Аудио «Антон Антонович Шевелёв»: статья из книги И. Кузнецова «Золотые звёзды иркутян»
Шевелёв Антон Антонович (1918 — 1981) — заместитель командира эскадрильи 30-го гвардейского авиационного полка 48-й авиационной дивизии 8-го авиационного корпуса авиации дальнего действия, гвардии капитан, Герой Советского Союза (1944).
Родился 17 января 1918 г. в пос. Нейво-Шайтанский (ныне в составе муниципального образования город Алапаевск Свердловской области) в семье рабочего. Детство прошло на родине отца в с. Мордино Корткеросского уезда Автономной области Коми (Зырян) (ныне Республика Коми). С 1932 г. жил с родителями в г. Свердловске (ныне Екатеринбург). Окончил Батайскую Первую Краснознамёную школу гражданского воздушного флота им. Баранова. Работал в Восточно-Сибирском управлении Гражданского Воздушного Флота пилотом.
В Рабоче-крестьянской Красной Армии с марта 1942 г. Окончил школу высшей лётной подготовки Военно-воздушных сил. С мая 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на Волховском, Ленинградском, Калининском, 1-м, 2-м и 3-м Белорусских фронтах.
Героический вылет летчика состоялся 16 марта 1943 г. На подходе к станции Жуковка экипаж был атакован ночным истребителем противника. Несколько членов экипажа получили тяжелые ранения. Самолет стал практически неуправляемым. Корабль получил около 30 пробоин и стремительно терял высоту. Но благодаря Шевелёву с помощью умелых маневров экипажу удалось выйти из боя, добраться до цели и с высоты 600 метров сбросить бомбы на противника.
Самое активное участие экипаж Шевелёва принял в грандиозных наступательных операциях Советской Армии 1944 г. Особенно отличились летчики эскадрильи Шевелёва во время освобождения Белоруссии и Прибалтики. За это время ими было совершено двадцать пять успешных боевых вылета на важные объекты в районе городов Шауляй, Молодечно, Лида, Резекне, Минск, Орша, Бобруйск, Борисов, Псков, Витебск, Городок, порты Рига, Таллин, Выборг, аэродромы Болбасово, Идрица.
В период обороны в Белоруссии гитлеровцы широко использовали железнодорожный узел Вильнюс, перебрасывая через него к фронту войска, технику. Шевелёву вместе с боевыми товарищами не раз приходилось летать на бомбежку узла. Во время одного из налетов в июле 1944 г. в результате бомбового удара самолета Шевелёва возникло два взрыва и четыре пожара, два из которых были настолько сильны, что были видны на много километров. На воздух взлетел склад фашистов с боеприпасами и горючим. Все это было подтверждено другими экипажами и фотографированием. Вылеты в эти дни следовали один за другим. 25 июля 1944 г. последовал налет на Тильзит, назавтра на Кенигсберг, 27 июля на Инстербург, затем опять на Тильзит.
Заместитель командира эскадрильи 30-го гвардейского авиационного полка 48-й авиационной дивизии 8-го авиационного корпуса авиации дальнего действия гвардии капитан А.А. Шевелёв к октябрю 1944 г. совершил 222 боевых вылета на бомбардировку объектов, из них пять в глубокий тыл врага. Включенный в так называемую Северную группу особо закаленных летчиков, имеющих опыт действий в условиях Севера, А.А. Шевелёв участвовал в боевых вылетах на северные аэродромы Финляндии: Рованиеми, Мемиярви, Алакурти, уничтожив совместно с другими экипажами семьдесят четыре вражеских самолета. Общий налет часов на всех типах самолетов Шевелёв довел к октябрю 1944 г. до 1825, из них ночью 948 часов. Одновременно с бомбардировкой целей он не раз выполнял роль фотографа результатов бомбежек экипажей полка. Им были засняты и привезены результаты бомбардирования двадцати четырех целей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Шевелёву Антону Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5309).
17 апреля 1945 г. состоялся последний вылет героя на предместье Берлина Штрайсберг. Экипаж лег курсом на свой аэродром после выполнения задания. Самолет был трижды атакован врагом у линии фронта, вследствие чего практически полностью лишился возможности маневрировать. Возник пожар, стрелок и радист тяжело ранены, лицо командира обжигал огонь. Продолжать полет было невозможно. Антон Антонович приказал членам экипажа прыгать с парашютами и следом за ними последним покинул боевой корабль. Во время прыжка стабилизатором герою-летчику сломало обе ноги, а затем он упал рядом с самолетом в озеро.
Около года продолжалось лечение Героя Советского Союза. В 1946 г. Шевелёв вышел в отставку.
После войны окончил Уральский лесотехнический институт, аспирантуру. Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент. Работал в Ленинградской лесотехнической академии, в Уральском лесотехническом институте.
Скончался 10 мая 1981 года. Похоронен в Екатеринбурге на Широкореченском кладбище.
Помимо Звезды Героя был награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалями.
Подробнее смотри: Интерактивная карта «Обелиск памяти» http://unkomi.ru/proekty/akciya-obelisk-pamyati/:
Корткеросский р-н
– мемориальная доска Герою Советского Союза А.А. Шевелёву (с. Мордино)
– улица Шевелёва (с. Мордино)
Документальный фильм ГТРК «Юрган» «Герои. История подвига. Антон Шевелёв»
Видео «Морина Софья про Антона Антоновича Шевелёва»
Видео сюжет «В Екатеринбурге появился яблоневый сад в честь Героя СССР Антона Шевелева»
https://yandex.ru/efir?stream_id=475047dbe88f2cc2be2071734e47cd89&f=1
Антон Антонович Шевелев, гвардии капитан:
статья из книги А. Александрова «Звезды отважных»
А. А. Шевелев родился 17 января 1918 г. в поселке Нейво (Н.-Шайтановский завод) Алапаевского района Свердловской области в семье коми крестьянина — отходника из с. Мордино Коми АССР. Его первые годы жизни прошли на родине отца — в с. Мордино, школьные годы — на Урале, куда на постоянное жительство переехали родители. Трудовая деятельность началась в Сибири.
