Удальцов Ефим Григорьевич (1922 —1973) — военный лётчик-штурмовик, старший лейтенант 47-го штурмового авиационного полка 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, Герой Советского Союза (1945).
Аудио «Друг Женька»: глава из книги Юрия Бобылёва «Крепнущие крылья»
Родился 28 сентября 1922 г. в с. Воскресеновка Армянской ССР в крестьянской семье; окончил неполную среднюю школу и аэроклуб. Работал токарем на заводе в Тбилиси.
В Рабоче-крестьянской Красной Армии с 1941 г. Окончил Ейское военно-авиационное училище в 1943 г. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1943 г. Служил в 47 штурмовом авиационном полку 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи. Участник боёв за освобождение Кавказа, Крыма и Прибалтики.
Ил-2 Удальцова много раз был повреждён в ходе боевых вылетов. В одном из вылетов при выходе из пикирования в козырек брони самолёта Удальцова угодил снаряд. Осколками ранило в правый глаз самого лётчика, кровью залило лицо. Но Удальцов продолжил штурмовку до последнего снаряда. Вместе с группой вернулся на свой аэродром. Он понимал, что неисправный самолёт задержит посадку остальных. И, проявив исключительную выдержку и высокое сознание долга, отошёл в зону ожидания. Когда приземлилась вся группа, Удальцов пошёл на посадку. Левое шасси не выпустилось, но лётчик мастерски приземлился на одно колесо, лишь немного помяв консоль самолёта.
6 октября 1944 г. вылетел ведущим группы штурмовиков, обнаружил и уничтожил караван вражеских судов в 15 км северо-восточнее Курессаре (Эстония). Самолёты были атакованы восьмёркой Fw-190. В результате воздушного боя самолет Е.А. Удальцова был сбит. Охота за экипажем продолжалась после приземления. Е.А. Удальцов и штурман эскадрильи капитан А.А. Румянцев вынуждены были прятаться под мотором штурмовика. На свою территорию экипаж пробрался ночью и вскоре вернулся в часть.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старшему лейтенанту Удальцову Ефиму Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7406).
В феврале 1945 г. заместитель командира авиационной эскадрильи старший лейтенант Удальцов направлен на должность командира авиационной эскадрильи в соседний 8-й гвардейский штурмовой авиационный полк. К концу войны Е.Г. Удальцов уничтожил 4 транспорта, 3 сторожевых корабля, 2 тральщика и другие плавсредства, 6 танков и подавил 12 зенитных батарей противника, совершив 105 боевых вылетов.
С 1947 г. капитан Удальцов – в запасе. В 1947 г. переехал в Сыктывкар, работал пилотом в Сыктывкарском авиационном отряде на самолётах По-2, Ил-14. С 1960 г. — в Тбилиси, работал командиром корабля Ту-104 Тбилисского объединённого авиаотряда Грузинского управления гражданской авиации (Аэрофлот).
Погиб в результате катастрофы управляемого им самолёта Ту-104 при посадке в московском аэропорту Домодедово 7 декабря 1973 г.
Помимо Звезды Героя и ордена Ленина был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом «Знак Почёта», медалями.
Справка:
Прибалтийская операция 1944 г. / восьмой сталинский удар. Разгром немцев в Прибалтике http://unkomi.ru/news/nash-gerojj-37/
Документальный фильм «Освобождение. 44-й. Прибалтика»
Штурмовая авиация (ША) — один из родов фронтовой авиации военно-воздушных сил, предназначенный для поддержки наземных войск. Используется для уничтожения противника на поле боя и нанесения бомбово-штурмовых ударов по наземным объектам в ближайшей глубине обороны противника. В основном, действует на малой высоте или на бреющем полёте. В качестве штурмовиков используются самолёты или вертолёты.
В начале Великой Отечественной войны в ВВС СССР задачи штурмовой авиации выполняла истребительная авиация, вооруженная самолётами И-15 бис и И-153. Самолёты-штурмовики Ил-2 конструкции Ильюшина только начали поступать в войска.
