Мошков Борис Николаевич (1922—1984) — заместитель командира эскадрильи 431-го штурмового авиационного полка 299-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, капитан авиации, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944).
Аудио
«Пожелтевшие страницы»: воспоминания внучки Героя Юлии Кияшко
«Крылатая судьба»: воспоминания правнука Героя Александра Кияшко
Родился 17 июня 1922 г. в г. Юрьевец (ныне Ивановской области) в семье рабочего. В 1940 г. окончил 8 классов Юрьевецкой средней школы № 1, в следующем году – Кинешемский аэроклуб.
В апреле 1941 г. был призван в Красную Армию Кинешемским райвоенкоматом. Был направлен в Поставскую авиационную школу пилотов бомбардировщиков (г. Поставы, ныне Могилевской области Белоруссии). С началом Великой Отечественной войны в составе школы эвакуирован на восток, в г. Чкалов (Оренбург). Продолжил учебу в 1-й Чкаловской военной авиационной школе пилотов им. Е.Е. Ворошилова. В декабре 1941 г. форсировано окончил программу обучения на бомбардировщике СБ, затем освоили штурмовик Ил-2. В июле 1942 г. с отличием окончил учебу и в звании сержант направлен на фронт.
Был зачислен летчиком в 431-й (с августа 1944 г. – 174-й гвардейский) штурмовой авиационный полк. В составе полка прошел весь боевой путь до Победы. К боевым вылетам приступил не сразу – в августе 1942 г. полк, потерявший под Сталинградом все самолеты, был выведен в тыл на перевооружение. Сержант Мошков успешно закончил программу переучивания на Ил-2, затем перегонял с заводов самолеты для полка.
Весной 1943 г. в составе полка приступил к боевой работе на Центральном фронте. В мае 1943 г. стал офицером.
С 5 июля 1943 г. участвовал в сражении на Курской дуге. За 7 дней с 5 по 11 июля совершил 8 боевых вылетов. В первом же вылете 5 июля его самолёт был подбит зенитной артиллерией противника, а затем был атакован двумя истребителями противника. Отражая атаки на подбитом самолёте, Мошков всё таки перелетел линию фронта и посадил самолёт на своей территории. 9 июля в воздушном бою группы штурмовиков с 30-ю истребителями противника сбил один МЕ-109. За высокую отвагу и мужество, проявленные в этом бою, приказом по 299-й штурмовой авиационной дивизии от 12 июля 1943 г. младший лейтенант Мошков был награждён орденом Красной Звезды. Таким образом, первой боевой награды он был удостоен всего через 8 дней с начала его участия в боевых действиях.
За месяц боев с июля по август 1943 г. произвел 23 успешных боевых вылета, в которых лично уничтожил 9 танков, свыше 30 автомашин, 4 зенитные точки, сбил лично истребитель Ме-109, и два самолета сбил его воздушный стрелок. 5 августа в боевом вылете в районе г. Орла был ранен, в кабине разорвался зенитный снаряд. Несмотря на ранение, продолжил выполнение боевого задания и затем привел машину на свой аэродром. Через короткое время вернулся в строй. За проявленные в этих боях мужество и мастерство приказом по 16-й воздушной армии от 24 августа 1943 г. Мошков был награждён орденом Красного Знамени.
В дальнейших боях группы Ил-2, ведомые Мошковым, активно действовали по боевым порядкам противника в боях за украинские города Новогород-Северский, Конотоп, Бахмач, Нежин, обеспечивали форсирование рек Сож, Днепр, Припять. В боях за освобождение Белоруссии, на Гомельском, Жлобинском и Ковельском направлениях, штурмовики Мошкова производили по 4-5 заходов на цель, нанося противнику большой урон в живой силе и технике.
К концу ноября 1943 г. Мошков совершил 62 успешных боевых вылета. В ходе боёв под Гомелем в отдельные дни совершал по 3 боевых вылета. Кроме уничтожения живой силы и техники на земле он продолжил успешную борьбу с истребителями противника, своими умелыми действиями создал условия для уничтожения немецкого истребителя своим воздушным стрелком. За самоотверженное выполнение боевых заданий приказом Командующего 16-й Воздушной Армией от 20 декабря 1943 г. старший лейтенант Мошков награждён вторым орденом Красного Знамени.
К 5 апреля 1944 г. теперь уже заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Мошков совершил 94 успешных боевых вылета, в ходе которых уничтожил более 20 танков, около 50 автомобилей, 30 орудий полевой и зенитной артиллерии, до 1500 человек живой силы противника. Приказом Командующего 6-й Воздушной Армии от 14 апреля 1944 г. он был награждён третьим орденом Красного Знамени.