Антон Шевелев, как и миллионы других советских юношей, пришел в авиацию в 1930-е годы, полные героики и романтики. Еще в школе, где у Антона зародилась мечта быть летчиком, он начал упорно готовить себя к этой профессии. Прилежно изучал все предметы школьной программы, в кружке при доме пионеров мастерил модели планеров, самолетов, участвовал в школьных соревнованиях по авиамоделизму. Когда стал комсомольцем, прошел планерную подготовку в Свердловском аэроклубе. Затем была учеба в Батайском училище Гражданского воздушного флота и любимая работа в воздушных просторах Якутии. Там он и услышал о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну.
После окончания курсов высшей летной подготовки Гражданского воздушного флота, на исходе первого года войны младший лейтенант Антон Шевелев штабом авиации дальнего действия направлен в 455-й полк (он же затем 30-й гвардейский) бомбардировщиков дальнего действия 48-й авиадивизии.
Дальнебомбардировочной авиации была поставлена задача громить противника на дальних и ближних подступах, наносить удары в тылу врага на удалении 250 километров и более от линии фронта по железнодорожным узлам и станциям, скоплениям эшелонов с боевой техникой, боеприпасами, войсками, а также по военно-промышленным объектам противника в его глубоком тылу. Кроме того, она привлекалась вместе с фронтовой авиацией к обеспечению крупных операций наземных войск: наносить бомбовые удары по армейским тылам противника, и в некоторых случаях непосредственно на переднем крае по мощным узлам обороны и скоплению техники и войск.
Младший лейтенант Шевелев с большой ответственностью решал поставленные задачи. В короткий срок он отлично овладел двухмоторным бомбардировщиком ИЛ-4 и вступил в строй командиром боевого экипажа. Когда пришло время, в ночь на 13 августа 1942 г., он поднял свою тяжело нагруженную боевую машину на задание. Полетели всем полком. Курс — на город Орел, захваченный врагом. Отбомбились успешно. Железнодорожная станция, забитая цистернами с горючим, эшелонами с оружием и боеприпасами, засветилась огромным пожарищем. После возвращения на свой аэродром командир полка похвалил командира экипажа — новичка — за слаженные действия в боевой операции. Пришло доверие членов экипажа: штурмана самолета, радиста, воздушного стрелка. В том же 1942 г. А.А. Шевелева приняли в члены ВКП (б).
Затем в его летной книжке прибавилось количество записей о новых боевых вылетах на самые различные направления, в интересах многих фронтов, начиная от Карельского и до Сталинградского. Участвовал в Северной оперативной группе, базирующейся на одном из аэродромов, откуда совершил 16 боевых вылетов. Вместе с другими Шевелевский экипаж уничтожил на северных аэродромах маннергеймовской Финляндии 74 самолета противника. Пятнадцать боевых вылетов совершил он на подступах к Сталинграду. Обрушивал на укрепления, скопление живой силы и техники врага смертоносный груз бомб. Четырнадцать раз выполнял боевые задачи Ленинградского» и Волховского фронтов: бомбил Беззаботинскую группировку дальнобойной артиллерии немецкой армии, ведущую артобстрел Ленинграда, разрушал бомбовыми ударами опорные пункты вражеской обороны в районе железнодорожной станции Мга.
Вскоре на груди младшего лейтенанта А. А. Шевелева засверкал первый боевой орден. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года в числе немногих однополчан его наградили орденом Красного Знамени.
Каждый боевой вылет в тыл врага, в котором на пути к цели приходилось преодолевать не только капризы погоды, но и противовоздушную оборону — заградительный огонь зенитной артиллерии, налеты вражеских истребителей, требовал от командира и всего экипажа высокого профессионального мастерства, максимального напряжения воли, находчивости.
В боях А.А. Шевелев не раз показывал образцы летного мастерства, выдержки и геройства. «16 марта 1943 г.,— записано в наградном листе,— его экипаж, не доходя до цели — железнодорожной станции Жуковка (северо-западнее Брянска), был атакован истребителем противника. Самолет получил повреждение: до 30 пробоин. Правая покрышка колеса шасси была пробита, поврежден руль глубины. Самолет стал трудноуправляемым.
Радист и стрелок были ранены. Товарищ Шевелев проявил исключительное мужество и героизм. Дал возможность отбить повторную атаку истребителя стрелку-радисту и, благодаря умелому маневру, вышел из боя. На неисправном и трудноуправляемом самолете тов. Шевелев дошел до цели и успешно выполнил боевое задание. После выполнения боевого задания из-за невозможности продолжать полет на неисправном самолете мастерски произвел посадку на одно колесо на запасном аэродроме, чем спас дорогостоящую материальную часть и жизнь экипажа. Задание выполнил особо успешно, создав 5 очагов пожара и два взрыва большой силы».
За образцовое выполнение боевого задания командир экипажа бомбардировщика А. А. Шевелев приказом по 48-й авиадивизии дальнего действия от 10 апреля 1943 г. был награжден вторым орденом Красного Знамени.
А.А. Шевелев, приступив к боевым полетам позже многих однополчан, первым в полку совершил сто успешных боевых вылетов. Отлично овладел техникой пилотирования в любых условиях дня и ночи, без потери ориентировки. Как лучшего командира экипажа командование назначило Шевелева командиром звена бомбардировщиков, затем заместителем командира эскадрильи.
В мае 1943 г. он успешно участвует в первом групповом боевом вылете в глубокий тыл противника — на бомбардирование скопления вражеских эшелонов с войсками и боевой техникой на железнодорожном узле оккупированной польской столицы — Варшавы. Но особо отличился Шевелев в налете на железнодорожный узел Гомель. Оказавшись в сложных метеорологических условиях, он точно вышел на цель и бомбардировал ее с малой высоты. Создал четыре пожара и один взрыв большой силы.