Основным самолетом-штурмовиком Великой Отечественной войны стал самый многочисленный самолёт ВМВ Ил-2. Во время войны разрабатывались другие модификации самолета. На смену Ил-2 пришел Ил-10. В частях ША самолеты прослужили до перевода частей в ИБА и получения новых реактивных самолетов. После возрождения ША как рода авиации основным самолетом ША стал Су-25, который претерпевает изменения в оснащении новейшими авиационными и радиотехническими средствами и оборудованием, но по-прежнему остается основным самолетом ША. Самолет Су-25 стал таким же легендарным штурмовиком как и Ил-2.
Документальный фильм «Штурмовая авиация СССР второй мировой войны»
Документальный фильм «Летающий танк Ил-2. Правда и мифы о легендарном самолёте штурмовике Великой Отечественной войны» https://yandex.ru/efir?from=efir&from_block=partner_context_menu&stream_id=4c0917570cd0bd038e4fd2806cecf7ca
47-й штурмовой Феодосийский Краснознаменный ордена Ушакова авиационный полк ВВС ВМФ
В действующей армии:
– 7 сентября 1942 г. – 31 мая 1944 г. (Черноморский Флот)
– 3 июня 1944 г. – 9 мая 1945 г. (Балтийский Флот)
Сформирован на основании приказа Наркома ВМФ от 05.06.42 г. Формирование производилось в пос. Андреевка (Богатовский р-н, Куйбышевская обл.). На вооружении имел самолеты Ил-2.
В августе 1942 г. полк в составе 30 самолетов Ил-2 перебазировался на фронт в Абаша (Грузия).
Самолёты полка совершали бомбоштурмовые удары по мотомехчастям в районе Гайдук, Новороссийск, по десанту и пехоте противника в районе Керчь, Темрюк, Кочегурово, по войскам, автомашинам, коннице в районе Натухаевская, Махновая Щель, Гуреево, Глебовка, Верхнебаканская, Медведовская и др. С конца сентября 1942 г. штурмовики уничтожали в районе Моздок танки, мотомехчасти, переправы и живую силу противника, а также осуществляли барражирование в районе Поти – Очамчири, не подпуская противника к Кавказскому побережью Черного моря. Попутно эскадрилья осуществляла прикрытие советских транспортов.
В октябре-ноябре 1942 г. производились боевые вылеты с аэродрома Адлер. С осени 1942 г. до лета 1943 г. полк вел боевую работу с аэродрома Геленджик по переднему краю обороны противника, в ближних тылах и на Таманском полуострове, а также действовал по плавсредствам на коммуникациях Анапа – Керчь.
В конце сентября 1943 г. полк приступил к боевой работе с аэродрома Геленджик, помогая наступлению Красной Армии на Таманском полуострове. До конца 1943 г. участвовал в обеспечении высадки и поддержки десантных войск 18-й армии на Керченском полуострове. Зимой 1943/44 г. полк совершал удары по объектам и коммуникациям Керченского полуострова, боролся с плавсредствами противника в Керченских портах.
В первой половине апреля 1944 г. полк уничтожал плавсредства противника в портах Феодосия, Киик-Атлама, Судак и на коммуникациях южного побережья Крыма, способствуя успешному продвижению частей Приморской Армии и полному освобождению Керченского полуострова.
После перебазирования из Анапы на аэродром Саки с 18 апреля 1944 г. вел боевую работу по уничтожению плавсредств противника на коммуникации Севастополь – Румыния, а также в бухтах Камышевая, Казачья (Севастополь) и мыс Херсонес. В операциях, проводимых полком в апреле 1944 г., летчиками впервые в массовом масштабе начал применяться метод топмачтового бомбометания, благодаря чему значительно повысилась эффективность бомбоштурмовых ударов.
За успешные боевые действия и непосредственное участие в освобождении г. Феодосия приказом ВГК No.0115 от 04.05.44 г. и приказом НК ВМФ No.0373 от 10.05.44 г. полку присвоено почетное наименование Феодосийский.
