Никишин Михаил Дмитриевич (1907 — 1982) — майор ВВС, командир эскадрильи 448-го штурмового авиационного полка 281-й штурмовой авиационной дивизии 14-й воздушной армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).
аудио Книга «Герои огненных лет».
Выдержки из статьи «Уходили в бой штурмовики. Герой Советского Союза Никишин Михаил Дмитриевич»
Михаил Дмитриевич НИКИШИН
(статья из книги А. Александрова «Звезды отважных»)
М.Д. Никишина можно считать ветераном-первопроходцем гражданской авиации Европейского Севера. В предвоенные и послевоенные годы почти двенадцать лет он бороздил небо Коми республики и соседних с ней областей, обслуживая нужды новостроек промышленности и транспорта. В сентябре 1941 г. на своем безотказном самолете Р-5 из Княжпогоста добровольцем отправился на защиту Ленинграда.
К тому времени Михаил Никишин был уже не молодым, достаточно опытным летчиком. Родился он в 1907 году в подмосковной деревне Воропино Шатурского района, в крестьянской семье. Окончил три курса строительно-конструкторского техникума, был рабочим на одном из московских заводов. По комсомольскому спецнабору его направили на учебу в военную школу летчиков, которую он окончил в 1935 году.
Однако в мирные годы Николаю Никишину не пришлось служить военным летчиком. По направлению Московского отдела гражданской авиации он три года работал летчиком-инструктором летной школы при Управлении строительства канала Волга — Москва, где достиг высокого летного мастерства и опыта умелого наставника. Затем его направили на новую крупную стройку в республику Коми. В 1938 г. в Княжпогосте формировался авиаотряд Управления начинающегося строительства Северо-Печорской железной дороги. Одним из линейных летчиков этого небольшого отряда, обслуживающего нужды строительства железной дороги Котлас — Воркута, и стал работать член ВКП(б) с 1938 года Михаил Дмитриевич Никишин.
О боевых делах летчика-штурмовика Михаила Никишина на фронтах Великой Отечественной войны написано в мемуарной и очерковой литературе много поучительного. Большой интерес представляет биографический очерк журналиста В. Мерца «Катюши бьют с неба». Фрагментарно, но достаточно последовательно и образно рассказано о летной работе коммуниста Никишина в мирные предвоенные и послевоенные годы на Севере и о его боевых делах на фронтах Великой Отечественной войны. Положив в основу повествования материалы беседы и личные наблюдения при встрече с Героем, автор раскрыл его высокие моральные, душевные, человеческие качества, о которых не всегда могут рассказать скупые строки официальных документов, особенно боевых донесений военной поры. Но все же главным источником для объективного освещения боевого пути летчика могут быть архивные документы.
Архивные документы свидетельствуют о том, что летчик М. Никишин участвовал в Великой Отечественной войне с середины ноября 1941 года на Волховском фронте со времени его организации и до расформировании в феврале 1944 года. Затем он воевал на Ленинградском, 3-м Прибалтийском и снова на Ленинградском до окончания на этом фронте военных действий.
Но не сразу опытный гражданский летчик стал лихим штурмовиком. Начинать военную карьеру ему пришлось с фронтовой военно-транспортной авиации, в которой он, выражаясь словами поэта Твардовского, «трудился без наград и громкой славы» около года. Летал на тех же машинах: Р-5 и на «тряпочном», но послушном самолете ПО-2, на котором в свое время совершал полеты над тайгой и тундрой в Коми АССР. На Волховском фронте эта работа отличалась от мирной тем, что приходилось перевозить боеприпасы, горючее для авиации передового базирования и к переднему краю наземных войск. Часто случалось уходить от преследования вражеских истребителей, а порой выкручивать у самой земли такие фигуры, которые не под силу истребителю. Все эти обстоятельства не остались незамеченными командованием ВВС фронта. Осенью 1942 г., совершив 214-й полет на самолете Р-5, Никишин после убедительной личной просьбы был переведен в УТАП (Учебно-тренировочный авиационный полк) только что созданной 14-й воздушной армии Волховского фронта: стал переучиваться летать на самолете-штурмовике. Давнюю мечту — стать летчиком-истребителем — пришлось забыть. Однако природные «истребительские» замашки, помноженные на большой опыт полетов в сложных условиях Севера, помогли быстро овладеть секретами мастерства лихого штурмовика. После двух учебных полетов на Илах, что редко случается, Никишин уже летал самостоятельно с большим мастерством. И его оставляли, было, инструктором в УТАПе.
Надо сказать, что в годы войны не одному летчику Никишину, а многим летчикам, пехотинцам, артиллеристам, офицерам других родов войск, отлично владеющим своей специальностью, была определена такая участь — выполнять ответственную задачу: в короткие сроки готовить боевых командиров на различных армейских фронтовых и прочих курсах. Большая часть командиров учебных подразделений, даже понимая всю важность и ответственность своей задачи в достижении боевых успехов на фронтах, готовилась и нетерпеливо ждала себе замены, чтобы вернуться в действующие войска. Летчику Никишину в самом начале удалось преодолеть этот барьер на пути в действующую армию. По личному рапорту его направили в 448-й (впоследствии Краснознаменный, Нарвский) штурмовой авиационный полк на должность заместителя командира 2-й авиаэскадрильи.
Новый заместитель комэска как-то быстро и легко вошел в боевой коллектив полка. После прорыва блокады Ленинграда 14-я воздушная армия развернула еще более активное участие в операциях войск Волховского и Ленинградского фронтов, преследовавших цель расширить отвоеванный у врага приладожский коридор в направлении Мги, Синявинских высот и болот, а также сорвать подготовку нового наступления немецко-фашистских войск, их решительного натиска на город Ленина. «В целом с февраля до середины июля 1943 г.,— говориться на 220-й странице книги «На Волховском фронте. 1941—1944 гг.», — 14-я воздушная армия действовала непрерывно и с достаточно высоким напряжением… 80% (полетов) приходилось на непосредственную поддержку сухопутных войск и прикрытие их в воздуха…»
Старшему лейтенанту Никишину приходилось производить по 4—5 вылетов в день в качестве ведущего и, как правило, успешно. Так, например, 10 мая 1943 г. по вызову наземного командования он уничтожал артиллерию и живую силу противника на участке в районе Гонтовая Липка. Задание группа выполнила отлично. В присланной от наземного командования телеграмме было сказано: «Наземники отмечают отличную работу четырех ИЛ-2 10.05.43 г. утром на участке Гонтовая Липка. Внезапным налетом был нанесен мощный удар по огневым точкам противника. Противник был ошеломлен, совершенно не ожидая их появления, в грохоте артогня обнаружил Илы только тогда, когда стали взлетать на воздух его разбитые минометы и пушки. Это мастерский удар, который командование 2-й ударной армии наблюдало впервые. Наземники восхищены и благодарят».
