Репортаж 20. Наш Герой – старший сержант артиллерии Кибизов Александр Николаевич.
Кибизов Александр Николаевич (1912 — 2001) — советский артиллерист-самоходчик, командир СУ-100 в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).
Родился 27 октября 1912 г. в с. Христиановское (ныне г. Дигора Республики Северная Осетия-Алания) в крестьянской семье. После окончания неполной средней школы работал в Ашхабаде экспедитором объединения «Союзсера» и в Коми АССР.
В августе 1942 г. был призван на фронт Кожвинским райвоенкоматом Коми АССР, направлен в пехотную часть под Москву. Боевое крещение принял на Западном фронте.
В 1943 г. в должности заряжающего орудия самоходно-артиллерийской установки СУ-85 Кибизов воевал в 1454-м самоходно-артиллерийском полку 6-го танкового корпуса Центрального фронта. Участвовал в Курской битве. Проявил себя в боях по освобождению Киева 4 ноября 1943 г.
4 ноября 1943 г. 1454-й полк в составе 9-го механизированного корпуса 1-го Украинского фронта вёл бой на окраине Киева в районе Пуща-Водица. В этом бою особо отличился взвод лейтенанта П.И. Фомичёва, в состав которого входила САУ красноармейца А. Н. Кибизова. Получив боевую задачу уничтожить отходящие немецкие войска, взвод успешно с ней справился — артиллеристы на большой скорости настигли автомобильную колонну противника на лесной дороге и разгромили её. Из представления к ордену Отечественной войны I степени: «Показал себя храбрым, решительным, преданным своему делу бойцом. Чётко и быстро выполнял команды, чем способствовал уничтожению двух немецких танков Т-6 (Тигр) 11.11.1943 в районе станции Попельня».
В 1944 г. командир орудия СУ-85 сержант А.Н. Кибизов принимал участие в боях за освобождение городов Бердичев, Проскуров, Яворов, Перемышль, в форсировании рек Западный Буг и Висла. В марте 1945 г. А.Н. Кибизов участвовал в Восточно-Померанской наступательной операции.
В марте 1945 г. А.Н. Кибизов участвовал в Восточно-Померанской наступательной операции, в том числе, во взятии городов Нёренберг, Лобез, Кольберг, Путциг и Гдыня.
16-17 апреля 1945 г. в боях в районе города Зеелов (Германия) экипаж самоходно-артиллерийской установки СУ-100 1454-го самоходно-артиллерийского полка 11-го гвардейского танкового корпуса 1-й гвардейской танковой армии (командир – старший сержант А. Н. Кибизов), действуя в передовом отряде полка, уничтожил 5 танков, 1 дот, 3 противотанковых орудия и до 60 солдат противника, а также подавил огонь 6 тяжёлых пулеметов. 22 апреля 1945 г. САУ А.Н. Кибизова одной из первых ворвалась в Берлин. В боях в районе севернее населённого пункта Карлсхорст (ныне в черте Берлина) своим огнём она прикрывала переправу стрелковых подразделений через реку Шпрее.
Во время штурма А.Н. Кибизов был тяжело ранен и стал инвалидом.
За три года войны расчёт А.Н. Кибизова уничтожил 24 немецких танка, 62 автомашины и бронетранспортёра, 28 артиллерийских орудий и миномётов, десятки блиндажей и дзотов противника, 37 пулемётов, а также более четырёхсот вражеских солдат и офицеров. А.Н. Кибизову 15 раз была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 г. «за мужество и героизм, проявленные в наступательных боях от Вислы до Одера, и нанесение противнику большого урона в живой силе», старшему сержанту А.Н. Кибизову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6717).
После войны А.Н. Кибизов проживал в Кисловодске, работал заведующим хозяйством санатория «Узбекистан». В 1980 году вышел на пенсию. В 1985 году вместе с семьёй переехал в город Владикавказ (Северная Осетия-Алания). Умер 29 марта 2001 г. во Владикавказе. Похоронен на Аллее Славы Красногвардейского парка.
Помимо Звезды Героя и ордена Ленина был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, рядом медалей.