После освобождения Севастополя полк в составе 11-й шад передислоцировался на Балтику и вошел в состав ВВС БФ. Перелет начался с рассветом 19 мая 1944 г. по маршруту: Саки – Солокогорное – Харьков – Орел – Измайлово – Хотилово – Новая Ладога (Куммолово).
За июнь 1944 г. штурмовиками полка было произведено 405 самолето-вылетов по кораблям и плавсредствам противника в Финском заливе, по войскам противника, местам их скопления, блиндажам, автомашинам, огневым точкам, а также штурмовое прикрытие и обеспечение наступательных действий морского десанта.
В течение июля 1944 г. полк выполнял задачи по уничтожению кораблей и плавсредств противника в Финском заливе, обеспечению наступательных действий морских десантов на островах Выборгского залива, подавлению зенитной артиллерии противника в порту Котка в целях обеспечения бомбового удара 8-й минно-торпедной авиационной дивизии по броненосцу береговой обороны. Вел поиск подводных лодок противника на ближних коммуникациях в Финском заливе.
Указом Президиума Верховного Совета от 22 июня 1944 г. полк награжден орденом Красного Знамени.
В августе 1944 г. полк наносил удары по кораблям и плавсредствам противника в Финском заливе, осуществлял поиск и уничтожение подводных лодок, подавлял огонь артиллерийских и минометных батарей в районе селения Баласте в целях обеспечения операций торпедных катеров по спасению экипажей самолетов, проводил разведку.
В сентябре 1944 г. наносил удары по кораблям и транспортам противника в Финском заливе и в порту Таллинн.
В октябре 1944 г. наносил удары по кораблям противника в портах острова Эзель, Либава и штурмовое патрулирование по обеспечению десанта в районе пролива Соэла-Вяйн с одновременным поиском и уничтожением плавсредств противника.
В ноябре 1944 г. полк выполнял задачи по уничтожению транспортов и кораблей противника в ВМБ Либава и на переходе морем Либава-Кенигсберг-Данцигская бухта. Производился периодический поиск и уничтожение кораблей противника в юго-восточной части Балтийского моря. Летали парами.
В декабре 1944 г. полк принимал участие в операциях по уничтожению транспортов и кораблей противника в порту Либава, а также подавлению огневых средств ПВО противника в ВМБ Пиллау.
В январе 1945 г. наносил удары по транспортам противника в порту Мемель и по артиллерийским и минометным батареям противника, по скоплению войск, автомашин, по огневым точкам на переднем крае Мемельской группировки.
В феврале 1945 г. производил поиск кораблей и транспортов противника на коммуникациях Либава – Германия и их уничтожение, а также подавление и уничтожение артиллерийских и минометных батарей для обеспечения прорыва обороны противника и сопровождения пехоты в районе Приекуле.
В марте 1945 г. наносил удары по кораблям и транспортам противника в ВМБ Пиллау, производил подавление огневых средств ПВО в интересах ударных групп 8-го гвардейского штурмового авиационного полка, поиск и уничтожение кораблей и транспортов противника в Балтийском море.
В апреле 1945 г. наносил удары по кораблям и транспортам противника в ВМБ Пиллау, уничтожал и подавлял средства ПВО, артиллерийских и минометных батарей в районе Пиллау, уничтожал корабли и транспорты в Балтийском море и в районе мыса Хелла.
В мае 1945 г. наносил удары по кораблям и транспортам противника на ВМБ Либава, подавлял средств ПВО, а также атаковал корабли и транспорты противника на переходе в Балтийском море.
Указом Президиума Верховного Совета от 24 мая 1945 г. полк награжден орденом Ушакова II степени.
За годы войны 47-й штурмовой авиационный полк совершил более 5 178 самолето-вылетов. Экипажи полка потопили 184 и повредили 128 кораблей различного назначения. В воздушных боях и на земле уничтожен 51 самолет противника, 153 танка и другой боевой техники противника.
Видео «Памяти 47 ШАП» https://www.facebook.com/watch/?v=1124082937693945
Выдержки из книги «Гиляревский, В. П. Война: Морские летчики. О боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. В 2-х томах. Т.2. Балтика — М., 1992».