1 мая 1944 г. при выполнении ответственного задания в районе г. Ковель штурмовик Мошкова был подожжен над вражеской территорией. Благодаря отваге, выдержке и мастерскому управлению самолетом летчику удалось на искалеченной машине перетянуть через линию фронта в расположение своих войск.
К маю 1944 г. Мошков совершил 106 успешных боевых вылетов, в результате которых лично уничтожил 22 танка, 70 автомашин, 34 орудия полевой и зенитной артиллерии, несколько складов с боеприпасами, пароход с военными грузами, 2 крупных моста, свыше 700 гитлеровцев. Провел 14 воздушных боев, сбил лично 2 вражеских самолета и 2 немецких самолета сбил его воздушный стрелок.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Мошкову Борису Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3071).
19 Августа 1944 г. штурмовики вылетели бомбить скопление вражеской техники. Уже в воздухе ведущий по радио получил известие о присвоении Борису Николаевичу Мошкову звания Героя Советского Союза и сейчас же передал ему эту радостную весть. Все экипажи, летевшие вместе с ним, сердечно поздравили своего товарища. В этот день, как и всегда, он отлично выполнил задание.
Летом 1944 г. принял командование эскадрильей. Руководимая им эскадрилья за период и июня по октябрь 1944 г. произвела 350 успешных боевых вылетов на Бобруйском, Любомльском и Варшавском участках фронта, уничтожив при этом 27 танков, 7 самоходных орудий, свыше 150 автомашин. Был подавлен огонь 17 батарей полевой и 12 батарей зенитной артиллерии, 14 миномётных батарей, взорвано 10 складов горючего и боеприпасов. В 5 воздушных боях эскадрильей сбито 2 самолёта противника. За умелое руководство эскадрильей приказом по 16-й воздушной армии от 15 ноября 1944 г. капитан Мошков награждён орденом Александра Невского.
До конца войны гвардии капитан Мошков совершил еще несколько десятков боевых вылетов в ходе Варшавской, Лодзинской и Берлинской операций. Только в Берлинской операции его эскадрилья провела 132 успешных боевых вылета. Был представлен к награждению четвертым орденом Красного Знамени, но не получил его.
Ко дню Победы на счету летчика-штурмовика Мошкова было 140 успешных боевых вылетов, из них 82 в качестве ведущего групп штурмовиков. Лично уничтожил 27 танков, 107 автомашин, 40 орудий, 7 складов с боеприпасами, 2 моста, речной пароход, много живой силы противника. Провел 22 воздушных боя, в которых сбил 5 самолетов врага.
После Победы остался в армии, но военную карьеру прервал несчастный случай. В конце мая 1945 г. в автокатастрофе получил тяжелую травму – сложный перелом ноги. Врачебной комиссией был признан ограничено годным для работы в невысотной и нескоростной авиации. В марте 1946 г. гвардии капитан Мошков уволен в запас.
Приехал на родину в г. Юрьевец. Работал в лесном хозяйстве заведующим гаражом, лесничим. В 1948 г. вернулся в небо, в гражданскую авиацию. Работал летчиком-инструктором Краснокутского авиационного училища пилотов гражданского воздушного флота.
С января 1949 г. – в Управлении гражданской авиации Коми АССР. Работал начальником аэропорта г. Ижма, пилотом-инструктором УТО-20 Сыктывкарского отдельного авиационного отряда, командиром корабля 75-го авиаотряда. Летал пилотом самолета Ан-2, командиром корабля Ли-2, Ил-14, Ан-10. За его плечами 13 000 часов, проведенных в воздухе, три миллиона километров небесного пути. В 1955 г. окончил школу высшей летной подготовки в Ульяновске. В 1961-1970 гг. работал командиром корабля на Горьковском авиационном заводе им. Серго Орджоникидзе.
С 1970 г. на заслуженном отдыхе. Вернулся на родину, жил в г. Юрьевец Ивановской области. Скончался 24 июня 1984 г. Похоронен в Юрьевце, на старом городском кладбище.
Помимо Звезды Героя и ордена Ленина был награждён тремя орденами Красного Знамени (24.08.1943, 20.12.1943, 14.04.1944), орденом Александра Невского (15.11.1944), орденом Красной Звезды (12.07.1943), медалями.