К 26-й годовщине Красной Армии гвардии старший лейтенант Шевелев совершил 175 вылетов, в том числе один в глубокий тыл противника, 88 вылетов на бомбардирование военных объектов в тылу противника в пределах временно оккупированной территории нашей страны, на железнодорожные узлы и станции: Рославль, Брянск, Колодня, Городок, Смоленск, Орел, Невель, Дно, Выборг, Борисов, Молодечно, Лида, Шяуляй и другие; 86 вылетов — на бомбардировку переднего края обороны противника и армейских тылов. Его экипаж за это время создал на вражеских объектах 101 пожар и 28 взрывов большой силы.
За большой урон, нанесенный врагу, проявленные при этом воинское мастерство и мужество, замкомандира авиаэскадрильи гвардии старший лейтенант А. А. Шевелев Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 г. был награжден орденом Ленина.
Под стать командиру — трижды орденоносцу подобрался экипаж бомбардировщика: штурман звена гвардии лейтенант Рыбаков, награжденный орденом Красного Знамени и орденами Отечественной войны I и II степени; стрелок-радист гвардии старшина Сапожников — кавалер ордена Отечественной войны I степени и медали «За отвагу», воздушный стрелок гвардии старший сержант Ремнев, награжденный медалью «За боевые заслуги».
Гвардейский экипаж гордился своим молодым, но авторитетным командиром, ставшим с мая 1943 г. заместителем командира авиаэскадрильи.
А.А. Шевелев проводил большую работу по воспитанию боевого коллектива эскадрильи, насчитывающего до ста воздушных бойцов, по укреплению воинской дисциплины, приобретению летного мастерства. Особенно щедро он передавал подчиненным свой боевой опыт; ввел в строй несколько молодых летчиков, которые успешно стали выполнять боевые задания в ночных условиях.
В 1944 г., ставшим годом освобождения Советской земли от немецко-фашистских захватчиков и началом освобождения от фашизма народов восточной Европы, противник, как никогда раньше, почувствовал господство советской авиации в воздухе, силу ее ударов на дальних и ближних подступах. В летной книжке замкомандира эскадрильи гвардии старшего лейтенанта, а затем гвардии капитана А.А. Шевелева появились записи участия в новых, более сложных боевых операциях. В летных документах отмечено 47 успешно выполненных боевых вылетов, из них 5 — в глубокий тыл, за пределы западных границ СССР: в июле — на военно-промышленные объекты в районе городов Тильзит, Кенигсберг, Инстербург, в августе — вторично на Тильзит. В сентябре 1944 г., несмотря на мощный световой барьер вражеских прожекторов, заградительный огонь зенитной артиллерии, Шевелев пробился к Будапешту и точно обрушил на врага бомбовый удар.
В составе 30 гвардейского дальнего бомбардировочного полка и групп самолетов своей эскадрильи гвардии капитан Шевелев в период летне-осеннего наступления 1944 г. в интересах семи советских фронтов от Прибалтики и до южных границ советской Белоруссии совершил 25 боевых вылетов на бомбардирование тылов противника на оккупированной территории СССР. Города: Шяуляй и Резекне, Минск и Орша, Гомель и Бобруйск, Псков и Вильно, Таллинн и Рига, аэродромы: Балбасово, Идрица — таков далеко не полный перечень военных и военно-промышленных объектов, где уничтожались вражеские боевые резервы. Во всех боевых операциях у Шевелева не было ни одного случая возврата с боевого задания или ухода с боевого курса при сильном огне зенитной артиллерии и мощного светового заслона прожекторов.
Столь же самоотверженно он совершал боевые вылеты по переднему краю, действуя вместе с фронтовой авиацией. В 1944 г. эскадрилья Шевелева беспощадно настигала врага в последних операциях под Ленинградом, совершила семнадцать боевых вылетов по переднему краю в крупных наступательных операциях 1-го, 2-го, 3-го Прибалтийских фронтов, 1-го, 2-го, 3-го Белорусских фронтов.
Большие заслуги летчиков авиации дальнего действия Советское правительство в канун 27-й годовщины Великой Октябрьской революции отметило высокими наградами. В числе пятнадцати лучших летчиков дальнебомбардировщиков-ночников Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 5 ноября 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза гвардии капитану Антону Антоновичу Шевелеву. К этому времени на его боевом счету было 222 боевых вылета, из них шесть на собственную территорию противника, 113 вылетов на бомбардирование военных и промышленных объектов врага на оккупированной территории СССР, 103 боевых вылета на бомбардирование переднего края обороны противника в пределах оперативных армейских тылов в интересах десяти советских фронтов.
… 17 апреля, когда советские войска выходили на подступы к Берлину, стремясь охватить логово фашизма со всех сторон, эскадрилья Шевелева вылетела на очередное задание бомбить укрепления в районе Штраузберга — предместья Берлина. На счету Героя Советского Союза Шевелева это был 247 боевой вылет. Миновав сильный заградительный огонь, экипаж Шевелева вышел на цель, точно поразил ее, провел фотографирование горящих объектов.
Когда все экипажи закончили бомбардирование, эскадрилья взяла обратный курс на свою базу. При подходе к линии фронта самолет Шевелева подвергся внезапному нападению вражеского истребителя, радист и воздушный стрелок были убиты, в следующей атаке осколком ранило в ногу командира. Поврежденная машина потеряла управление и вскоре вошла в плоский штопор. Командиру экипажа, вслед за штурманом, пришлось выброситься на парашюте. При слишком позднем выбрасывании Шевелеву сильно травмировало и вторую ногу. Но рядом были передовые позиции наших войск. С помощью штурмана бойцы отыскали тяжело раненного Шевелева.
В. Ширяев, который много лет спустя после войны беседовал с Героем Советского Союза А.А. Шевелевым, писал в очерке «На дальних и ближних подступах»: «Быстро соорудив из парашюта и каких-то жердей носилки, артиллеристы понесли Шевелева в медсанбат своей части и оказали нужную помощь. Штурман вскоре отправился в свой полк, чтобы сообщить о происшедшем».