В этом полете,— подчеркивал командир полка,— старший лейтенант Никишин проявил исключительное упорство, мужество и летное мастерство. Несмотря на то, что верхний узел сервонасоса правой стойки шасси лопнул, и она вывалилась, ст. лейтенант Никишин пошел на цель, выполнил боевой приказ и возвратился на свой аэродром, где мастерски произвел посадку, сохранив, самолет ИЛ-2.
В июле 1943 г. отлично действовала группа Никишина в составе шести самолетов ИЛ-2 по подавлению артиллерии на опорном пункте противника южнее поселка 2-й Эстонский, а в сентябре уничтожала огневые средства, живую силу и разрушила оборонительные сооружения в опорном пункте противника Спасская Полисть на участке 59-й армии Волховского фронта. На цель было произведено 6 заходов, что редко удается достичь без потерь летно-подъемного состава и техники. Когда на фронте воцарялось временное затишье, противостоящие стороны готовились к новым активным операциям, старший лейтенант Никишин в качестве ведущего воздушных «охотников» выискивал и уничтожал железнодорожные эшелоны с войсками и техникой противника по линии Тосно — Чудово — Новгород— Дисино. За успешные боевые действия в 1943 г. при защите города Ленина старший лейтенант Никишин был удостоен ордена Красного Знамени и медали «За оборону Ленинграда».
Михаил Никишин активно участвовал и в последующих операциях на Волховском фронте, а затем на Ленинградском — за полную деблокаду города Ленина, в освобождении Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, Эстонии от фашистских захватчиков. В этих боях он проявил мужество и героизм. До изнеможения работал в Новгородско-Лужской операции Волховского фронта в интересах 59-й армии, разрушая вражеские оборонительные укрепления бомбовыми ударами и уничтожая живую силу и технику противника.
После ликвидации в феврале 1944 г. Волховского фронта М. Никишин воевал на 3-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Уничтожал огневые средства и живую силу на оборонительных позициях й при преследовании отходящего противника в районе юго-западнее Нарвы, в других районах Прибалтики.
Вот пример успешного действия М. Никишина в качестве ведущего 2-й группы в составе шестнадцати штурмовиков ИЛ-2 в массированном бомбардировочно-штурмовом налете на аэродром противника Лапперанта 2 июля 1944 года: уничтожено 11 самолетов противника, взорван склад с горючим. В воздушном бою штурмовики сбили 4 вражеских истребителя. Одного из них — воздушный стрелок из экипажа старшего лейтенанта Никишина.
За успешное выполнение боевых заданий командования М. Д. Никишин в 1944 г. был награжден тремя боевыми наградами. К первой награде — ордену Красного Знамени прибавились второй орден Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II степени. В августе 1944 г. старший лейтенант Никишин был назначен командиром авиа- эскадрильи. «В боевых действиях полка по освобождению от немецких захватчиков Советской Эстонии,— отмечено в наградном документе,— эскадрилья старшего лейтенанта Никишина по боевой работе заняла первое место в полку… Сам комэск Никишин в дни напряженной боевой работы на Карельском перешейке по прорыву сильно укрепленной полосы противника и в боях по освобождению Советской Эстонии более чем вдвое перекрывал установленное число боевых вылетов в день в качестве ведущего». «Летный состав, следуя примеру командира,— отмечает командование полка,— героически сражается над полем боя, делая по 4-5 заходов на цель».
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм, за высокую организованность, четкий порядок и железную военную дисциплину в эскадрилье, за умелое и мужественное руководство боевыми действиями групп самолетов над целью, командир 447-го штурмового авиационного Нарвского полка полковник Баешко в конце сентября 1944 г. вышел с ходатайством о представлении старшего лейтенанта Никишина к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза. К этому времени на счету старшего лейтенанта Никишина было 87 боевых вылетов на штурмовку на самолете ИЛ-2 и 214 вылетов на самолетах Р-5 и ПО-2 на спецзадания. А всего при его лидировании в полку, отмечено в наградном листе, совершено 348 успешных вылетов.
За указанный период боевой работы на фронтах Великой Отечественной войны, говорится в заключении наградного документа, экипаж старшего лейтенанта Никишина и группы экипажей, лидируемые им, по подтвержденным данным, нанесли противнику следующие потери: подавлено огнем и частично уничтожено — 42 орудия полевой и зенитной артиллерии, минометов — 22, зенитно-пулеметных точек — 16; разбито и повреждено паровозов — 4, железнодорожных эшелонов — 3, отдельных вагонов в эшелонах — 26, автомашин различного назначения — 47, повозок с различным военным имуществом — 29, мотоциклов — 14, самолетов на аэродромах — 7; взорвано I складов с боеприпасами, горючим — 14, создано очагов пожаров, сильных взрывов 24, разрушено различных зданий, укрепленных огневых точек 35, истреблено до 300 солдат и офицеров. Разумеется, на этом не закончился боевой счет командира второй авиаэскадрильи.
1945 г. Михаил Никишин встретил уже капитаном ВВС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№5329). Боевой счет ударов по врагу штурмовика Никишина продолжался до самой победы.
После победоносного завершения Великой Отечественной войны майор в запасе, затем в отставке коммунист Никишин вернулся к мирной работе. Прошел школу высшей летной подготовки ГВФ и более 8 лет, пока позволяли возраст и здоровье, работал в северной авиации, обеспечивая нужды добытчиков богатств недр, строителей городов — Норильска, Воркуты, Ухты, новых промышленных поселков. С 1954 г. Михаил Дмитриевич жил и работал в Москве, но связи с Севером не прерывал. Несмотря на немолодой возраст, продолжал трудиться в Московской конторе Норильского горнометаллургического комбината, активно участвовал в ветеранском движении по военно-патриотическому воспитанию молодежи. М. Д. Никишин умер 29 декабря 1982 г. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Помимо Звезды Героя и ордена Ленина был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, орденом Красной Звезды, медалями. Почётный гражданин Шатурского района.