Имя Б.Н. Мошкова увековечено на мемориалах в Юрьевце, в Иваново и Костроме, на мемориальной доске выпускникам кинешемского аэроклуба. В Юрьевце на здании школы, где учился Мошков, установлена мемориальная доска.
НАГРАДНОЙ ЛИСТ
- Фамилия, имя и отчество Мошков Борис Николаевич
- Звание старший лейтенант
- Должность, часть заместитель командира эскадрильи 431 штурмового авиационного полка
Представляется к званию ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
- Год рождения – 1922
- Национальность – русский
- Партийность – член ВКП/б/ с 1943 года
- Участие в гражданской войне, последующих боевых действиях по защите СССР и отечественной войне /где, когда/ – в Отечественной войне с июля 1942 года Центральный и Белорусский фронт.
- Имеет ли ранения и контузии в отечественной войне -ранен 18.7.43 г.
- С какого времени в Красной Армии -с 1941 г.
- Каким РВК призван – Юрьевским РВК Ивановской обл..
- Чем ранее награжден /за какие отличия/ – орденом «Красная Звезда», двумя орденами «Красное Знамя» в 1943 году, орденом «Красное Знамя» в 1944 году.
- Постоянный домашний адрес представляемого к награждению и адрес его семьи – Ивановская область, город Юрьевец, улица Парижской Коммуны, дом 19
Краткое конкретное изложение личного боевого подвига и заслуг
Старший лейтенант Мошков прибыл в полк в июле 1942 года молодым, не имеющим боевого опыта, но смелым уверенно владеющим боевым самолетом – летчиком. Дисциплинированностью, летным и боевым мастерством Мошков с первых дней боевой работы быстро и заслуженно завоевал авторитет и любовь всего личного состава.
Боевую работу начал в исторический день Орловской битвы 5-го июля 1943 года рядовым летчиком – сержантом и в первый же день в условиях исключительного противодействия зенитной артиллерии противника произвел 3 успешных боевых вылета в район Паныри, Александровка.
За время боевой работы с 5 июля 1943 года по 1 мая 1944 года Мошков произвел 106 успешных боевых вылетов на различных участках Центрального и Белорусского фронтов, в результате которых лично уничтожил: 22 танка, свыше 40 автомашин, 19 орудий полевой артиллерии, 15 орудий зенитной артиллерии, 7 минометных батарей, 2 паровоза, 12 вагонов, взорвал 3 склада боеприпасов, 2 склада горючего, разрушил один крупный мост, 2 переправы, потопил 1 речной пароход, уничтожил свыше 700 человек живой силы противника. В воздушных боях лично сбил 4 самолета противника.
За это время старший лейтенант Мошков прошел славный, богатый героическими подвигами путь напряженной боевой работы на самых важных и ответственных участках Центрального и Белорусского фронтов. Его грозный Ил-2 нещадно громил и истреблял живую силу врага и его технику в дни жестокой Орловской битвы в районах Поныри Мало-Архангельск, появляясь в день над расположением врага по 3-4 раза. 25 раз летал Мошков на уничтожение укрепления полевой артиллерии и живой силы в районы: г. Кромы, г. Орел.
Исключительно эффективно действовали группы, ведомые Мошковым , по коммуникациям, боевым порядкам противника в боях за , ведомые Мошковым , по коммуникациям, боевым порядкам противника в боях за Новгород-Сиверский, Конотоп, Бахмач, Нежин. Несколько благодарностей получил Мошков и его группа за оказание содействия наземным частям при форсировании рек Десна, Днепр, Сож и Припять, действуя по уничтожению обороны и подходящих резервов в районах: Новгород-Сиверсикий, Дымер, Лоев, Гомель, Жлобин, Калинковичи.
В боевых операциях на Гомельском, Жлобинском и Ковельском участках фронта Мошков показал подлинное тактическое и летное мастерство, образцово выполняя в качестве ведущего групп боевые задания в снегопад и туманы, он безошибочно выходил на цель, производил по 4-5 заходов, нанося противнику большой урон в технике и живой силе. Четкая отработка всех элементов техник пилотирования, высокая тактическая грамотность и умелое использование огневой мощи самолета, большой практический опыт превратили тяжелый Ил-2 в руках Мошкова в истребитель, при помощи которого он в воздушных сбил 4 истребителя противника, в грозное оружие истребителя танков, полевой артиллерии, автомашин, число которых на счету Мошкова растет и исчисляется десятками. За период боевой работы на фронте Отечественной войны Мошков участвовал в 14 воздушных боях; 12 раз приводил самолет с повреждением рулей, шасси, плоскостей, 1 раз привел трудно управляемый самолет на свой аэродром будучи серьезно раненым в голову, два раза был подбит и приводил самолет на свою территорию.