Штурману экипажа, вероятно, удалось не так быстро добраться до своей части и сообщить о случившемся, если нашлось время издать приказ по Главному Управлению кадрами (№ 02020 — 1945 г.) о том, что А.А. Шевелев «не вернулся с боевого задания 17.04.1945 г.», о чем имеется запись на карточке А. А. Шевелева в картотеке единого учета Героев Советского Союза. За Шевелевым позже прислали специальный самолет, который доставил его в полк, затем в Москву, в Институт авиационной медицины.
Пилот мужественно и терпеливо вынес длительную госпитализацию. Посветлело воспаленное лицо, восстановилось, в основном, зрение, только от костылей сразу не удалось освободиться. 27-летний гвардии майор стал инвалидом.
Но герои до последних дней остаются героями. После госпиталя Антон Шевелев вернулся на Урал, где жили родители и находилась его семья. Преодолев острую тоску по авиации, Шевелев вернулся к делу, которым увлекался с детства. С отличием окончил лесохозяйственный факультет Уральского лесотехнического института в Свердловске, аспирантуру в том же институте. В процессе работы старшим преподавателем защитил диссертацию по восстановлению лесовырубок, за которую удостоился присвоения ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук. До последних дней своей жизни (он умер 10 мая 1981 г.), несмотря на физический недуг, активно участвовал в общественной жизни, несколько созывов был депутатом райсовета, активистом ветеранского движения, дружил с учениками села Мордино.
НА ДАЛЬНИХ И БЛИЖНИХ ПОДСТУПАХ:
статья из книги «Честь и слава героям»
В конце первой военной зимы младший лейтенант Шевелев очутился в Москве. Ему не раз приходилось бывать здесь и раньше в разные времена года, и каждый раз ощущал в сердце какую-то приподнятость и возвышенность. Теперь столица выглядела иной, суровой, непреклонной. Всюду следы маскировки, окна перекрещены полосками бумаги. С наступлением сумерек город погружается в темноту. В небе слышится беспрерывный гул дежурных истребителей. А на улицах военные, военные, военные… и еще плакаты со строгим женским лицом: «Все ли ты сделал для фронта?» Город производил впечатление бойца, мужественно вышедшего на смертный бой с врагом.
И хотя в эти дни Советское информбюро сообщало о том, что за прошедшие сутки на фронтах существенных изменений не произошло, каждый, будь он в школе или у станка, зримо представлял грандиозный огненный вал от студеного океана до Черного моря. Враг был отброшен от Москвы, но он был еще силен и спешно готовился к новому наступлению.
– Прибыли вовремя, младший лейтенант, – сказали Шевелеву в штабе авиации дальнего действия, куда он был вызван после окончания Курсов высшей летной подготовки. – Получайте предписание и в часть – 455-й полк 48-й авиадивизии.
Коротко и ясно. Ни вопросов, ни ответов, которых почему-то больше всего боялся молодой офицер.
Совсем по-иному, не как в Москве, встретили молодого летчика в полку, когда он появился на летнем поле. В глазах старослужащих его щупленькая фигура явно не совмещалась со званием.
«Кубики» еще ничего не значат, – услышал Шевелев голос одного из стоявших невдалеке ребят. Нетрудно было угадать, в чей адрес это сказано.
– Птенец, – промолвил другой.
Шевелев не рассердился. По опыту работы в гражданской авиации он знал, что в аэропортах почти всегда так встречают «новичка».
Но что бы там ни говорили, что бы ни думали о нем люди, Антон Антонович Шевелев стал командиром двухмоторного бомбардировщика «Ил-4». Однако посылать его на задание не спешили. Дни и ночи уходили на тренировки и учебу. Шевелев упорно осваивал свою машину, изучал людей, с которыми отныне придется ему нести нелегкую военную службу. А в минуты короткого отдыха уходил в лес, окружавший аэродром. Здесь веяло чем-то родным, близким. Вспоминались леса на таежной речке Локчим, в окружении которых стоит родное село Мордино; Урал, где он долгое время жил; вспоминались необозримые просторы Якутии, над которыми совсем недавно водил самолет, перебрасывая грузы и почту золотоискателям, геологам, охотникам.
Думы о былом, настоящем… Но в них не было ни малейшей грусти. Разве не сам он рвался на фронт? И вот его заветная мечта осуществилась…
Наконец, наступил день, которого с нетерпением ожидал весь экипаж. Младшего лейтенанта Шевелева, вместе с другими командирами, вызвали в штаб полка.
– Предстоит трудная ночь, – сказал командир, внимательно вглядываясь в яйца пилотов. – Вот в этом месте противник сосредоточил большое количество техники и живой силы. – Он провел рукой по карте, подозвал ближе к себе присутствовавших офицеров. – Нам предложено уничтожить этот узел. Надо учесть, что враг сидит не без защиты. А Шевелева командир спросил:
– Вы поняли, младший лейтенант?
– Понял, товарищ командир.
Антон волновался. Но не от страха за свою жизнь. Он боялся случайной оплошности, которую могли бы не заметить у других, но обязательно приметят у «новичка». И тогда… Об этом думать не надо. Надо думать о главном. Представляется возможность доказать, что Шевелев может воевать не хуже других.
Наступил вечер. Стрелки, стрелки-радисты и штурманы заняли места. Последними подходят к машинам и садятся командиры. Закрываются кабины. В небо стремительно взвилась зеленая ракета. Это приказ на взлет.
Рявкнули на старте моторы. Тронулась с места и побежала по взлетной дорожке одна машина, за ней другая, третья. Наконец, в воздух поднялся весь полк. Армада боевых кораблей взяла курс на запад, на Орел. Неумолимое время отсчитывает минуты. Скоро фронт, о котором Шевелев так много думал, но еще ни разу не видел своими глазами. Вернее, фронт будет где-то внизу, его может в деталях и не увидишь, но все же в душе с каждой минутой нарастало какое-то волнение. Велико небо, оно полно неожиданностей. «Только быть спокойным, – внушал себе Антон,- Ты не один, рядом товарищи».