Справка:
Зееловско-Берлинская операция, или Сражение за Зееловские высоты — советская наступательная операция, проведённая с 16 по 19 апреля 1945 года в рамках Берлинской наступательной операции и последующее сражение с немецкими войсками, оборонявшими Зееловские высоты — многочисленные холмы недалеко от города Зеелов, примерно в 90 км к востоку от Берлина.
Расстановка сил
В первых неделях апреля 1945 г. советские войска осуществили быструю передислокацию из района взятого Кёнигсберга. Войска 2-го Белорусского фронта вышли на восточный берег реки Одер. Силы 1-го Белорусского фронта сконцентрировались напротив Зееловских высот. С юга расположились войска 1-го Украинского фронта. В северной части наступления занимали позиции 61-я и 1-й польская армии.
В совокупности три советских фронта насчитывали 2,5 миллиона человек, 6250 танков и самоходных артиллерийских установок, 7500 самолетов, 41 600 стволов артиллерии и миномётов, 3255 ракетных пусковых установок типа «Катюша», а также 95 383 автомашин.
Зееловские высоты представляли собой глубоко эшелонированную оборону немецких войск, оборонительные укрепления на которой строились последние два года. В состав 9-й немецкой армии, оборонявшей Высоты, входили 14 стрелковых формирований, 587 танков, 2625 стволов артиллерии, включая 695 зенитных орудий. К югу от фронта расположилась 4-я бронетанковая армия, нацеленная против 1-го Украинского фронта.
Немецкое командование решило, что главный советский удар будет нанесён вдоль автострады восток — запад на Зееловских высотах. Вместо того, чтобы защищать берег реки, фашисты укрепили сами высоты, которые возвышаются на 48 метров над Одером и пропускают реку. Немецкие инженеры разрушили часть дамбы и выпустили воду из бассейна вверх по течению, что и превратило равнину в болото. За равниной было возведено три линии обороны: поэтапная система фортификационных сооружений, противотанковых рвов и заграждений, связанная сетью пехотных траншей и бункеров на подступах к Берлину. Последняя линия защиты, которая называлась Линия Вотан (Wotan), располагалась 15 — 20 км позади линии фронта.
Прорыв вражеской обороны
В 5 часов утра 16 апреля 1945 г. в полной темноте началась артиллерийская подготовка. На фронте главной ударной группировки артиллерия в течение 20 минут подавляла вражеские цели на глубину до 6-8 км и местами до 10 км. За такой короткий промежуток было выпущено около 500 тыс. снарядов и мин всех калибров. Эффективность артудара была значительной. В первых двух траншеях было выведено из строя от 30 до 70% личного состава немецких частей. Когда советская пехота и танки пошли в атаку, на некоторых направлениях они продвинулись на 1,5-2 км, не встречая вражеского сопротивления. Однако вскоре немецкие войска, опираясь на сильную и хорошо подготовленную вторую полосу обороны, стали оказывать яростное сопротивление. По всему фронту разгорелись ожесточенные бои.
Одновременно бомбардировщики 16-й воздушной армии наносили удары по штабам, узлам связи, по 3-4 траншеям главной полосы обороны противника. В течение 40 минут 745 машин бомбили заданные цели. Всего за день, несмотря на неблагоприятную метеорологическую обстановку, наши летчики сделали 6550 самолето-вылетов, в том числе 877 ночных. На противника было сброшено более 1500 тонн бомб. Немецкая авиация пыталась сопротивляться. В течение дня произошло 140 воздушных боев. Наши соколы сбили 165 немецких машин.
В первый день Зееловско-Берлинской операции Красная Армия применила серию «прожекторных атак» с использованием зенитных прожекторов для подсветки поля боя. Свет прожекторов ошеломлял немцев и в то же время освещал дорогу нашим наступающим войскам. Кроме того, прожекторы мощной засветкой вывели из строя немецкие системы ночного видения.