За мастерское ведение воздушных боев, высокую эффективность бомбардировочно-штурмовых ударов, отличные действия в сложных метеоусловиях Мошкову и его группе 5 раз выносили благодарность наземные части, несколько благодарностей объявлено Мошкову командованием армии, дивизии и полка. Личную благодарность получил Мошков от командующего 6 ВА генерал-лейтенанта Полынина за героические и умелые действия в сложных метеоусловиях на Ковельском участке фронта.
За самоотверженную боевую работу, героизм и мужество Мошков награжден 4-мя орденами Союза ССР. Последним орденом награжден 14 апреля 1944 г. /пр. 6 Воздушной Армии № 020/н / После награждения 4-я орденами Мошков произвел 28 успешны боевых вылетов на самолета Ил-2 на Ковельском участке фронта в качестве ведущего групп по 6-10 самолетов, в результате которых лично уничтожил 3 танка, 6 орудий полевой артиллерии, 1 паровоз, 6 ж.д. вагонов, 3 зенитных орудия, 17 автомашин, свыше 70 человек живой силы противника. В воздушном бою сбил 1 самолет противника ФВ-190. Выполняя большинство боевых задания на этом участке фронта в сложных метеоусловиях, при сильном противодействии ЗА и истребителей противника, Мошков производил по 3-4 боевых вылета в день.
Самоотверженность, героизм, высокое мастерство и отвагу проявил при выполнении следующих боевых заданий:
7.7.43 года выполняя боевое задание в районе Мало-Архангельск при исключительно сильном противодействии ЗА произвел 4 захода на цель на поврежденном еще на первом заходе самолете, в результате которых бомбами ПТАБ уничтожил 2 танка и взорвал крупный склад боеприпасов. В воздушном бою группа 6 Ил-2 с 8-мью ФВ-190 отбил 4 атаки истребителей, атаковавших ведущего группы; самолет с большими повреждениями плоскости, стабилизатора и левой ноги шасси /18 пробоин/ привел и мастерски посадил на одно колесо на своем аэродроме.
9.7.43 г. выполняя боевое задание в районе Мало-Архангельск, Бузулук в дождь при видимости 1-2 км. При сильном противодействии ЗА противника произвел 3 захода на цель, уничтожив при этом бомбами ПТАБ из группы 45-16 танков, находящихся на заправке, 2 танка типа “Тигр”. В воздушном бою группы 10 Ил-2 с 15-тью Ме-109, лично сбил один самолет Ме-109.
1.8.43 г. при выполнении задания в районе Чубарово-Кромы, отстав от группы ввиду повреждения самолета, вел воздушный бой с 2-я ФВ-190, умело используя огневую мощь и маневр Мошков дал возможность своему воздушному стрелку сбить ФВ-190.
5.8.43 г. выполняя задание в районе Опальково-Кромы прорываясь к цели через сплошную завесу зенитного огня, в кабине летчика разорвался снаряд ЗА, осколками которого был серьезно ранен в голову Мошков, несмотря на ранение Мошков произвел 4 захода на цель исключительно эффективно, использовав при этом ампулы КС, которыми был подожжен склад боеприпасов и накрыта позиция полевой артиллерии.
12.1.44 г. выполняя боевое задание в районе Холмич, при видимости 1-1,5 км. точно сброшенными бомбами накрыл позицию батареи полевой артиллерии. В воздушном бою с ФВ-190 очередью со всех точек лично сбил 1 самолет ФВ-190.
3.4.44 г. выполняя боевое задание на Ковельском участке фронта в районе Тужск, Сатрые Кошары точно сброшенными бомбами уничтожил один крупный танк, в воздушном бою группы Ил-10 с 15 ФВ-190 лично сбил 1 самолет ФВ-190.
1.5.44 г. выполняя боевое задание в районе Тужск, Ковель при сильном противодействии ЗА произвел 4 захода на цель, в результате которых уничтожил 2 орудие полевой артиллерии, 2 автомашины и до 20 человек живой силы пр-ка. Огнем ЗА самолет Мошкова был подожжен, самолет почти терял управление, все же Мошков старался сбить пламя и взал курс на свою территорию и оставил самолет только тогда, когда выполняя его команду воздушный стрелок выпрыгнул с самолета и раскрыл парашют, а на пылающем самолете начал взрываться боекомплект, совершив при этом мастерский прыжок с высоты 100 м. Мошков приземлился в 2 км от линии фронта.