Из воспоминаний Остапенко Виталия Петровича:
«Вернувшись снова в полк, мы с Куммолово летали 6 раз на Таллинн. Эти дерзкие полеты того времени были особо обставлены. Таллинн не мог ждать наших Илов. Слишком далеко летали с тремя бомбами и подвесным баком все «старики»: Акаев, Марков, я, Чикунов, Михайленко, Удальцов. В первом вылете на Таллинн Акаев сделал 3 захода. Бомбили, стреляли, как на полигоне, – никто нас не ждал! Потопили 3 транспорта прямо в бухте, зажгли много складов, порт горел сильно. Так сделано было 5 вылетов за три дня, но на третий день уже появились 3 А и истребители противника.
Когда летишь морем бреющим на Таллинн, видно много островов в Финском заливе. На одном был маяк, там был наш агент, и нас предупредили: маяк не трогать. Когда пролетали над ним, с него сильно стреляли немецкие зенитки. Как-то на земле Акаев подозвал меня и сказал: «Заткни ты глотку этому маяку, оставь одну бомбу, и на обратном пути…». И он, и я забыли, что его трогать нельзя. В 3-й вылет, на обратном пути из Таллинна, я, подходя уже к этому острову, где маяк, отделился от группы – на маяке меня не заметили, – зашёл на цель и «сунул» ФАБ-100 так удачно, что угодил прямо в окно маяка и верх его весь снес. Слава богу, наш агент остался жив. Это подтвердил командующий, сказав тогда Степаняну: «Только то, что твой летчик попал в окно маяка, спасает тебя и летчика от сурового наказания».
С Куммолово шестеркой водил Удальцов группу на подавление ПВО в порту Котка. Там висели круглосуточно до десятка истребителей противника. Я ходил замом у Удальцова, мы выполняли трудное задание. Удальцов атаковал двумя ФАБ-100 транспорт водоизмещением свыше! 10 000 тонн. Наши стрелки тогда сбили два немецких истребителя, когда нас атаковали на выходе. Наши истребители прикрытия остались вверху, – вели бой. Второй такой же вылет был вновь на Котку, но по транспортам, и тоже удачный: потопили несколько транспортов и мелочи.
Вскоре мне дали отпуск, был сентябрь сорок четвертого. Вернулся в часть через месяц, полк уже был в Паланге. За время моего отсутствия было много новостей. Жаль, друга Жиманова сбили над о. Эзелем. Пришло в полк много новых лётчиков. В нашу АЭ Семейкин, Сакаев и другие, но уже имевшие боевые вылеты. В Паланге была кипучая боевая работа. Можно вспомнить вылеты на Мемель, Гибаву. Бои за Кенигсберг и Пиллау, Данциг и над морем, по караванам противника. На море топить корабли нам уже было в то время легко, мы имели опыт, не было, как ранее, много ФВ-190 и МЕ-109. Было хорошее прикрытие, было много Илов. Наш полк уже выставил не 2 – 3 шестёрки, а 5 – 6, а то и 8, то же и 8 полка, прикрытие доходило до 32 – 38, а то и 40 Яков и ЛАГГов. Но вот удар по Либаве 14 декабря, когда сбили Нельсона, Степаняна, был страшным. Готовились к операции долго, всё рассчитывали, удар наносили всеми ВВС Балтики. Для нашего полка он стал неудачным. Были большие потери. Я шёл у Удальцова замом, первая шестёрка: Степанян, Марков, Чикунов, Талдыкин и др. Когда уже стали заходить на цель, то группа МЕ-109 и ФВ-190 атаковали группу истребителей прикрытия Степаняна, а группу воздушного боя наших ЛАГГов сковывала другая группа МЕ-109 и мы – группа Илов, особенно первых, оставались без прикрытия перед выходом на боевой курс. Нас атаковали группа ФВ-190, они сразу же сбили Степаняна и группа его расстроилась. Часть истребителей врага начала бить по второй группе Удальцова. Первым же залпом мне перебили левую часть управления троса. Можно было идти только вправо, но мы уже вошли в пикирование, что дало возможность сбросить бомбы в порту на цель, а также правым поворотом повернуть на курс домой. На выходе из атаки меня ещё несколько раз атаковали МЕ-109. Стрелки вели огонь, одного они сбили, и тогда МЕ-109 отстали».