Имя Никишина увековечено на памятнике летчикам – Героям Советского Союза в с. Пышлицы Шатурского района Московской области, а в г. Шатура установлена памятная доска М.Д. Никишину.
Видео сюжет «Мы помним…: Герой Советского Союза М.Д. Никишин»
А. Журавлев «Лидер неотразимых атак»
(интервью с М.Д. Никишиным на сайте
«Fly-History.ru: История авиации и воздухоплавания»)
Михаил Дмитриевич Никишин широкоплеч, приземист. Лицо выразительное: белесые брови вразлет, под ними серые глаза блестят добрым огоньком, плотно сжатые губы и широкий подбородок свидетельствуют о характере волевом, а посеребренные сединой волосы – о том, что в жизни ему досталось всего – и радостного и горького.
Вспоминая о пережитом, он хмурит брови:
– Судьба бросала меня от края и до края нашей советской земли. Родился в деревне Воронино Шатурского района, что в Подмосковье. Когда закончил начальную школу, подрос и окреп, пошел в плотничью артель. Помахал, поиграл топориком! Сколько изб крестьянских срубил – не счесть! Потом захотел потрогать руками облака. Стал обучаться в аэроклубе, затем в школе военных летчиков. Думал: окончу летную школу, пойду в строевую часть летчиком. Но судьба распорядилась иначе. Назначили меня летчиком-инструктором. Выпустил несколько групп молодых пилотов, как говорится, дал им путевку в небо. Работа была интересная и почетная, а сердце звало в другие просторы, не ограниченные школьными зонами. Вскоре попал на строительство железнодорожной магистрали Котлас – Воркута, стал там линейным летчиком и был безмерно рад такой самостоятельной, творческой, интересной, хотя и очень трудной работе…
Михаил Дмитриевич задумывается, проводит ладонью по широкому, изборожденному морщинами лбу, потом продолжает:
– Когда началась война с фашистской Германией и бои загремели на фронте от Балтики до Черного моря, стал добиваться отправки на фронт. Не отпускали. В трескучие морозы, метели и сизые туманы продолжал летать по трассе Котлас – Воркута, развозил почту, пассажиров, строительные материалы, медикаменты. Так было надо… Но не смирился.
Михаил Дмитриевич улыбнулся, повеселел:
– Однажды вызывает меня начальник строительства магистрали. Пришел к нему. Вижу – хмурится: “Добился своего! А мы как, ты подумал? Кто тебя заменит? Скажи, могу я доверить молодому сосунку полеты на северной трассе, а?” Я слушал, молчал. Начальник строительства тоже замолчал, потом стукнул ладонью по столу и примирительно сказал: “Ну ладно, иди в бухгалтерию, рассчитывайся. И возвращайся после победы”. Он подошел ко мне, дружелюбно обнял, похлопал по спине, спросил: “Договорились?” – “Возвращусь!” – ответил я. И знаете, после войны возвратился на Север. И еще около десяти лет летал по знакомой трассе Котлас – Воркута, осваивал новые трассы.
И вновь задумывается Михаил Дмитриевич:
– Только на фронте со мной сыграли злую шутку. Вместо боевого самолета вручили По-2! В штабе Ленинградского фронта сказали: “Вы опытный летчик транспортной авиации. Будете перевозить к линии фронта срочные и важные грузы, срочную почту, обеспечивать связь с боевыми соединениями и частями, доставлять им боеприпасы и запчасти. Дело очень ответственное”. И я стал летать. Летал днем и ночью, в погоду и непогоду. И мечтал о боевом самолете, о схватках с фашистами, о штурмовых ударах по их позициям… Двести четырнадцать успешных вылетов совершил я на По-2, выполняя специальные задания командования. А потом добился-таки перевода в боевую авиацию и с радостью пересел за штурвал самолета-штурмовика Ил-2. Каждого боевого вылета ждал с нетерпением. Фашисты не зря прозвали наш штурмовик “черной смертью”. В каждом вылете на боевое задание я старался оправдать это название нашего самолета чувствительными ударами по врагу, понимая, что каждый такой удар приближает час нашей победы. Летать нам приходилось много, часто по четыре- пять раз в день. Выматывались, конечно, до последней степени. Бывало, в конце такого летного дня даже не оставалось сил, чтобы выбраться из кабины…
Михаил Дмитриевич прерывает рассказ, открывает и пододвигает ко мне папку с документами.
– Здесь у меня сохранились некоторые бумаги военных лет, – говорит он, смущаясь. – Годы идут, многое забылось. Приходится иногда обращаться к документам, чтобы восстановить в памяти некоторые события.
“Несмотря на свой возраст – 37 лет, – читаю в наградном листе Михаила Дмитриевича, – старший лейтенант Никишин на задания летает с большим желанием. В дни напряженной боевой работы по ликвидации блокады Ленинграда, по прорыву сильно укрепленной оборонительной полосы на Карельском перешейке и в боях по освобождению Эстонии производил по 4-5 вылетов в день в качестве ведущего.
Боевые задания выполняет хорошо и отлично в сложных метеорологических условиях. Над целью умело руководит подчиненной группой. В бою хладнокровен, настойчив, инициативен, проявляет при этом отвагу и геройство”.
Продолжаю внимательно читать документы военных лет, каждая страница которых раскрывает новые черты летчика-героя…
Шел май 1943 года. Повсюду буйствовала вешняя зелень, радовало разноцветье трав, в голубом небе звенели прилетевшие жаворонки и ласточки. Пригородный аэродром оживал, у остывших за ночь штурмовиков появились техники, загремели стремянками, инструментами. Тишина уступила место разговорам, крикам, стуку молотков, оглушительному треску включаемых моторов. Техники и механики готовили самолеты к вылету на боевое задание. Вскоре около командного пункта стали собираться летчики. Они шумно переговаривались, ожидая командира эскадрильи. Комэск майор Александр Пономарев пришел и – сразу за дело.
– Прошу внимания! – обратился он к летчикам. – Получено задание. Не скрою – сложное и опасное. Надо отыскать и уничтожить вражескую тяжелую артиллерийскую батарею. Для этого придется пройти над передним краем противника, проникнуть в его тыл. Батарея где-то здесь, – указал майор на карте предполагаемый район размещения батареи. – Нас будут сопровождать истребители. От группы не отрываться, на побочные цели не отвлекаться, пока не уничтожим батарею. Ясно?
Комэск обвел цепким взглядом летчиков и, убедившись, что задание уяснено, скомандовал:
– По самолетам!