Вопреки ожиданиям, бомбардировщики сравнительно спокойно миновали линию фронта и нашли нужные ориентиры. Экипаж Шевелева, сбросив на врага свой смертоносный груз, лег на обратный курс. Всполохами взрывов расцветилось небо. Это рвались цистерны с горючим на станции, составы с оружием и боезапасами. И долго еще было видно, как полыхала земля от взрывов. Значит, наши самолеты прилетали не зря, цель эффективно поражена.
Многим возвратившимся после полета командир полка объявил благодарность. В том числе и молодому командиру бомбардировщика Антону Шевелеву. А это уже что-то значило. С этого дня началась по-настоящему трудная, полная опасностей и риска фронтовая жизнь молодого командира бомбардировщика.
Летом 1942 года враг перешел в новое наступление. Началась битва за Сталинград. Немецкие войска подошли вплотную к городу, ворвались на его окраины. На поддержку наземных войск гитлеровцы бросили лучшие силы своей авиации, в частности 4-й германский воздушный флот Рихтгоффена.
Советской авиации дальнего действия была поставлена задача громить противника на дальних и ближних подступах, его ударной силе противопоставить свою мощь и мастерство. …Стояла ли низкая облачность или лил дождь, кружила метель, бомбардировщики несли на голову врага разрушительный груз бомб, штурмовали укрепления, скопления живой силы и техники врага в районе города на Волге. Каждый такой вылет требовал максимального напряжения воли, внимания, мастерства.
Помимо погоды, авиаторам приходилось преодолевать еще и противовоздушную оборону противника. Не было случая, чтобы над целью или на подходах к ней не подстерегали вражеские истребители, не били по бомбардировщикам зенитки.
Однажды вместе с экипажем Антона Шевелева на выполнение боевого задания полетел штурман дивизии подполковник Ноздрачев, проверяющий от штаба дивизии. Предстояло на деле показать, на что способен экипаж.
Прошло около двух часов полета к цели.
– Проходим линию фронта, – слышит Шевелев в наушниках голос своего штурмана, будто командир сам не видит, как внизу у земли вспыхивают и гаснут строчки трассирующих пуль с той и другой стороны линии фронта. Вот потянулись огненные полоски и в небо. Пачки разрывов зенитных снарядов стали стеной впереди самолета. Этим огневым заслоном фашисты пытались сбить корабль с боевого курса, а если удастся, и вовсе уничтожить.
«До цели – станции Жуковка, где расположены склады бомб и бензохранилища фашистов, остается около шестидесяти километров, – прикинул Шевелев.- Надо вырваться из заградительного огня».
Машина, послушная опытным рукам летчика, делает резкие броски влево, вправо, вниз… Такие маневры на перегруженном самолете – дело нелегкое. Массивный груз авиабомб сковывает его движения.
Но вот огонь зениток остался позади. Опасность, кажется, миновала. Командир и штурман стали готовить данные для вывода корабля на боевой курс. Все внимание командир сосредоточил на приборах. И тут вдруг грохот, и пороховой дым окутал машину. Внезапной атакой истребитель противника повредил левый мотор и хвостовое оперение. Ранены радист и стрелок.
Вести машину стало трудно. Корабль то взмывал, то скользил на левое крыло. Через некоторое время начал сбавлять обороты поврежденный мотор. Все ждали решения командира. «Неужели поворачивать,- мгновенно пронеслось в его голове, – нет, надо идти вперед, дать гадам!» Командир не без волнения в голосе спросил радиста и стрелка, как они себя чувствуют, могут ли продолжать выполнение задания. Радист ответил:
– Потерпим, летим на цель.
Через некоторое время стали различимы ориентиры железнодорожной станции и соседнего с ней аэродрома. Вниз полетели две бомбы внешней подвески. Цель накрыта. Вспыхнул пожар. Но Шевелев не спешит уходить. Он делает второй заход и сбрасывает бомбы внутренней подвески. Вновь взрывы и багровое пламя.
Теперь можно было возвращаться домой.
«Лишь бы дотянуть до линии фронта»,- с тревогой думал Шевелев. Он делал все возможное, чтобы удержать машину на заданной высоте. Но ее неумолимо тянуло вниз. Четыреста метров… Триста… Двести пятьдесят… Наконец, долгожданная линия фронта. К счастью, как нередко случалось в ранние утренние часы, на земле и в воздухе было затишье.
Дальше продолжать полет на неисправном самолете с ранеными членами экипажа на борту было невозможно. Командир принимает решение сесть на запасном аэродроме. Но тут оказалось, что повреждено шасси. «Придется садиться на одно колесо», – решает Шевелев. И только его мастерство при посадке спасло дорогостоящую машину и экипаж.
Утром техники насчитали в машине более семидесяти пробоин.
– Молодцы, – сказал Шевелеву командир, когда они возвратились в свой полк.
За образцовое выполнение боевого задания командир корабля Шевелев был награжден орденом Красного Знамени. Это была его первая боевая награда. В то время во всей части еще немного было награжденных. Теперь Шевелева уже никто не назовет «птенцом». Но нет, не об этом думал Шевелев.
Несмотря на то, что Антон Шевелев начет войну позже других, он первым в полку совершил сто боевых вылетов. Это не осталось -незамеченным. Как одного из лучших летчиков, Шевелева назначили командиром звена, а затем и заместителем командира авиаэскадрильи по летной части. Теперь в его подчинении, кроме экипажей своего звена, стало свыше ста человек. Но это ничего не изменило в его боевой работе. Почти не было ночи, чтобы Шевелев оставался дома. Его экипаж, как правило, первым появлялся на взлетной полосе и взмывал в небо.
И внешне он оставался таким же: общительным, рассудительным, спокойным, как всегда, скупым на слова. В минуты короткого отдыха, когда сходятся друзья в круг, он пристраивался где-нибудь в сторонке и молча слушал веселые рассказы товарищей.