Таким образом, за первый день наступления, при мощной поддержке артиллерии и авиации, наши войска прорвали только главную полосу противника, продвинувшись на разных направлениях на 3-8 километров. Полностью выполнить задачу на первый день — прорвать вторую полосу обороны противника, которая проходила по Зееловским высотам, не удалось. Сыграла свою роль недооценка обороны противника. Мощная оборона противника и оставшаяся неподавленной система огня потребовали перегруппировки артиллерии и новой артиллерийской и авиационной подготовки.
Г.К. Жуков, командующий 1-м Белорусским фронтом, чтобы ускорить наступление, ввел в бой танковые армии Катукова и Богданова. Однако они стали выходить на позиции вечером и не смогли изменить ситуацию. Советское командование вечером 16 апреля приказало продолжать наступление ночью и утром 17 апреля прорвать вторую полосу обороны немецкой армии. Для этого решили провести вторую 30-40-минутную артиллерийскую подготовку, сосредоточив до 250-270 стволов артиллерии на 1 километр фронта. Командующим армиями приказали не ввязываться в затяжные бои за опорные пункты противника, обходить их, передав задачи по ликвидации окруженных немецких гарнизонов последним частям вторых и третьих эшелонов армий. Гвардейские танковые армии получили указание организовать взаимодействие с пехотой.
Германское командование спешно предпринимало меры по усилению обороны берлинского направления с востока. С 18 по 25 апреля из 3-й и 4-й танковых армий и остатков армии «Восточная Пруссия» в 9-ю армию перебросили 2 управления и корпусами и 9 дивизий. Немцы всеми силами пытались остановить наступление 1-го Белорусского фронта.
Проблемы возникли уже в конце первого дня операции, когда прожекторы давно выключили. Левофланговые армии Чуйкова и Катукова уперлись в Зееловские высоты, правофланговые Берзарина и Богданова с трудом продвигались в сети ирригационных каналов на левом берегу Одера. Под Берлином советского наступления ждали. Войскам 1-го Белорусского фронта под командованием Г.К. Жукова изначально было тяжелее, чем прорывавшим слабую немецкую оборону далеко к югу от немецкой столицы силам 1-го Украинского фронта под командованием маршала И.С. Конева. Эта заминка заставила Сталина нервничать, особенно ввиду того, что раскрылся план Жукова с вводом танковых армий в направлении Берлина, а не в обход него.
Почему Г.К. Жуков не направил танковые армии в обход Берлина? Стоявшая на Одере 9-я немецкая армия насчитывала 200 000 человек. Им нельзя было давать возможность отойти в Берлин. Поэтому Жуков придумал простой и гениальный план. Если танковым армиям удается вырваться на оперативный простор, то они должны выйти на окраины Берлина и образовать своего рода кокон вокруг немецкой столицы, который препятствовал бы усилению гарнизона за счет 200-тысячной 9-й армии или резервов с запада. Входить в город на данном этапе не предполагалось. С подходом же советских общевойсковых армий «кокон» раскрывался, и Берлин можно уже было штурмовать по всем правилам.
Кризис вскоре миновал, причем произошло это именно благодаря танковым армиям. Одной из механизированных бригад армии Богданова удалось нащупать у немцев слабое место и прорваться далеко вглубь немецкой обороны. За ней в пробитую брешь сначала втянулся механизированный корпус, а за ним последовали главные силы двух танковых армий. Оборона на одерском фронте рухнула уже на третий день боев. Ввод немцами резервов не смог переломить ситуацию: наши танковые армии просто обошли их с двух сторон и устремились к Берлину.
Итоги операции
После взятия Зееловских высот была окружена и уничтожена 9-я немецкая армия. Из всей 9-й армии с Зееловских высот в Берлин прорвались только остатки 56-го танкового корпуса. 11-й корпус СС, побросав тяжёлое вооружение, ретировался на юго-запад с целью сдаться союзникам, несколько немецких дивизий и 502-й тяжёлый танковый батальон, оборонявшие Зееловские высоты, попали в окружение.
Операция не только привела к уничтожению крупной немецкой группировки, но и не позволила противнику перебросить части 9-й армии в Берлин. В случае же пополнения берлинского гарнизона за счёт 9-й армии штурм Берлина стал бы намного более сложной и кровопролитной операцией.