Взревели моторы. Через несколько минут вся эскадрилья была в воздухе. Штурмовики построились, набрали заданную высоту и скрылись в серой пелене неба. На маршруте к ним присоединились истребители сопровождения…
Майор Пономарев строго держал курс к линии фронта. В небе было спокойно. Но это пока. Все летчики знали, что им придется преодолевать заградительный огонь зенитных батарей фашистов. Не исключалась и встреча с “мессершмиттами”. Штурмовики не в первый раз летели за линию фронта и были готовы ко всему.
До линии фронта долетели спокойно. Полоса переднего края обозначилась вспышками выстрелов пушек и минометов, разрывами снарядов и мин, светящимися нитями трассирующих пулеметных очередей.
Вот и к “илам” потянулись эти нити. Они перекрещивались, рассыпались веером, сливались в пучки. Едва штурмовики успели удалиться от переднего края противника, по ним стали бить зенитные батареи. Особенно неистовствовали автоматические пушки. Разноцветные пунктиры их трассирующих снарядов вот-вот, казалось, вонзятся в самолеты. Розовые огоньки разрывов вспыхивали то чуть ниже самолетов, то чуть выше, то правее их, то левее, там и здесь оставляя барашки сизого дыма…
А группа продолжала поиск тяжелой артиллерии, ловко маневрируя в обстреливаемом пространстве. Через минуту-другую майор Пономарев передал по радио:
– Вижу вражескую батарею. Приготовиться к атаке… За мной!
Окинув быстрым взглядом местность, Никишин не сразу разглядел, что там внизу. Лишь присмотревшись повнимательнее, увидел расставленные ромбом большие пушки вражеской батареи. Следуя за ведущим, он ввел самолет в пологое пикирование.
– Теперь держись, вражина! – проговорил Михаил, нацеливаясь на одно из орудий. Он поймал его в прицел и нажал кнопку бомбосбрасывателя. Освободившись от четырех “соток”, самолет взмыл вверх, словно вздохнул облегченно.
Выходя из атаки, Никишин осмотрелся. Вражескую батарею дружно атаковали и его товарищи. Внизу взрывались бомбы, взметывали вверх землю, обломки пушек, снарядных ящиков, клубы дыма и пыли.
– Молодцы! Ударили что надо! – раздались по радио восторженные голоса летчиков истребителей сопровождения, прикрывавших штурмовики. – Работайте спокойно. “Мессеров” не видно.
Фашистских истребителей действительно не было. Зато вражеские зенитчики, опомнившись, открыли ураганный огонь.
– Заходим на вторую атаку! – скомандовал комэск, не обращая внимания на огонь зениток.
И вновь шестерка “илов” пошла в пике. Теперь заговорили их пушки и пулеметы, сокрушая технику, уничтожая вражеских солдат и офицеров.
А зенитки продолжали неистовствовать. Огненные клубки и сизые шапки разрывов все плотнее окружали наши самолеты. Один снаряд разорвался в нескольких метрах от самолета Никишина. В следующую секунду Никишин почувствовал сильный удар снизу. Машину подбросило и затрясло, она накренилась и стала терять скорость. Михаил прибавил обороты. Мотор взревел, но тряска не прекращалась. Не увеличивалась и скорость.
– Спокойно! – проговорил Никишин. – Сейчас разберемся, что там произошло…
– Никишин! – услышал он голос комэска. – У тебя правая “нога” вывалилась из гнезда. Выходи из боя!
– Разрешите остаться, – попросил он. – Рулей самолет слушается. Буду продолжать выполнять задание…
– Хорошо, работайте, – ответил ведущий и подумал: “Молодец. Я бы на его месте поступил так же. Надежный летчик”.
Пренебрегая смертельной опасностью, Михаил повел подбитую машину в очередную атаку на фашистскую батарею. Выпустив реактивные снаряды, он видел, как они попали в цель, взметнув вверх султаны огня и дыма.
Возвращаясь на базу, Михаил соображал, как лучше посадить тяжелый штурмовик на одну стойку шасси. Он был спокоен. Рядом шли его боевые товарищи, каждый из них был готов в любую минуту прийти на помощь. Они наперебой давали ему по радио различные советы. Из опыта летной работы Михаил знал, как нелегко и опасно производить такую посадку. Но он был уверен в себе. Ни секунды не сомневался и в надежности своего боевого друга – самолета.
Над аэродромом сделал несколько кругов, вырабатывая бензин из баков, чтобы облегчить машину и обезопасить ее от пожара. Получив разрешение на посадку, пошел на снижение, выключил мотор, перекрыл бензокраны. Потом, накренив машину на левое крыло, осторожно подвел ее к земле и аккуратно приземлился на одно колесо. Самолет пробежал несколько десятков метров, гася скорость, потом плавно опустился на правое крыло, чиркнул консолью по высокой траве, развернулся на девяносто градусов и застыл…
– Ловко он его посадил, мастерски! – восхищенно воскликнул Пономарев и направился к Никишину, чтобы поздравить его с успешным завершением такого трудного полета.
К вечеру была получена телеграмма от командования 2-й ударной армии. В ней говорилось: “Отмечаем отличную работу группы Ил-2 на участке Гонтовая Липка. Внезапным налетом был нанесен мощный удар по огневым точкам противника. Такой мастерский удар командование 2-й ударной армии наблюдало впервые. Восхищены и благодарим соколов!”
Майские дни были ясными, светлыми. Штурмовики много летали на боевые задания. В эти дни Никишин произвел несколько боевых вылетов на “свободную охоту”. Он любил такие вылеты. Они давали простор инициативе, воспитывали у летчика упорство, целеустремленность, вырабатывали умение отыскивать и уничтожать тщательно замаскированные объекты противника.
И вот ему вновь дано задание вылететь на “свободную охоту” в паре с Николаем Коробейниковым.
Перед вылетом майор Пономарев напутствовал:
– Ваша главная задача – “пощипать” железнодорожные составы на перегоне Тосно – Чудово – Новгород. От боя с истребителями уклоняться! Понятно?
– Задание выполним. Будьте уверены, – заверил комэска Никишин.
Через несколько минут два “ила” взлетели и скрылись за косматыми макушками леса. День клонился к вечеру. Стояла хорошая летная погода. Воздух прозрачный, чистый. Видимость отличная. И маршрут приятный, не однообразный. По пути попадались небольшие заболоченные озера, заросшие ивняком речушки, лесные массивы, на фоне которых можно было скрыться в случае преследования истребителей.