За самоотверженное выполнение боевых заданий, героизм, мужество и отвагу, проявленные на фронте борьбы с немецким фашизмом достоин награждения высшей правительственной наградой присвоения звания “Герой Советского Союза”
Командир 451 штурмового авиационного полка подполковник Плохов
26 июня 1944 года
Достоин высшей правительственной награды присвоения звания “Герой Советского Союза”
Командир 299 штурмовой авиационной Нежинской Краснознаменной дивизии генерал-майор авиации Крупский
30 июня 1944 года
Достоин высшей правительственной награды присвоения звания “Герой Советского Союза”
Командующий 16 воздушной армии генерал-полковник авиации Руденко
5 июля 1944 года
Заключение Военного совета фронта
Достоин высшей правительственной награды присвоения звания “Герой Советского Союза”
Командующий войсками 1 Белорусского фронта маршал Советского Союза Рокоссовский
Член Военного совета 1 Белорусского фронта генерал-лейтенант Булганин
8 июля 1944 года
Список известных побед
№п/п | Дата | Тип | Место | Часть | На самолёте | Примечания |
1. | 09.07.43 | Ме-109 | Малоархангельск | 431шап | Ил-2 | 1] |
2. | 01.08.43 | Ме-109 | Чувардино | 431шап | Ил-2 | 1] В паре совместно с Широбоковым. Возможно, Fw-190. |
3. | 12.01.44 | Fw-190 | Холмичи | 431шап | Ил-2 | 1] |
4. | 03.04.44 | Fw-190 | Тужск | 431шап | Ил-2 | 1] |
5. | 10.08.44 | Ю-87 | Толачин | 174 гшап | Ил-2 | 1] |
Справка:
16-я воздушная Краснознамённая армия (сокр. 16 ВА) — воинское объединение ВВС РККА и ВВС СССР (1942—1992), принимавшее участие в Великой Отечественной войне, и ВВС Российской Федерации (1992—2009).
Командующие:
- Степанов П. С. (08.08.1942 – 28.09.1942), генерал-лейтенант авиации
- Руденко С. И. (28.09.1942 – до конца войны), генерал-майор авиации, с конца января 1943 г. генерал – лейтенант авиации, с мая 1944 г. генерал – полковник авиации
Сформирована в августе 1942 г. из соединений и частей 8-й воздушной армии и резерва Ставки ВГК. Первоначально в неё вошли 220-я и 283-я истребительные, 228-я и 291-я штурмовые авиадивизии и 2 отдельных авиаполка.
С момента создания и до последнего дня войны 16-я воздушная армия постоянно действовала в составе одного фронта, который в разные периоды имел наименования: Сталинградский, Донской, Центральный, Белорусский и 1-й Белорусский фронт. В составе Сталинградского, Донского, Центрального, Белорусского и с 17 февраля 1944 г. 1-го Белорусского фронтов участвовала в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Левобережной Украины, Белоруссии и Польши, в Берлинской наступательной операции. За годы войны армия совершила около 280 самолёто-вылетов.
Вклад авиаторов 16-й ВА в Победу огромен. Участвуя в сражениях с врагом на главных стратегических направлениях, они уничтожили 5700 самолётов, из них 859 на земле, 3536 танков, свыше 173 тысяч солдат и офицеров врага. За боевые отличия 30 её соединений и частей преобразованы в гвардейские, 208 награждены орденами, 64 присвоено почётное наименование; свыше 27,5 тысяч воинов армии награждены орденами и медалями, более 200 лётчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, а А.Е. Боровых, В.М. Голубев и Е.Я. Савицкий удостоены этого звания дважды, И.Н. Кожедуб – трижды.
Фильм «16-я Воздушная: К 70-летию образования Краснознаменного объединения»
299-я «Нежинская» Краснознаменная ордена Суворова II степени штурмовая авиационная дивизия (299-я шад) — соединение Военно-воздушных сил (ВВС) Вооружённых сил РККА штурмовой авиации, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
Сформирована 8 ноября 1942 г. В составе действующей армии с 18 января 1943 г. по 19 августа 1944 г.