Потери советских войск на Зееловских высотах составили около 20 000 человек, безвозвратные потери – примерно 5000 человек.
Документальный фильм «Штурм Зееловских высот»
11-й гвардейский танковый Прикарпатско-Берлинский Краснознамённый ордена Суворова корпус — гвардейское формирование БТМВ РККА Вооружённых Сил СССР в годы Великой Отечественной войны.
Командиры:
– генерал-лейтенант танковых войск Гетман, Андрей Лаврентьевич (с 23.10.1943 по 25.08.1944)
– ВрИО командира корпуса — полковник Арман, Поль Матисович, затем полковник Ющук, Иван Иванович (во время болезни А. Л. Гетмана)
– полковник Бабаджанян, Амазасп Хачатурович (с 25.08.1944 по 09.05.1945)
Приказом Народного комиссара обороны Союза ССР № 306, от 23 октября 1943 года, 6-й танковый корпус «за образцовое выполнение боевых задач, за героизм и отвагу, стойкость и мужество личного состава в боях с немецко-фашистскими захватчиками» удостоен почётного звания «Гвардия», получил новый войсковой номер и преобразован в 11-й гвардейский танковый корпус.
11-й гвардейский танковый корпус входил в состав войск Западного фронта, в феврале 1943 — мае 1945 гг. в 1-ю (с конца апреля 1944 — 1-я гвардейская) танковую армию. Участвовал в Ржевско-Сычёвской наступательной операции, Курской битве, в Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях.
После Великой Отечественной войны в 1945 году корпус переименован в 11-ю гвардейскую танковую дивизию, которая в составе 1-й гвардейской танковой армии вошла в Группу советских оккупационных войск в Германии.
Помимо почётного звания «Гвардейского» 11-й танковый корпус был удостоен:
– почётного наименования «Прикарпатский» «за отличие в боях при разгроме немецко-фашистских захватчиков в предгорьях Карпат и выход на юго-западную государственную границу» (Приказ ВГК № 097 от 16 апреля 1944 г.),
– ордена Красного Знамени «за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городами: Лодзь, Кутно, Томашув (Ромашов), Гостынин, Ленчица и проявленные при этом доблесть и мужество» (Указ ПВС СССР от 19 февраля 1945 г.),
– ордена Суворова II степени «за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Тчев (Диршау), Вейхарово (Нойштадт), Пуцк (Путциг) и проявленные при этом доблесть и мужество» (Указ ПВС СССР от 26 апреля 1945 г.),
– почётного наименования «Берлинский» «в ознаменование одержанной победы и за отличие в боях за овладение Берлином» (Приказ ВГК № 0111 от 11 июня 1945 г.).
43 воина корпуса удостоены звания Героя Советского Союза, в их числе сержант Кибизов Александр Николаевич.
Книги, в которых рассказывается о А.Н. Кибизове
- Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – М., 1987.
Настоящее двухтомное издание Словаря знакомит читателей с краткими биографиями Героев Советского Союза. Это — первый труд подобного рода, основанный на документальных источниках. Труд разрабатывался Главным управлением кадров и Институтом военной истории Министерства обороны СССР. В нём широко использовались документы и материалы Президиума Верховного Совета СССР, Центрального архива Министерства обороны СССР, Центрального государственного архива Советской Армии и Центрального военно-морского архива. Подбор фотографий осуществлялся Центральным музеем Вооружённых Сил СССР. Большой вклад в создание труда внесли кадровые органы видов Вооружённых Сил и родов войск, другие организации и учреждения. Авторский коллектив использовал также многочисленную историко-документальную и художественно-публицистическую литературу, рассказывающую о жизни и подвигах Героев Советского Союза, изданную в республиках, краях, областях. Изучались материалы периодической печати, статьи самих Героев Советского Союза. В целях более полной достоверности помещённых в труде биографий редакционная коллегия привлекла к их проверке и уточнению краевые, областные, городские и районные военные комиссариаты. Помощь была оказана также местными партийными органами и Советами народных депутатов. Во многих случаях возникала потребность в личных контактах, переписке с Героями Советского Союза, их родными и близкими.