Железнодорожный эшелон Никишин заметил издали. За кургузым паровозом стлался черно-рыжий, словно лисий хвост, на всю длину состава дымный шлейф.
– Приготовиться к атаке! – приказал Михаил ведомому лейтенанту Коробейникову. – Я ударю по паровозу, а ты – по вагонам!
– Добро, командир!
Самолеты пошли в пикирование. Никишин стеганул огненной очередью из пушек по паровозу. Окутавшись паром и дымом, замер весь состав. В это время Николай Коробейников ударил по вагонам. Вспыхнул пожар. Платформа, покрытая серым полотном, взорвалась.
– Сбросить бомбы!
– Высота мала. Опасно!.. – взволнованно предупредил Коробейников.
– Молодец, Коля! Набираем высоту.
Самолеты стали набирать высоту, потом развернулись на сто восемьдесят градусов и вновь пошли в пике.
Словно большие черные капли, оторвались от самолетов бомбы и полетели вниз, ритмично покачиваясь из стороны в сторону. Потом разорвались, корежа вагоны, платформы, колею.
– Полыхает состав.
– Вижу, командир! – радостно ответил Николай.
– Возвращаемся на базу.
…Проходили суровые фронтовые будни. Михаил Никишин успешно командовал звеном. Часто водил в бой группы самолетов и всегда возвращался с победой.
Вот перечень некоторых боевых вылетов Михаила Никишина, взятых из его наградных листов.
“22 июля 1943 года, командуя группой из шести Ил-2 без прикрытия истребителей, Никишин подавил огонь двух батарей полевой артиллерии южнее поселка Эстонский. Задание выполнено отлично. Взорван склад с боеприпасами”.
“3 сентября 1943 года. В качестве ведущего четверки Ил-2 под общим командованием Героя Советского Союза капитана Зинченко уничтожал огневые средства, живую силу и разрушил оборонительные сооружения в опорном пункте противника Спасская Полисть, Задание группа выполнила отлично. На цель было произведено шесть заходов, в результате штурмовых действий возник очаг пожара и произошел взрыв большой силы”.
“1 февраля 1944 года. В составе четверки штурмовиков Никишин уничтожал автотранспорт и живую силу противника на дороге Сольцы – Угоща. Задание выполнено отлично. Сделано четыре захода на штурмовку, уничтожены бензозаправщик, четыре автомашины с боеприпасами и до двадцати пяти повозок с грузом”.
“14 апреля 1944 года. Будучи ведущим пятерки Ил-2, Никишин громил огневые средства и живую силу противника юго-западнее города-крепости Нарва. Наземное командование сообщило, что в опорном пункте противника Барбаши вспыхнули три пожара и произошел сильный взрыв”.
“12 июня 1944 года. Шестерка Ил-2 под командованием старшего лейтенанта Никишина уничтожила эшелоны отступающих войск противника. На станции Перкярви группа атаковала эшелон до 60 вагонов с двумя паровозами. Были разбиты восемь вагонов, уничтожено несколько автомашин и взорван склад с горючим. Пламя и дым наблюдались с расстояния пятидесяти километров…”
Но были у Михаила Никишина и его боевых товарищей не только победы. Летом 1944 года погиб под Ленинградом командир эскадрильи Александр Пономарев. Это была горькая утрата для полка, особенно для Михаила Никишина.
– Я очень любил Сашу, – вспоминает Михаил Дмитриевич. – Работая бок о бок с ним, всегда чувствовал его поддержку, внимание, сердечность. Советы и подсказки его были очень своевременны и ненавязчивы, доброжелательны. Храбрый и дерзкий в бою, на земле он был неторопливым, внимательным и вдумчивым. Настоящий воспитатель, наставник. Летная судьба у него была интересной, хотя и трудной. В начале войны он был сбит над вражеской территорией. Тяжело раненный, нашел силы и выбросился из пылающей машины, сумел раскрыть парашют и приземлиться. Но уже на земле потерял сознание. Очнулся, увидел вокруг себя смеющихся фашистов с прижатыми к животам автоматами. “Рус капут!” – ржали они, пиная его ботинками. Потом, на допросах, издевались, били, обливали холодной водой. Требовали сведений об авиации. Не сказал ни слова. Как камень был. Позже, вылечившись и окрепнув, бежал из фашистского ада. Еле добрался до своих, вернулся в полк и стал еще злее громить врага. И вот – погиб…
Михаил Дмитриевич встал, прошелся по комнате, успокоился, продолжил рассказ о своем комэске:
– Я многому научился у Саши Пономарева. Всегда брал пример с него. А когда меня назначили командиром эскадрильи вместо Пономарева, честно говоря, задумался, смогу ли быть таким руководителем эскадрильи, каким был Пономарев? Не растеряю ли добрую славу эскадрильи?
Нет, доброй славы эскадрильи Никишин не растерял. Наоборот, он приумножил ее своими боевыми делами, умением руководить подчиненными на земле и в суровом фронтовом небе, личным мужеством и храбростью.
Сам летал часто. Задания выполнял честно. Не боялся риска, но шел на него всегда осмысленно.
Однажды шестнадцать штурмовиков под общим командованием подполковника Баешко совершили массированный налет на аэродром противника. В этой полковой группе ведущим второй восьмерки штурмовиков был Михаил Никишин. В то раннее утро погода выдалась великолепная. На востоке занималась заря. В голубом небе плыли редкие облака, подсвечиваемые яркими лучами восходящего солнца.
Летчики знали, что аэродром охраняется истребителями, зенитной артиллерией, прожекторами и прорваться к нему будет нелегко. Летели на высоте тысяча двести метров. Когда подошли к переднему краю обороны противника, он встретил наши самолеты лавиной зенитного огня. Небо над позициями противника ощетинилось разрывами сотен снарядов, непреодолимой, казалось, стеной пулеметного и ружейного огня. Применив противозенитный маневр, группа вышла из зоны обстрела и, прикрываемая нашими истребителями, продолжала полет к цели. Прошло около десяти минут.
– Подходим к цели, – сообщил подполковник Баешко и скомандовал: – Приготовиться к атаке!
Через одну-две минуты штурмовики были над целью.