С 8 ноября 1942 г. по 18 января 1943 г. – в составе Резерва Верховного Главного Командования. С 18 января 1943 г. по март 1943 г. – в составе 15-й Воздушной Армии Брянского Фронта. С марта 1943 г. по 20 октября 1943 г. – в составе 16-й Воздушной армии Центрального Фронта. С 20 октября 1943 г. по 24 февраля 1944 г. – в составе 16-й Воздушной Армии Белорусского Фронта. С 24 февраля 1944 г. по 5 апреля 1944 г. – в составе 16-й Воздушной Армии 1-го Белорусского Фронта. С 5 апреля 1944 г. по 16 апреля 1944 г. – в составе 16-й Воздушной Армии Белорусского Фронта. С 16 апреля 1944 г. по 3 июля 1944 года – в составе 16-й Воздушной Армии 1-го Белорусского Фронта. С 3 июля 1944 года по конец июля 1944 г. – в составе 6-й Воздушной Армии 1-го Белорусского Фронта. С конца июля 1944 г. по 19 августа 1944 г. – в составе 16-й Воздушной Армии 1-го Белорусского Фронта.
С 8 ноября 1942 г. по 18 января 1943 г. – в составе 3-го Штурмового Авиационного Корпуса.
Состав дивизии:
- 41-й штурмовой авиационный полк – с 8 ноября 1942 г. по 12 ноября 1943 г.
- 218-й штурмовой авиационный полк – с 8 ноября 1942 г. по 19 августа 1944 г. Приказом НКО №0270 переименован в 173-й Гвардейский «Слуцкий» Краснознамённый штурмовой авиационный полк.
- 874-й штурмовой авиационный полк – с 8 ноября 1942 г. по 19 августа 1944 г. Приказом НКО №0270 переименован в 175-й Гвардейский «Слуцкий» Краснознамённый штурмовой авиационный полк.
- 431-й штурмовой авиационный полк – с 26 марта 1943 г. по 19 августа 1944 г. Приказом НКО №0270 переименован в 174-й Гвардейский «Слуцкий» Краснознамённый штурмовой авиационный полк.
- 217-й штурмовой авиационный полк – с 6 апреля 1943 г. по 25 марта 1944 г.
- 658-й штурмовой авиационный полк – с 27 мая 1944 г. по 19 августа 1944 г.
Участие в операциях и битвах:
- Орловская операция «Кутузов» – с 12 июля 1943 г. по 18 августа 1943 г.
- Черниговско-Припятская операция – с 26 августа 1943 г. по 30 сентября 1943 г.
- Гомельско-Речицкая операция – с 10 ноября 1943 г. по 30 ноября 1943 г.
- Освобождение Правобережной Украины – с 24 декабря 1943 г. по 17 апреля 1944 г.
- Калинковичско-Мозырская операция – с января 1944 г. по февраль 1944 г.
- Рогачевско-Жлобинская операция – с 21 февраля 1944 г. по 26 февраля 1944 г.
- Белорусская операция «Багратион» – с 24 июня 1944 г. по 19 августа 1944 г.
- Бобруйская операция- с 24 июня 1944 г. по 29 июня 1944 г.
- Минская операция- с 29 июня 1944 г. по 4 июля 1944 г.
- Барановичская операция- с 5 июля 1944 г. по 16 июля 1944 г.
- Люблин-Брестская операция- с 18 июля 1944 г. по 2 августа 1944 г.
Присвоение Гвардейских званий:
Приказом НКО №0270 от 19 августа 1944 года 299-я «Нежинская» Краснознамённая ордена Суворова II степени штурмовая авиационная дивизия переименована в 11-ю Гвардейскую «Нежинскую» Краснознамённую ордена Суворова II степени штурмовую авиационную дивизию.
Приказом НКО №0270 от 19 августа 1944 года 218-й «Слуцкий» Краснознамённый штурмовой авиационный полк переименован в 173-й Гвардейский «Слуцкий» Краснознамённый штурмовой авиационный полк.
Приказом НКО №0270 от 19 августа 1944 года 431-й «Слуцкий» Краснознамённый штурмовой авиационный полк переименован в 174-й Гвардейский «Слуцкий» Краснознамённый штурмовой авиационный полк.
Приказом НКО №0270 от 19 августа 1944 года 874-й «Слуцкий» Краснознамённый штурмовой авиационный полк переименован в 175-й Гвардейский «Слуцкий» Краснознамённый штурмовой авиационный полк.
Почетные наименования:
Приказом НКО №207 от 4 мая 1943 года 41-му штурмовому авиационному полку присвоено почётное наименование «Воронежский».