Из воспоминаний Старостина Милия Ивановича:
«Февраль 1945 г. В этот период войны меня, командира звена 1 АЭ, перевели заместителем командира 2 АЭ Героя Советского Союза Ю. Акаева. Его бывший заместитель Удальцов Е., получил звание Героя Советского Союза и был переведен командиром АЭ в 8 ГШАФП».
Вспоминает летчик-штурмовик Чикунов Николай Васильевич:
«.. После перелета на Балтику начали знакомиться с новой обстановкой. В тот начальный период нашего нахождения на Балтике к нам пришло пополнение.
Особенно запомнился вылет, когда спасли Маркова и Куцем. В этом вылете в сентябре 1944 года мы ходили шестеркой на БШУ по кораблям противника у берегов Финляндии. Ведущим был Удальцов Е., заместителем – Марков В., третьим был я и ещё трое. При нанесении удара нас сильно обстреляли. На обратном пути вижу, что самолет Маркова стал отставать. Я тоже уменьшил скорость и стал смотреть за ним. Тройка, которая шла за мной, выходит вперед и идет за Удальцовым. Вижу, Марков открывает фонарь кабины, значит – готовится садиться на воду. Так и есть. Самолет удачно приземлился и через считанные секунды скрылся в пучине морской. В это время вижу ракету, посланную с места приводнения самолета. Тогда я прошел над местом, где плавали Марков и Куц и сбросил им свою надувную лодку. Удальцов замелил мои действия, вернулся, и все тоже сбросили свои лодки».
Лётчик-штурмовик Бровкин вспоминает:
«В октябре 1944 г. начались первые большие вылеты на БШУ по кораблям противника. После потери такого удобного порта, как Таллинн, фашистский флот перебазировался и укрылся у о. Эзель, в бухтах Куресаре и Кихелькона.
В первом боевом вылете участвовала вся дивизия. В бухтах о. Эзель насчитывалось большое количество плавсредств противника.
Моей задачей в этой операции, кроме нанесения БШУ, была охрана самолёта-фотографа, на котором летел А. Набойченко. Шли мы в последней группе.
В обязанности самолёта-фотографа входило фотографирование результатов БШУ по противнику.
При подходе к цели я впервые увидел разрывы. Враг старался сорвать нашу атаку. Но ведущий группы Ефим Удальцов разгадал их замысел, и группа стала маневрировать по высоте и горизонтали.
Приближались к цели. Долго тянулись эти минуты. Затем последовала команда: «Пошёл!» И один за другим штурмовики вошли в пикирование. Полетели бомбы, засвистели ракетные снаряды, загудели пушки и застрочили пулемёты. Пропал страх, в голове одна мысль: «Бить гадов!» Видны взрывы, пожары. Фашисты бросались в панике за борт, в море. Балтийское море кипело, медленно погружались в пучину вражеские корабли.
Отходили от цели на высоте бреющего полёта, прижимаясь как можно ближе к воде. Но тут нас встретили истребители противника. Прозвучала команда ведущего: «Сбор!» Когда Илы в сборе, с ними справиться нелегко. Вскоре на помощь подоспели наши истребители прикрытия, и враг был отбит. В бухтах Куресаре и Кихелькона врагу были нанесены большие потери».
Газета «Летчик Балтики» в заметке «Штурмовик таранит врага» писала:
«Летчики Удальцов и Чикунов вылетали на бомбоштурмовой удар по кораблям противника. Прямым попаданием бомб они потопили вражеский транспорт в 6 000 тонн.
В бою самолет Чикунова был подбит и сел на вражескую территорию. Старший лейтенант Удальцов наблюдал падение товарища. На другой день он вылетел в паре с летчиком Жимановым к месту посадки, чтобы сбросить лейтенанту Чикунову продукты.