Вражеский аэродром Никишин увидел издалека. Ровная взлетно-посадочная полоса блестела накатанной и отшлифованной поверхностью. Серыми квадратами выделялись ангары и другие аэродромные сооружения. С двух сторон аэродрома черной стеной стоял лес, по краю которого были расположены стоянки самолетов.
– В атаку! – раздалась команда.
Две восьмерки штурмовиков пошли на цель. Блеснули огненными хвостами реактивные снаряды. Полетели вниз серии авиабомб – “соток”.
Никишин видел, как рвались на взлетно-посадочной полосе бомбы, корежа бетонные плиты. Видел, как на южной окраине аэродрома, там, где стояло приземистое куполообразное здание, вспучился огненный шар и, расширяясь в окружности, устремился вверх. Это взорвался склад бензина.
– Заходим на вторую штурмовку! – услышал Никишин по радио команду ведущего.
Он развернул свою восьмерку и, прижимая самолет к верхушкам леса, понесся к цели. За ним последовали ведомые.
– Пушки к бою! Огонь! – скомандовал он, нажав на гашетку.
Две пушки, установленные в крыльях штурмовика, исторгая огонь, посылали снаряд за снарядом во вражеские самолеты. Вот от прямого попадания вспыхнул “юнкерс”, затем взорвался “брустер”… На стоянке бушевал огонь, и все небо над аэродромом вскоре заволокло дымом.
– Пора уходить! – проговорил Никишин, осматриваясь. – Дело сделано. Вон какой пожар устроили – в полнеба! Хорошо горят крестатые!
В этот момент раздалась команда ведущего:
– Всем сбор! Уходим.
Группа “илов” уже отошла от фашистского аэродрома, когда Михаил услышал по самолетному переговорному устройству взволнованный голос своего воздушного стрелка Василия Батизады:
– Командир, “мессеры”! – И в ту же секунду застрочил его пулемет.
“Молодец стрелок! – подумал Никишин. – Хороший у меня щит”.
– Командир! Попался один! Сел на мушку, – радостно доложил стрелок, – заковылял к земле!
– Так их, Вася, так! Держись, друг! – подбодрил Никишин стрелка.
В ту же секунду стрелок вновь застрочил из пулемета. И вдруг самолет содрогнулся от сильного удара.
“Кажется, из пушки врезал?! А куда?” – подумал Михаил и спросил стрелка:
– Куда попал? Что с машиной?
– Не знаю, командир. Вроде, цела, – ответил стрелок. – А “мессеры” отстали…
Никишин почувствовал запах горелой резины. В кабине появился дым.
– Горим, Вася! – крикнул он стрелку.
– Вижу, командир. Что будем делать?
– Тянуть к дому. Лишь бы пожар не усилился.
Самолет дымил, стал терять скорость и высоту, отставать от группы. Никишин заметил, как два “яка” из группы сопровождения пристроились к их подбитому “илу”.
“Охраняют “ястребки”, беспокоятся”, – потеплело на сердце у Михаила.
Никишин посмотрел на часы. “По времени вот-вот должна быть линия фронта. Как-то удастся ее проскочить?”- с тревогой подумал он. Мотор работал с перебоями и еле тянул. В кабине было не продохнуть от едкого дыма…
Но вот наконец-то показалась линия фронта. Они подходили к ней на небольшой высоте и над передовыми позициями противника появились неожиданно. Едва проскочили их, мотор, несколько раз чихнув, заглох. Тяжелая машина сразу осела и стала резко снижаться. К счастью, внизу было более или менее ровно – большая заросшая кустарником луговина.
– Держись, Вася, иду на посадку! – сообщил Никишин стрелку, изо всех сил удерживая самолет в горизонтальном полете.
Штурмовик, оставляя за собой хвост дыма, мчался над самой землей. Вот по крыльям и фюзеляжу стали хлестать ветки, потом самолет с грохотом и треском опустился на фюзеляж, прополз на “животе” десятка два метров, ломая и сминая кусты, на что-то натыкаясь и скрежеща в клубах дыма и пыли, и остановился.
– Жив, Василек? Вылезай быстрее, бежим…
Снимая на бегу парашюты, летчик и стрелок бросились прочь от вспыхнувшего ярким пламенем самолета. На пути попалась им большая воронка от взрыва авиабомбы. Они прыгнули в нее и легли на дно… Раздался взрыв.
– Ну, вот и все. Прощай, дружище! – проговорил Никишин, выбираясь из воронки.
– Да, жаль самолет! – в тон ему сказал стрелок.
– Где мы?
– Похоже, на нейтральной, – ответил летчик, достал из планшета карту и стал сличать ее с местностью. Его догадка подтвердилась. Раздалось несколько взрывов мин. Это фашисты стреляли из минометов по горящему “илу”. Самолет действительно приземлился на нейтральной полосе. Обстрел его продолжался. Никишин и Батизада на всякий случай опять укрылись в воронке. Неожиданно они услышали голос:
– Летчики! Давайте сюда, к своим!..
– Нас спасли разведчики-пехотинцы, – пояснил Михаил Дмитриевич. – В полку посчитали, что мы погибли при взрыве самолета, а мы на пятые сутки возвратились. Это был радостный день и для нас и для всего полка. В тот же день нам стало известно, что при штурмовке аэродрома было уничтожено одиннадцать вражеских машин разного типа. Кроме того, четыре вражеских самолета наша группа сбила в воздушном бою. Это была большая победа. Через несколько дней после возвращения в полк мы получили новый самолет и на нем успешно продолжали свою тяжелую работу в огненном небе Ленинграда…
В наградном листе на М. Д. Никишина, подписанном командиром 448-го штурмового авиаполка подполковником Баешко в конце сентября 1944 года, говорится:
“4 августа 1944 года Никишин, командуя шестеркой Ил-2, уничтожал артиллерийские и минометные батареи и живую силу противника в районе населенного пункта Вивикона. Были уничтожены минометная батарея и несколько пушек полевой артиллерии”.
“17 сентября 1944 года капитан Никишин в качестве ведущего группы в составе двенадцати Ил-2 участвовал в массированном налете на артиллерийские и минометные батареи и живую силу противника в районе Корвэкюла. Метким огнем было разбито и уничтожено несколько орудий и минометов, три автомашины, взорван склад с боеприпасами, зажжен административный дом, подавлен огонь восьми пулеметных точек, истреблено до шестидесяти солдат и офицеров противника”.