На втором году войны Антона Шевелева, комсомольца, приняли в ряды Коммунистической партии Советского Союза. Как всегда в таких случаях, на собрании выслушали его короткий рассказ о своей жизни. Он и на самом деле получился коротким.
– Родился в Свердловской области. Отец – мординский крестьянин, с малых лет ходил на заработки на уральские заводы. Именно ходил, а не ездил. Пятьсот верст пешком туда – пятьсот обратно. Отец хорошо рисовал, мечтал поступить в Академию художеств, но получил отказ. Царские власти сочли, что это слишком высокая честь для сына бедного зырянина. Впоследствии художник-самоучка мог лишь довольствоваться должностью чертежника на одном уральском заводе.
Всего этого, конечно, Антон Шевелев не говорил тогда на собрании. Кого могли интересовать такие подробности?
– Достоин, – сказали тогда выступившие на собрании коммунисты.
Сам Антон, выйдя с собрания, долго еще не мог успокоиться. Все говорили о нем, как о смелом военном летчике. А разве другие хуже?
Антона Шевелева, как и миллионы других советских юношей и девушек, вывела на широкую дорогу жизни сама советская действительность. А действительность тридцатых годов до краев была наполнена героикой и романтикой. Магнитка, Днепрогэс, поход «Сибирякова», лагерь «Челюскинцев», полеты Чкалова, Водопьянова, да разве все перечислишь, что волновало и манило юношей в далекие дали, звало на подвиг!
Мудрено ли, что Антон Шевелев еще в четвертом классе решил стать летчиком и упорно готовился к этому. Он занимался в кружке при Дворце пионеров, мастерил модели, затем поступил в аэроклуб. И, оказывается, эта подготовка ему пошла впрок. Когда в Свердловском аэроклубе объявили о приеме в Батайское училище Гражданского Воздушного Флота, было подано сразу четыреста заявлений. А комиссия отобрала только 13 человек. Был среди них и комсомолец Антон Шевелев, хотя он не отличался среди других ни высоким ростом, ни богатырским телосложением.
Мечты вели Антона Шевелева по жизни. Они были все более дерзновенными и светлыми. Но война разбила эти мечты, нарушила покой мирного неба. Теперь от него, от каждого воина зависит, когда над планетой Земля вновь засияет солнце. Ждут этого дня матери и сестры, жены и дети.
Забывая о сне и об отдыхе, боролся с врагом Антон Шевелев, так же, как и его однополчане. Дрожала земля от ударов авиационных бомб в ближнем и дальнем тылу противника, рушились мосты, взлетали на воздух склады с боеприпасами и цистерны с горючим.
Вместе со своими товарищами Антон Шевелев бомбардировал передние края обороны противника на Волховском, Ленинградском, Северном, Калининском, Первом, Втором и Третьем Белорусских фронтах. Только на северных аэродромах Финляндии совместно с другими экипажами им было уничтожено более семидесяти самолетов противника. Подступы Будапешта и Варшавы, Брянска и Витебска, Минска и Смоленска, Вильно и Риги, Таллина и Рославля, Инстербурга и Кенигсберга – вот далеко не полный перечень объектов, куда летал Антон Шевелев.
В 1944 году, накануне празднования двадцать седьмой годовщины Великого Октября, Советское правительство отметило ратный труд летчиков авиации дальнего действия высокими наградами. Пятнадцати лучшим пилотам было присвоено звание Героя Советского Союза. В числе этих пятнадцати был и капитан Антон Антонович Шевелев.
Двести сорок семь раз летал Антон Шевелев в тыл противника. Четыреста девяносто четыре раза пересекал линию фронта его самолет.
И вот появилась, наконец, долгожданная цель – Берлин,- то, к чему стремились Красная армия, весь наш народ. Фашисты собрали здесь все силы, которые у них еще оставались. На сорока аэродромах вокруг Берлина базировались полторы тысячи самолетов противника, беспрерывно поднимавшихся в воздух. Гитлеровцы еще верили в какое-то чудо и отчаянно сопротивлялись.
17 апреля 1945 года эскадрилья Шевелева снова (уже в который раз) вылетела бомбить укрепления в Штраусберге – предместье Берлина. К вечеру погода, и без того неважная, еще более ухудшилась, полил дождь. Но летчики уже привыкли ко всему, и это не могло их остановить. На подходе к цели по нашим бомбардировщикам был открыт сильный зенитный огонь. В небо вонзились яркие столбы прожекторов, тут и там рвались снаряды. Шевелев видел, как один из самолетов его эскадрильи охватило пламя, и он резко отклонился в сторону от курса.
– Ах, гады! — вырвалось у Шевелева, его бросило в жар. – Погодите же…- Хотелось сразу же сбросить весь свой смертоносный груз, сравнять с землей все эти зенитки. Но впереди были более важные объекты, главная цель.
Эскадрилья Шевелева продолжала выполнять задание. Легли на боевой курс. Командир, следуя расчетам и командам штурмана, вывел машину на цель. Из люков посыпались бомбы.
Сделав крутой вираж, Шевелев вышел из района цели в сторону и стал наблюдать за бомбометанием других самолетов. Ему, как заместителю командира эскадрильи, полагалось после завершения бомбометания сфотографировать горящие объекты.
Прошло несколько минут. Вот и последний экипаж доложил о том, что бомбометание закончено. Теперь можно повернуть на свой аэродром. Огляделся. Зрелище было потрясающим: в радиусе нескольких километров взмывали в небо огненные столбы.
– Хорошо, командир, – послышался в наушниках голос штурмана.
– Дали гадам, – ответил ему Шевелев, довольный тем, что в какой-то мере удалось отомстить за погибших товарищей.
Самолет Шевелева взял курс на свою базу. Когда экипаж уже готовился к перелету через линию фронта, совершилось непредвиденное. Вдруг за бортом начали рваться снаряды. Осколки прошили мотор и крылья. Шевелев резко бросил машину вниз. Но было поздно. Истребитель противника кружился вокруг, заходил сзади, снизу, слал снаряд за снарядом. Стрелок и радист молчали. Видимо, еще после первой атаки они были убиты или смертельно ранены.