Приказом ВГК №12 от 15 сентября 1943 года 299-й штурмовой авиационной дивизии присвоено почётное наименование «Нежинская».
Приказом НКО от 27 июля 1944 года 218-му штурмовому авиационному полку присвоено почётное наименование «Слуцкий».
Приказом НКО от 27 июля 1944 года 431-му штурмовому авиационному полку присвоено почётное наименование «Слуцкий».
Приказом НКО от 27 июля 1944 года 874-му штурмовому авиационному полку присвоено почётное наименование «Слуцкий».
Награды:
– Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1943 года 299-я «Нежинская» штурмовая авиационная дивизия награждена орденом «Боевого Красного Знамени».
– Указом Президиума Верховного Совета СССР от ? июля 1944 года 299-я «Нежинская» Краснознамённая штурмовая авиационная дивизия награждена орденом «Суворова II степени».
– Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 года 218-й «Слуцкий» штурмовой авиационный полк награждён орденом «Боевого Красного Знамени».
– Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 года 431-й «Слуцкий» штурмовой авиационный полк награждён орденом «Боевого Красного Знамени».
– Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 года 874-й «Слуцкий» штурмовой авиационный полк награждён орденом «Боевого Красного Знамени».
В списке Героев Советского Союза 299-й штурмовой авиационной дивизии 13 лётчиков. В их числе старший лейтенант Мошков Борис Николаевич.
Книги, в которых рассказывается о Б.Н. Мошкове
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/.
Настоящее двухтомное издание Словаря знакомит читателей с краткими биографиями Героев Советского Союза. Это — первый труд подобного рода, основанный на документальных источниках. Труд разрабатывался Главным управлением кадров и Институтом военной истории Министерства обороны СССР. В нём широко использовались документы и материалы Президиума Верховного Совета СССР, Центрального архива Министерства обороны СССР, Центрального государственного архива Советской Армии и Центрального военно-морского архива. Подбор фотографий осуществлялся Центральным музеем Вооружённых Сил СССР. Большой вклад в создание труда внесли кадровые органы видов Вооружённых Сил и родов войск, другие организации и учреждения. Авторский коллектив использовал также многочисленную историко-документальную и художественно-публицистическую литературу, рассказывающую о жизни и подвигах Героев Советского Союза, изданную в республиках, краях, областях. Изучались материалы периодической печати, статьи самих Героев Советского Союза. В целях более полной достоверности помещённых в труде биографий редакционная коллегия привлекла к их проверке и уточнению краевые, областные, городские и районные военные комиссариаты. Помощь была оказана также местными партийными органами и Советами народных депутатов. Во многих случаях возникала потребность в личных контактах, переписке с Героями Советского Союза, их родными и близкими.
- Книга памяти Республики Коми. Т. 12 / сост., редакторы : А. А. Карпов, О. А. Сергичева, Л. Н. Двинская. — Сыктывкар, 2013.
Данное издание – это книга-мемориал, своеобразный памятник участникам Великой Отечественной войны, уроженцам Республики Коми, призванным из Коми, либо жившим в республике после войны. В томá книги вошли имена воинов, погибших в боях, умерших от ран, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Отдельно представлены сведения о фронтовиках, вернувшихся с войны. В состав редколлегии вошли ветераны войны, работники Республиканского, городских и районных военкоматов, муниципальных образований, архивов, музеев, активисты-поисковики.
- Книга Памяти Ивановской области. Т.6. – Иваново, 1995.
- Голубев, Е. Боевые звезды: Герои Советского Союза – костромичи. Изд-е 3-е доп. и испр. / Е. Голубев; Ред. В. Ижицкий.- Кострома, 2009.
В книгу включены новые изыскания по теме войны, в частности, вписаны новые имена Героев – костромичей.
- Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. — Ярославль, 1980.
- 16-я воздушная / Г. К. Пруссаков, А. А. Васильев, Ф. С. Лучкин. – М., 1973
В книге рассказывается о славном боевом пути 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны.
Летчики 16-й воздушной громили гитлеровских захватчиков под Сталинградом и Курском, на Украине и в Белоруссии, в небе братской Польши, принимали участие в Берлинской операции, всегда прочно удерживая господство в воздухе.
Авиаторы армии совершили около 290 тысяч боевых вылетов. Свыше 200 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, более 27 тысяч авиаторов отмечены правительственными наградами.
Книга написана на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов минувшей войны.