Более трехсот раз поднимался во фронтовое небо Михаил Никишин, выполняя задания командования. Родина высоко оценила его боевые заслуги, присвоив прославленному летчику-штурмовику звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”, а также наградив его двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, медалью “За оборону Ленинграда”, многими другими медалями.
В 1946 году майор Михаил Дмитриевич Никишин попрощался с военной авиацией и вновь вернулся к своей довоенной работе пилота Гражданского воздушного флота, как и обещал, уходя на фронт. Много лет водил он пассажирские самолеты на северных трассах нашей Родины, помогал осваивать эти нелегкие полеты молодым пилотам. Он щедро делился с молодыми авиаторами не только опытом летной работы, но и своей житейской мудростью ветерана войны, коммуниста. До самых последних дней жизни Михаил Дмитриевич Никишин был самым уважаемым человеком в своем коллективе и желанным гостем молодежи, пропагандистом боевых традиций советского народа.
Он умер в 1982 году в Москве.
http://fly-history.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st017.shtml
Справка:
14-я Краснознамённая воздушная армия (14 ВА) — Краснознамённое оперативное объединение фронтовой авиации, предназначенное для решения боевых задач во взаимодействии с другими видами Вооружённых Сил Союза ССР, а также проведения самостоятельных воздушных операций.
Командующий – генерал-лейтенант авиации Журавлев Иван Петрович (с 27 июля 1942 г. по 1 мая 1945 г.).
Сформирована 15 августа 1942 г. на основании приказа НКО СССР от 27 июля 1942 г. на базе ВВС Волховского фронта 2-го формирования в составе 278-й и 279-й истребительных, 281-й штурмовой и 280-й бомбардировочной авиадивизий.
В октябре 1942 года армия принимала участие в Синявинской наступательной операции. В январе 1943 года армия поддерживала войска фронта в ходе стратегической операции по прорыву блокады Ленинграда. С 22 июля по 22 августа обеспечивала боевые действия войск в Мгинской наступательной операции.
С 14 января по 15 февраля 1944 года, соединения армии участвовали в разгроме немецких войск под Ленинградом и Новгородом в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции.
15 февраля 1944 года, с упразднением Волховского фронта, армия включена в состав Ленинградского фронта. В конце месяца ее управление выведено в резерв Ставки ВГК, а войска переданы в подчинение командующему 13-й воздушной армии.
24 апреля 1944 г. армия в новом составе была передана 3-му Прибалтийскому фронту и с 17 по 31 июля приняла активное участие в Псковско-Островской наступательной операции. Успешно действовали соединения и части армии в боях за освобождение Прибалтики: с 10 августа по 6 сентября в Тартуской операции, а с 14 сентября по 22 октября в Рижской наступательной операции.
17 октября 1944 г. армия была переподчинена 2-му Прибалтийскому фронту. 27 ноября ее управление выведено в резерв Ставки ВГК, а соединения и части переданы в другие воздушные армии.
1 мая 1945 г. 14-я воздушная армия расформирована.
Всего за годы войны 14-я воздушная армия совершила свыше 80 000 самолёто-вылетов; 8255 её воинов были награждены орденами и медалями, 32 лётчикам присвоено звание Героя Советского Союза. В их числе Михаил Дмитриевич Никишин.
Армия принимала участие в операциях:
- Синявинская наступательная операция
- Операция Искра
- Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция
- Псковско-Островская операция
- Тартуская наступательная операция
- Рижская наступательная операция
- Прибалтийская операция
Документальный фильм «Победа под Ленинградом и Новгородом»
281-я «Новгородская»
Краснознамённая штурмовая авиационная дивизия
Сформирована 7 августа 1942 года Приказом НКО №00151 от 27 июля 1942 г. на базе управления Военно-Воздушными Силами 4-й Армии.
В составе действующей армии с 7 августа 1942 г. по 9 мая 1945 г.
В составе объединений:
С 7 августа 1942 г. по 15 февраля 1944 г. – в составе 14-й Воздушной Армии Волховского Фронта.
С 15 февраля 1944 г. по 26 февраля 1944 г. – в составе 14-й Воздушной Армии Ленинградского Фронта.
С 26 февраля 1944 г. по 24 апреля 1944 г. – в составе 13-й Воздушной Армии Ленинградского Фронта.
С 24 апреля 1944 года по июнь 1944 г. – в составе 14-й Воздушной Армии 3-го Прибалтийского Фронта.
С июня 1944 г. до окончания войны – в составе 13-й Воздушной Армии Ленинградского Фронта.
Состав дивизии:
- 448-й штурмовой авиационный полк
- 569-й штурмовой авиационный полк
- 872-й штурмовой авиационный полк
- 211-й штурмовой авиационный полк
- 703-й штурмовой авиационный полк
- 958-й штурмовой авиационный полк
Командир дивизии – подполковник (с 18 марта 1943 г. полковник) Греськов Сергей Евменович – с 7 августа 1942 г. до окончания войны.
Участие в операциях и битвах:
- Синявинская операция – с 19 августа 1942 г. по 1 октября 1942 г.
- Прорыв блокады Ленинграда (Искра) – с 12 января 1943 г. по 30 января 1943 г.
- Мгинская операция – с 22 июля 1943 г. по 22 августа 1943 г.
- Новгородско-Лужская операция – с 14 января 1944 г. по 15 февраля 1944 г.
- Ленинградско-Новгородская операция – с 14 января 1944 г. по 23 февраля 1944 г.
- Нарвская операция – с 24 июля 1944 г. по 30 июля 1944 г.
- Прибалтийская операция – с 14 сентября 1944 г. по 24 ноября 1944 г.
- Таллинская операция – с 17 сентября 1944 г. по 26 сентября 1944 г.
- Моонзундская операция – с 27 сентября 1944 г. по 24 ноября 1944 г.
Почетные наименования – «Новгородская» (присвоение 281-й штурмовой авиационной дивизии согласно Приказу ВГК №61 от 20 января 1944 г.), «Нарвский» (присвоение 448-му штурмовому авиационному полку согласно Приказу ВГК №149 от 26 июля 1944 г., «Таллиннский» (присвоение 703-му штурмовому авиационному полку согласно Приказу ВГК №191 от 22 сентября 1944 г.).
10 летчиков 281-й штурмовой авиационной дивизии были удостоены звания
Героя Советского Союза. В их числе Никишин Михаил Дмитриевич, старший лейтенант, командир эскадрильи 448-го штурмового авиационного полка 281-й штурмовой авиационной дивизии 13-й Воздушной Армии.