– Ребята! – кричал в ларингофон Шевелев. – Что с вами? – Но ответа не было.
Шевелев связался со штурманом, решили идти напрямую, лишь бы перетянуть за линию фронта. Но тут последовала новая атака истребителя. Самолет получил еще одно повреждение. Один из осколков задел размещавшийся снизу кабины распределительный бензобак. Машина загорелась. Жаркое пламя обдало кабину командира. Вести самолет было невозможно.
– Прыжок! – отдал команду Шевелев.
– Есть, прыжок, – ответил штурман и немедленно покинул самолет.
Теперь Шевелеву надо было прыгать самому. Но он почувствовал острую боль в левой ноге. Значит, во время последней атаки один из осколков задел ногу. Он хотел приподняться, но не было сил. Во всем теле чувствовалась какая-то слабость. С великим трудом он все же открыл колпак и, опершись правой ногой о штурвал, приподнялся и навалился на борт кабины. Поток встречного воздуха подхватил его и вытянул из самолета.
Тем временем неуправляемую машину бросило уже в плоский штопор. Шевелева отбросило назад, к хвостовому оперению и ударило правой ногой о стабилизатор. Теперь у него были повреждены обе ноги.
До земли оставалось немногим более 100 метров. Мгновенно выхватив кольцо, Шевелев выпустил парашют. Его резко дернуло и закачало из стороны в сторону. Но это длилось совсем недолго. Вскоре он шлепнулся в воду. К счастью, это было неглубокое озеро. С трудом отстегнув парашют, Шевелев нащупал кобуру на поясе, затем стал ползти к берегу. Неподалеку от него упал и горящий самолет. Там находились его радист и стрелок.
«Прощайте, друзья!» – зарыдал Шевелев, повернув голову в сторону пылающего самолета.
Кругом гремела канонада: стреляли орудия, рвались снаряды. Значит, здесь фронт. На которой же он стороне, разобрать трудно. «Надо спрятаться», – решает Шевелев. Добрался до какой-то ямы, спустился в нее. Сел. Хотя было и сыро, но безопаснее. Снял куртку, затем рубашку. Разорвал ее на куски, чтобы обмотать окровавленные ноги.
Но перевязать по-настоящему ноги не успел. Где-то неподалеку послышались крики. Прислушался. Его звали по имени. Вместо ответа он выстрелил из пистолета в воздух. Подбежали люди, а с ними и штурман экипажа – Иван Бакаев. Оказалось, что здесь были наши артиллеристы, ведущие дуэль с противником. Вначале они встретили спускавшегося на парашюте штурмана, а теперь нашли Шевелева.
Быстро соорудив из парашюта и каких-то жердей носилки, артиллеристы понесли Шевелева в медсанбат своей части, оказали нужную помощь. Штурман вскоре отправился в свой полк, чтобы сообщить о случившемся. За Шевелевым прислали из части специальный самолет, который доставил его в полк, а затем в Москву, в Институт авиационной медицины.
Больше года был Антон Антонович Шевелев на лечении. Сгладилось опаленное лицо, в какой-то мере восстановилось зрение, но ликвидировать полностью последствия ранения не удалось. Гвардии майор Шевелев вышел из госпиталя на костылях, стал инвалидом. Об авиации нечего было и мечтать. Надо было выбирать новую профессию. Так закончилась для отважного летчика служба в 33-м гвардейском Смоленском ордена Красного Знамени авиационном полку.
Недавно с Антоном Антоновичем Шевелевым мы сидели на его квартире в Ленинграде. Вспомнили суровые годы войны, говорили о сегодняшних делах. На его худощавом лице нет теперь следов опалин, остались мелкие рубцы. Но волосы поредели, их оттеснили пролысины. Глаза задумчивые, немного усталые. В последнее время он очень много работал.
И я решил, что рассказ о Герое Советского Союза Антоне Антоновиче Шевелеве будет далеко не полным, если не поведать читателю о послевоенной его жизни, которая не менее яркая и мужественная.
Когда Антон Антонович стал инвалидом и был вынужден уйти из авиации, ему было всего лишь двадцать семь лет. Это – пора молодости, но еще далеко не зрелости. Как быть дальше?
В госпиталь несколько раз приезжала жена, привозила дочку Риту.
– Ни о чем не думай, поправляйся, – успокаивала жена. – Ведь живут же другие. Антон Антонович соглашался. Но стоило ему услышать гул мотора в небе, сердце снова сжимала тоска. Только теперь он понял всю глубину слов, услышанных когда-то от бывшего пилота: нет больше ни у кого такой любви к своей профессии, как у летчиков. Тогда он поспорил, что каждый любит свое дело. Теперь Антон с горечью признавал, что далекий собеседник был прав.
Окончив лечение, Антон Антонович поехал на Урал, где жили его родственники и куда перебралась теперь его семья. Ноги еще болели, и приехал он домой на костылях. Радость встреч вскоре снова сменила тоска по работе.
И тут на помощь Антону пришел его дядя Борис Дмитриевич Меренков, старый коммунист, участник гражданской войны. Он любил Антона, как сына, радовался его удачам и тяжело переживал его горе. Это он посоветовал Антону вступить в пионеры, когда ему исполнилось десять лет, а затем рекомендовал в комсомол.
– Теперь, сынок, тебе надо переучиваться, – сказал он. – Поступай в институт.
Кроме авиации, у Антона Шевелева была еще одна страсть: любовь к родной природе. Еще до службы в армии он мог целыми сутками бродить по лесу или же пропадать на рыбалке. Теперь это сказалось при выборе учебного заведения. Шевелев стал студентом лесохозяйственного факультета Уральского лесотехнического института. Окончил он его с отличием.
Нельзя сказать, что годы учебы промчались, как на крыльях. Правда, здоровье улучшилось, Антон уже ходил без костылей. Прибавилась семья: родился сын. Нелегко было жить материально. Одновременно с учебой Антон Антонович заведовал Уральским отделением Всесоюзного заочного лесотехнического института. Много времени занимала общественная работа. Четыре раза подряд он избирался депутатом Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся города Свердловска.