Глава третья. На бобруйско-варшавском направлении
Раздел «В боях за освобождение западных районов Белоруссии и восточной части Польши»
«Замечательный подвиг совершили 10 августа [1944 г.] летчики 431-го шап под командованием Героя Советского Союза капитана Д. И. Смирнова и старшего лейтенанта Б. Н. Мошкова. Уничтожая вражескую артиллерию в районе Гловачува, летчики-штурмовики заметили, что иад боевыми порядками наших войск разворачиваются для атаки 25 немецких бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием 10 истребителей ФВ-190. Правильно оценив обстановку, Мошков подал по радио команду: “Атаковать вражеские бомбардировщики!” Первым от группы отделился лейтенант М. И. Пеньков и смело бросился на ведущее звено Ю-87. Затем вся группа наших штурмовиков врезалась в строй “юнкерсов”. Среди фашистских пиратов возникло замешательство, которым не замедлили воспользоваться наши летчики. По одному “юнкерсу” сбили Мошков и Пеньков (впоследствии обоим летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза). Прикрывавшая штурмовиков группа из 10 истребителей 530-го иап уничтожила 8 вражеских самолетов, потеряв лишь один Ла-5. Штурмовики потерь не имели. Попытка фашистов атаковать наши войска была сорвана».
«К началу августа войска правого крыла фронта (48, 65 и 28-я армии) значительно отстали (примерно на 100 км) от войск центра и левого крыла, вышедшего к Висле. Скорейшее выравнивание линии фронта и захват плацдарма на реке Нарев (на пултуском направлении) стали главной задачей этих армий. 16-я воздушная армия получила задачу поддержать войска в наступлении и захвате плацдарма. Для этого были выделены 2-я гвардейская и 299-я шад, 282-я и 286-я иад и 271-я нбад…
Несмотря на сложную воздушную обстановку, штурмовики действовали смело и результативно. В эти дни отличились группы 299-й шад, возглавляемые подполковниками Н. К. Лысенко и М. Г. Волковым, майорами Н. П. Матвеевым и К. Е. Страшным, капитанами М. И. Кучинским, Н. С. Лацковым и Н. В. Опариным, старшими лейтенантами Г. В. Баламуткиным и Б. Н. Мошковым, лейтенантом Е. Н. Селяниным и многими другими. Летчики 218, 431 и 874-го шап всегда отличались высоким боевым мастерством…
Ряды авиаторов армии пополнились новой группой кавалеров Золотой Звезды. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 2 и 19 августа 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и доблесть звание Героя Советского Союза было присвоено генерал-полковнику авиации С. И. Руденко, майору Е. А. Азарову, капитанам О. С. Беликову и К. Ф. Захарову (посмертно), старшим лейтенантам Ф. Б. Бубликову и Б. Н. Мошкову, лейтенанту Б. А. Лахтину и полковнику П. Ф. Чупикову».
Глава пятая. В битве за Берлин
Воздушная армия в завершающей битве
«В ночь на 24 апреля экипажи 9-й гвардейской и 242-й нбад с большим напряжением действовали по войскам противника и его объектам в Шпандау и Вильгельмштадте, выполнив 525 вылетов.
Днем из-за крайне неблагоприятных метеоусловий бомбардировщики воздушной армии вели лишь разведку погоды. На аэродромах была развернута подготовка к вылетам по плану операции «Салют».
«11-я гвардейская шад при сопровождении истребителей 282-й иад уничтожала отходившие колонны вражеских войск южнее Фюрстенвальде и разрушала переправы через Шпрее в этом же районе. По оценке командования дивизии, удачно действовали группы штурмовиков, возглавляемые капитанами Б.Н. Мошковым и И.Н. Прониным, старшими лейтенантами Героем Советского Союза Г.В. Баламуткиным, И.Ф. Фатеевым и лейтенантом М.Н. Фесенко, а также экипажи младших лейтенантов Д.В. Бородина и Н.Р. Малькова. Штурмовики выполнили 130 вылетов.
Истребители воздушной армии прикрывали войска и свои штурмовики, а в порядке обеспечения предстоящей воздушной операции «Салют» части 3-го иак нанесли удары по аэродромам Вильгельмштадт, Нойруппин и Дальгов. В середине дня 14 истребителей Як-9 во главе с командиром 812-го иап майором М. В. Власовым штурмовали аэродром Вильгельмштадт, на котором было обнаружено 20 ФВ-190 и 7 Ю-87. На аэродроме было сожжено 5 самолетов и несколько повреждено. Налет был внезапным для противника. Зенитная артиллерия противодействия не оказала».
- Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. — Ярославль, 1980.