Книги, в которых рассказывается о М.Д. Никишине
- Герои Советского Союза: краткий биографический словарь / составитель И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2. Любов – Ящук.
Настоящее двухтомное издание Словаря знакомит читателей с краткими биографиями Героев Советского Союза. Это — первый труд подобного рода, основанный на документальных источниках. Труд разрабатывался Главным управлением кадров и Институтом военной истории Министерства обороны СССР. В нём широко использовались документы и материалы Президиума Верховного Совета СССР, Центрального архива и Министерства обороны СССР, Центрального государственного архива Советской Армии и Центрального военно-морского архива. Подбор фотографий осуществлялся Центральным музеем Вооружённых Сил СССР. Большой вклад в создание труда внесли кадровые органы видов Вооружённых Сил и родов войск, другие организации и учреждения. Авторский коллектив использовал также многочисленную историко-документальную и художественно-публицистическую литературу, рассказывающую о жизни и подвигах Героев Советского Союза, изданную в республиках, краях, областях. Изучались материалы периодической печати, статьи самих Героев Советского Союза. В целях более полной достоверности помещённых в труде биографий редакционная коллегия привлекла к их проверке и уточнению краевые, областные, городские и районные военные комиссариаты. Помощь была оказана также местными партийными органами и Советами народных депутатов. Во многих случаях возникала потребность в личных контактах, переписке с Героями Советского Союза, их родными и близкими.
- Воробьёв В. П. Герои Советского Союза: справочник / В. П. Воробьёв, Н. В. Ефимов. – СПб., 2010.
Справочник содержит новейшие и уточненные данные о Героях Советского Союза. Издание предназначено для любителей отечественной истории, исследователей и коллекционеров.
- Книга памяти Республики Коми. Т. 5 / составители В. М. Котельников, А. М. Калимова. — Сыктывкар, 1997.
Книга памяти Республики Коми. Т. 10 / составители В. М. Котельников, А. М. Калимова, А. А. Карпов. — Сыктывкар, 2004.
Книга памяти Республики Коми. Т. 12 / составители А. А. Карпов, О. А. Сергичева, Л. Н. Двинская. — Сыктывкар, 2013.
Данное издание – это книга-мемориал, своеобразный памятник участникам Великой Отечественной войны, уроженцам Республики Коми, призванным из Коми, либо жившим в республике после войны. В томá книги вошли имена воинов, погибших в боях, умерших от ран, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Отдельно представлены сведения о фронтовиках, вернувшихся с войны. В состав редколлегии вошли ветераны войны, работники Республиканского, городских и районных военкоматов, муниципальных образований, архивов, музеев, активисты-поисковики.
- Герои ленинградского неба / составители Н. Минеев, Г. М. Шарпило, М. И. Ялыгин. – Л., 1984.
Авторами включенных в сборник очерков являются ветераны Великой Отечественной войны — авиационные командиры, политработники, летчики, военные журналисты, а также журналисты нового поколения, которые посвятили свою деятельность военно-патриотической теме.
Ветераны военной авиации и журналисты рассказывают о летчиках — Героях Советского Союза, защищавших ленинградское небо.
- Буров А. В. Твои герои, Ленинград. – Л., 1970.
Книг о Героях Советского Союза издано немало. Есть среди них и очень хорошие. Как правило, они посвящены уроженцам той или иной области, края, республики. Эта книга имеет свои особенности. Ее герои – люди разных национальностей, из разных концов нашей необъятной страны. С Ленинградом они породнились в суровые годы войны. Автор – подполковник запаса А.В. Буров – собрал богатый фактический материал о сотнях героев, награжденных Золотой Звездой в боях за город Ленина. Таким образом, книга «Твои герои, Ленинград» является своеобразным документом, если хотите, даже памятником. И при всем этом читается она с большим интересом.
- Герои огненных лет: очерки о москвичах – Героях Советского Союза. Вып. 2 / редактор В. С. Смирнов. – М., 1976.
В книге в очерковой форме рассказывается о подвигах Героев Советского Союза, родившихся или длительное время живших в столице нашей Родины, и ушедших отсюда на фронт. Здесь живые и яркие повествования о представителях всех видов Вооруженных Сил и родов войск, как об общеизвестных, так и о малоизвестных героях.
Среди авторов ученые, писатели, журналисты. При написании очерков широко использованы архивные материалы, периодическая печать, письма и дневники героев, их воспоминания.
Книга подготовлена Институтом истории СССР Академии наук СССР, Институтом военной истории Министерства обороны СССР и Институтом истории партии МГК и МК КПСС.
- Герои войны / составитель А. Пяхклимяги. – Таллин, 1984.
В книге рассказывается о тех отважных воинах, которые были удостоены высшей награды Советской страны – звания Героя Советского Союза – за мужество, проявленное в годы Великой Отечественной войны в боях, связанных с обороной и освобождением Эстонской ССР.
- Сердца и звезды. 2-е изд., доп. – Сыктывкар, 1971.
Настоящая книга является одной из тех, которые учат мужеству и беззаветной преданности Родине. В ней собраны очерки о Героях Советского Союза – наших земляках. Авторами их являются писатели и журналисты. Многие из них лично знали Героев, встречались с ними, с их друзьями, родными, знакомыми. О некоторых пришлось писать только на основе архивных документов. Им не удалось пройти по фронтовым дорогам до последних победных рубежей. Но это не умаляет значения свершенного ими. Память о живых и мертвых Героях, их ратные подвиги в годы Великой Отечественной войны будут вечно служить примером верности долгу и вдохновлять на новые подвиги.
- Александров А. Н. Звезды отважных: наши земляки – Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы. – Сыктывкар,1991.
- Александров А. Н. Семнадцать золотых звезд. – Сыктывкар, 1984.
Книга знакомит с подвигами и судьбами земляков, удостоенных звания Героя Советского Союза, ушедших защищать Отчизну из городов и сел Коми АССР.
- Московский некрополь Героев. Том 2. – М., 2013.
В данном издании приведены биографические справки, прижизненные снимки и фотографии надгробных памятников всех Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы, похороненных на кладбищах г. Москвы. При написании биографий Героев были использованы архивные документы: наградные листы, учётно-послужные карточки, находящиеся в Центральном архиве Министерства обороны РФ, а также уникальные материалы из личных архивов Героев.
- Фотолетопись Республики Коми. Книга первая. 1921 – 1970 годы. – Сыктывкар, 2011.