- Гетман, А. Л. Танки идут на Берлин. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1982.
Книга посвящена боевому пути 11-го гвардейского Прикарпатско-Берлинского Краснознаменного и ордена Суворова 2-й степени танкового корпуса во время Великой Отечественной войны. Части корпуса участвовали в героической обороне Москвы, в битве на Курской дуге, штурмовали Берлин. Автор книги, прославленный военачальник, генерал армии А.Л. Гетман, продолжительное время командовал корпусом. Читатель знакомится с героями-танкистами, прошедшими трудный боевой путь, их ратными подвигами во имя победы над врагом.
В числе воинов корпуса — Героев Советского Союза упоминается сержант Кибизов Александр Николаевич, командир СУ-100 1454-го самоходно-артиллерийского полка.
Фрагмент из главы двенадцатой «Штурм Берлина» книги
А. Гетмана «Танки идут на Берлин»:
«44-я гвардейская танковая бригада с частями усиления нанесла удар на Фридерсдорф и после упорного двухчасового боя выбила гитлеровцев из этого населенного пункта. Однако противник силами подошедших из Зеелова резервов попытался вернуть утерянную позицию. В течение трех часов он предпринял четыре контратаки, в каждой из которых участвовало по 20–25 танков и до батальона пехоты. Наиболее ожесточенные бои развернулись в районе рощи, расположенной в 1 км к западу от Фридерсдорфа. Но противнику так и не удалось восстановить положение. Все его контратаки были отбиты.
Этому в немалой мере способствовали смелые и решительные действия личного состава приданного бригаде 1454-го самоходно-артиллерийского полка под командованием подполковника П.А. Мельникова. Особенно успешно громила контратакующего врага батарея СУ-100 комсомольца лейтенанта Н. К. Ваничкина. Самоходчики бесстрашно вступили в единоборство с танками противника. Экипажи самоходок старших сержантов А.Н. Кибизова, М.С. Третьякова и С.И. Гармидера уничтожили три «тигра», четыре «пантеры», несколько орудий и большое число вражеской пехоты, взяли 92 пленных.
За смелость и мужество, проявленные в этом бою, лейтенант Н. К. Ваничкин, старшие сержанты М.С. Третьяков и С.И. Гармидер были награждены орденом Красного Знамени, а особо отличившийся старший сержант А.Н. Кибизов удостоен звания Героя Советского Союза. Это высокое звание Президиум Верховного Совета СССР присвоил также отважному командиру 1454-го самоходно-артиллерийского полка подполковнику П. А. Мельникову».
- Муриев, Д. З. Осетии отважные сыны. — Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1967.
Книга повествует о воинах-осетинах, удостоенных за ратные подвиги высшей награды — звания Героя Советского Союза.
- Ими гордится Туркменистан : (Сборник документов и материалов о Героях Сов. Союза – туркменистанцах) / Сост. кандидаты ист. наук Т. Атаев, Р. Базарова, канд. юрид. наук П. Ф. Повелицына ; Ред. чл.-кор. АН ТССР, д-р ист. наук, проф. А. Каррыев, канд. юрид. наук П. Ф. Повелицына ; Ин-т истории им. Ш. Батырова АН ТССР. Арх. упр. при Совете Министров ТССР. – Ашхабад, 1973.
- Их имена никогда не забудутся : Ставропольцы – Герои Советского Союза. [1941-1945] / [Под общ. ред. Л. Н. Лозановича]. – Ставрополь, 1968-1969. – 2 т.
- Книга памяти Республики Коми. — Сыктывкар, 2006. — Т. 7, 11, 12.
Данное издание – это книга-мемориал, своеобразный памятник участникам Великой Отечественной войны, уроженцам Республики Коми, призванным из Коми, либо жившим в республике после войны. В томá книги вошли имена воинов, погибших в боях, умерших от ран, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Отдельно представлены сведения о фронтовиках, вернувшихся с войны. В состав редколлегии вошли ветераны войны, работники Республиканского, городских и районных военкоматов, муниципальных образований. Архивов, музеев, активисты-поисковики.