После окончания института Антон Шевелев был зачислен в аспирантуру, где в течение полутора лет сдал все кандидатские экзамены.
В настоящее время Антон Антонович Шевелев – старший преподаватель Ленинградской лесотехнической академии имени Кирова. Кроме чтения лекций, он ведет большие научные исследования. Его последняя работа: «Естественное возобновление концентрированных вырубок елово-пихтовых насаждений» – высоко оценена специалистами лесного хозяйства страны. Она послужила основанием для присвоения ему звания кандидата сельскохозяйственных наук.
Владимир Ширяев
Справка:
Авиация Дальнего Действия в годы Великой Отечественной войны http://unkomi.ru/events/nash-gerojj/
48-я авиационная Рижская дивизия дальнего действия (48-я ад дд) — авиационное соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА дальней бомбардировочной авиации, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
Дивизия сформирована на базе частей 36-й авиационной дивизии дальнего действия и 455-го авиационного полка дальнего действия 30 апреля 1943 г. Свой путь прошла в составе 8-го авиационного корпуса дальней авиации, участвуя в боевых операциях Дальней авиации. За мужество и героизм личного состава дивизия и её части награждены орденами, им присвоены почётные наименования, а 455-й авиационный полк дальнего действия удостоен звания Гвардейского.
В связи с появлением новых задач и с целью усиления эффективности нанесения ударов по противнику в заключительном периоде войны дивизия в декабре 1944 г. была выведена из состава Дальней авиации, войдя в состав 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса. Дивизия была переименована в 48-ю бомбардировочную авиационную Рижскую дивизию.
Командир дивизии – генерал-майор авиации Набоков Семён Константинович (30 августа 1943 г. — 26 декабря 1944 г.)
За весь период своего существования боевой состав дивизии оставался постоянным:
Период | Наименование | Вооружение |
30.08.1943 — 19.08.1944 г. | 445-й авиационный полк дальнего действия | Ил-4, переформирован в 30-й гв. ап дд |
19.08.1944 — 26.12.1944 г. | 30-й гвардейский авиационный полк дальнего действия | Ил-4, переформирован в 30-й гв. бап |
21.05.1942 — 30.08.1943 г. | 330-й авиационный полк дальнего действия | Ил-4, переформирован в 330-й бап |
01.02.1944 — 26.12.1944 г. | 109-й авиационный полк дальнего действия | Ил-4, переформирован в 109-й бап |
30-й авиационный полк дальнего действия 19 сентября 1943 г. Приказом НКО СССР за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, переименован в 30-й гвардейский авиационный полк дальнего действия.
48-й авиационной дивизии дальнего действия за отличия в боях при овладении столицей Советской Латвии городом Рига — важной военно-морской базой и мощным узлом обороны немцев в Прибалтике 31 октября 1944 года на основании приказа ВГК СССР присвоено почётное наименование «Рижская».
109-му авиационному полку дальнего действия за отличия в боях при овладении столицей Советской Латвии городом Рига — важной военно-морской базой и мощным узлом обороны немцев в Прибалтике 31 октября 1944 года на основании приказа ВГК СССР присвоено почётное наименование «Рижский».
455-му авиационному полку дальнего действия присвоено почётное наименование «Смоленский».
Награды
30-й гвардейский авиационный Смоленский полк дальнего действия Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1944 г. награждён орденом Боевого Красного Знамени.
109-й авиационный Рижский полк дальнего действия Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1944 г. награждён орденом Боевого Красного Знамени.
455-й авиационный Смоленский полк дальнего действия Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 г. награждён орденом «Красного Знамени».
Благодарности Верховного Главного Командования
За отличия в боях при форсировании реки Днепр и овладении штурмом городов Смоленск — важнейшего стратегического узла обороны немцев на западном направлении, и Рославль — оперативно важным узлом коммуникаций и мощным опорным пунктом обороны немцев на могилёвском направлении.
Воинам дивизии в составе корпуса объявлены благодарности:
– За отличие в боях при овладении столицей Советской Белоруссии городом Минск — важнейшим стратегическим узлом обороны немцев на западном направлении.
– За отличие в боях при овладении столицей Советской Латвии городом Рига — важной военно-морской базой и мощным узлом обороны немцев в Прибалтике.
В числе 6 воинов дивизии – Героев Советского Союза стоит имя Шевелёва Антона Антоновича, майора, заместителя командира эскадрильи 30-го гвардейского авиационного полка дальнего действия 48-й авиационной дивизии дальнего действия 8-го авиационного корпуса дальнего действия авиации дальнего действия.
30-й Гвардейский авиационный «Смоленский»
Краснознамённый полк Дальнего Действия
Приказом НКО № 0271 от 19 августа 1944 г. 455-й авиационный «Смоленский» Краснознамённый полк Дальнего Действия переименован в 30-й Гвардейский авиационный «Смоленский» Краснознамённый полк Дальнего Действия.
Нахождение в строю – с 19 августа по 26 декабря 1944 г. в составе 48-й авиационной дивизии Дальнего Действия (130 дней)
В составе корпусов:
– с 19 августа по 22 декабря 1944 г. – в составе 8-го Авиационного Корпуса Дальнего Действия.
– с 22 декабря по 26 декабря 1944 г. – в составе 1-го Гвардейского Авиационного «Смоленского» Корпуса Дальнего Действия.
Командир полка – гвардии подполковник Трехин Василий Алексеевич.
Участие в операциях и битвах:
- Рижская операция – с 14 сентября по 22 октября 1944 г.
- Таллинская операция – с 17 сентября по 26 сентября 1944 г.
- Будапештская операция – с 29 октября по 26 декабря 1944 г.
Видео сюжет «Советский дальний бомбардировщик Ил 4. Летающая легенда второй мировой»
Книги, в которых рассказывается о А.А. Шевелеве