Когда штурмовики подошли к месту падения Чикунова, они встретили 8 ФВ-190. Завязался ожесточённый воздушный бой. Штурмовики стали в ножницы и отражали атаки противника.
Вскоре один ФВ-190, подбитый пушечно-пулемётным огнём Удальцова, загорелся и врезался в землю. Через несколько минут такая же участь постигла и второго. Шесть немецких истребителей стали ещё яростнее нападать на «Ильюшины».
Самолёт Удальцова был повреждён: в нем заклинило управление. Тогда отважный советский лётчик пошёл на таран. Винтом своей машины он ударил по немецкому самолёту. И наша, и немецкая машины рухнули на землю. Экипаж немецкого самолёта был убит. Удальцов, раненый в голову, и штурман – капитан Румянцев (летевший за стрелка), раненый в ногу, спрятались за мотор своего самолета от ФВ-190, которые стремились расстрелять их на земле. После двух безуспешных заходов противник ушёл.
День лётчики провели в кустах можжевельника, а ночью пошли на свою территорию. Через сутки они пришли к танкистам Н-ской части, наблюдавшим их воздушный бой с немецкими истребителями.
Вскоре Удальцов и Румянцев пришли в свою часть и здесь встретили летчика Чикунова, который вернулся незадолго перед ними».
Из воспоминаний летчика-штурмовика Водянова Владимира:
«… Родине нужны были хорошие летчики. С Запада веяло дыханием войны… Первые боевые вылеты дали крупицы опыта начинающему летчику-штурмовику Ефиму Удальцову, надежно связавшему свою судьбу с авиацией. Он совершенствует боевое мастерство, вырабатывает в себе стойкость, бесстрашие и отвагу – необходимые черты советского воина.
В погожий январский день группа Ил-2 поднялась с прифронтового аэродрома и взяла курс к берегам врага. Вместе с боевыми друзьями в строю шёл и Ефим Удальцов. Ритмично рокочут моторы. Под крылом серое зимнее море. Всё ближе и ближе цель.
Немцы, видя штурмовиков, открыли огонь из всех зениток. Внизу танки и автомашины противника. Атака! Отлично ложатся бомбы. Удальцов видит, как заметались по щелям окопов гитлеровцы, пытаясь спрятаться от их точного губительного огня. Но тут, при выходе из атаки, в козырёк прозрачной брони кабины попал снаряд «эрликона». Осколками ранило лицо, глаз. Ефим не выходит из строя, 6не бросает товарищей. Превозмогая боль, он снова идёт вместе с ними на второй заход и бьёт врага до последнего снаряда. Напрягая последние силы, он благополучно приводит свой самолёт на аэродром…»
Победители морского сражения (март 1945 г.)
«В Пиллау ещё гремели взрывы и стоял дым пожаров, когда над портом к кораблям промчалась новая волна морской ударной авиации. Прилетели гвардейцы-штурмовики под командованием гвардии капитана Константина Благодарова и славного мастера воздушной войны на море Героя Советского Союза Ефима Удальцова. Штурмовик Удальцова шёл туда, где враг оказывал наиболее яростное сопротивление. Он в упор расстреливал прислугу немецкой зенитной артиллерии, расчищая ведомым лётчикам путь для прицельного бомбоудара. «Ильюшины» потопили транспорт в 5 000 тонн, а другому кораблю – в 7 000 тонн – нанесли серьёзные повреждения».
