых Сил СССР. Большой вклад в создание труда внесли кадровые органы видов Вооружённых Сил и родов войск, другие организации и учреждения. Авторский коллектив использовал также многочисленную историко-документальную и художественно-публицистическую литературу, рассказывающую о жизни и подвигах Героев Советского Союза, изданную в республиках, краях, областях. Изучались материалы периодической печати, статьи самих Героев Советского Союза. В целях более полной достоверности помещённых в труде биографий редакционная коллегия привлекла к их проверке и уточнению краевые, областные, городские и районные военные комиссариаты. Помощь была оказана также местными партийными органами и Советами народных депутатов. Во многих случаях возникала потребность в личных контактах, переписке с Героями Советского Союза, их родными и близкими. |
|
Книга памяти Республики Коми. Т. 9 / составители В. М. Котельников, А. М. Калимова, А. А. Карпов. — Сыктывкар, 2002.
Данное издание – это книга-мемориал, своеобразный памятник участникам Великой Отечественной войны, уроженцам Республики Коми, призванным из Коми, либо жившим в республике после войны. В томá книги вошли имена воинов, погибших в боях, умерших от ран, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Отдельно представлены сведения о фронтовиках, вернувшихся с войны. В состав редколлегии вошли ветераны войны, работники Республиканского, городских и районных военкоматов, муниципальных образований, архивов, музеев, активисты-поисковики.
|
|
Амирханян М. Д. Армяне — Герои Советского Союза. — Ереван, 2005. — 202 с.
В справочнике представлена информация об армянах – героях и участниках Великой Отечественной войны. |
|
Фотолетопись Республики Коми. Книга первая. 1921 – 1970 годы. – Сыктывкар, 2011. | |
Жирохов М.А. Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. – М., 2014.- 221 с.
Книга посвящена истории советской дальнебомбардировочной авиации. Особое внимание уделено этапам ее становления и первому опыту боевого применения в 1930-е гг. в военных конфликтах на оз. Хасан и р. Халхин-Гол, в период “освободительного похода” в Польшу и особенно во время “зимней” войны с Финляндией 1939-1940 гг. Основное внимание в книге уделено анализу боевых действий дальнебомбардировочной авиации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также совершенствованию ее организационной структуры и материальной части. Работа рассчитана на широкий круг читателей. |
Воспоминания о Г.Г. Агамирове
Голованов, А. Е. Дальняя бомбардировочная…: воспоминания Главного маршала авиации. 1941-1945. – М., 2008.
Увлекательно и живо рассказывает Главный маршал авиации А.Е. Голованов о самоотверженных полётах экипажей бомбардировщиков, о многих драматических эпизодах на фронтах сражений, участником и свидетелем которых был. Книга А.Е. Голованова, несомненно, входит в золотой фонд российской военной мемуаристики.
В предисловии к изданию Алексей Тимофеев писал:
«Громкое в годы войны и ныне почти забытое название — АДД… Это и героические, на пределе техническом и на грани самопожертвования, ночные налеты 1941-го и 1942 годов на Берлин; и мощные удары по железнодорожным узлам, резервам и переднему краю противника; и доставка В. М. Молотова на переговоры в Англию и США над воюющей Европой и Атлантикой; и помощь Народно-освободительной армии Югославии; и десятки тысяч перевезенных партизан, и «спецоперации»…
В данном издании все изъятия (десятки страниц) восстановлены по рукописи, хранящейся в архиве семьи. Можно не соглашаться с автором, оспаривать его суждения. Но пора, наконец, услышать голос самого Голованова, который незадолго до смерти писал: «Я прошу предоставить мне возможность опубликовать уже готовую, написанную мной книгу, за правдивость которой готов нести ответственность».
Мемуары А. Е. Голованова последними из мемуаров полководцев Великой Отечественной войны приходят к читателю. Такова их судьба».