Книги, в которых рассказывается о Е.Г. Удальцове
Настоящее двухтомное издание Словаря знакомит читателей с краткими биографиями Героев Советского Союза. Это — первый труд подобного рода, основанный на документальных источниках. Труд разрабатывался Главным управлением кадров и Институтом военной истории Министерства обороны СССР. В нём широко использовались документы и материалы Президиума Верховного Совета СССР, Центрального архива Министерства обороны СССР, Центрального государственного архива Советской Армии и Центрального военно-морского архива. Подбор фотографий осуществлялся Центральным музеем Вооружённых Сил СССР. Большой вклад в создание труда внесли кадровые органы видов Вооружённых Сил и родов войск, другие организации и учреждения. Авторский коллектив использовал также многочисленную историко-документальную и художественно-публицистическую литературу, рассказывающую о жизни и подвигах Героев Советского Союза, изданную в республиках, краях, областях. Изучались материалы периодической печати, статьи самих Героев Советского Союза. В целях более полной достоверности помещённых в труде биографий редакционная коллегия привлекла к их проверке и уточнению краевые, областные, городские и районные военные комиссариаты. Помощь была оказана также местными партийными органами и Советами народных депутатов. Во многих случаях возникала потребность в личных контактах, переписке с Героями Советского Союза, их родными и близкими. |
|
Книга памяти Республики Коми. Т. 10 / составители В. М. Котельников, А. М. Калимова, А. А. Карпов. — Сыктывкар, 2004.
Книга памяти Республики Коми. Т. 12 / составители А. А. Карпов, О. А. Сергичева, Л. Н. Двинская. — Сыктывкар, 2013. Данное издание – это книга-мемориал, своеобразный памятник участникам Великой Отечественной войны, уроженцам Республики Коми, призванным из Коми, либо жившим в республике после войны. В томá книги вошли имена воинов, погибших в боях, умерших от ран, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Отдельно представлены сведения о фронтовиках, вернувшихся с войны. В состав редколлегии вошли ветераны войны, работники Республиканского, городских и районных военкоматов, муниципальных образований, архивов, музеев, активисты-поисковики.
|
|
Автору книги посчастливилось стать непосредственным участником и свидетелем многих событий, связанных с бурным развитием гражданской авиации в СССР, начиная с середины прошлого столетия. Появление современной авиационной техники, небывалый подъем профессиональной и культурной подготовки лётно-технического состава, выход Коми управления гражданской авиации на передовые позиции в составе всего Аэрофлота, всё это происходило на его глазах и нашло отражение в книге «Крепнущие крылья».
|
|
|
|
Владимир Петрович Гиляревский, москвич, в марте 1944 года был призван в ряды Советской Армии. Прошел курс молодого краснофлотца в учебном батальоне при боевой авиационной части ВВС Северного флота. После окончания военно-морского авиационного училища служил в боевых частях Балтийского флота. Закончил службу в 1951 году в штабе дивизии 47-го штурмового авиационного Феодосийского Краснознаменного ордена Ушакова полка ВВС ВМФ. Истории этого полка и посвящена эта книга. Книга 1-я рассказывает о начале формирования авиаполка и военных действиях по освобождению Кавказа и Крыма. Во 2-й книге повествуется об участии в Выборгско-Петрозаводской и Прибалтийской наступательных операциях. (книга 5-1, 5-2)
|
|
Большая биографическая энциклопедия – уникальное издание, в котором содержится около 140 тысяч биографий. В ней представлены биографии знаменитых отечественных деятелей культуры, искусства, науки, общественной и политической жизни. Охватывается период с древних времен по наши дни. Имеются алфавитный указатель и возможность контекстного поиска.
|
|
Издание посвящается тридцатилетию со дня исторической победы советского народа в Великой Отечественной войне над немецко-фашистскими захватчиками. Авторы очерков настоящего, первого, сборника — научные работники, журналисты, офицеры запаса, участники Великой Отечественной войны. В своих очерках авторы использовали архивные материалы Министерства обороны СССР, печать периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени, воспоминания участников войны, письма фронтовиков. Представленный материал является документальным свидетельством боевых дел и наиболее ярких фактов проявления патриотического и интернационального долга героических сынов и дочерей разных национальностей как в период оборонительных боев, так и в дни изгнания фашистов с Кавказа.
|
|
В книге представлены биографии, фотографии, описание боевых действий и подвигов героев, которым присуждено звание Герой Советского Союза.
|
|
Очерки посвящены жизни и деятельности славных сынов армянского народа – Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. В книгу вошли также материалы о представителях других национальностей – выходцах из Советской Армении, которые были удостоены высокого звания Героя.
|
|
|
|
Книга содержит воспоминания о боевом пути летчиков 47-го штурмового авиационного полка ВВС ВМФ. |