В рубрике «Завтрак с писателем» в Год 100-летия республики писатели и поэты делятся своими кулинарными и литературными секретами, рассказывают о своем творчестве, о вдохновении, о желании работать и писать, об успешных проектах, о планах на будущее.
Воскресным утром позавтракаем с писателем Андреем Макаровым, нашим земляком.
Андрей Викторович до 2007 года жил в Сыктывкаре, учился в СГУ, работал журналистом на ПТО «Третий канал», вел еженедельную экономическую колонку в газете «Молодежь Севера», был внештатным корреспондентом Интерфакс и «Прайм-ТАСС» в РК. Сейчас проживает в Москве.
В 2020 году у молодого автора вышла в свет его первая книга «Дорога к Белому берегу», она издана в Коми республиканской типографии и уже представлена в фонде Юношеской библиотеки.
ПРО ЗАВТРАК
Завтрак для меня должен быть быстрым и легким, но достаточно сытным, чтобы дотянуть до обеда. Поделюсь своим любимым рецептом, который сам регулярно готовлю семье по утрам:
Берете 5 яиц, грамм 100-150 молока или сливок, шинкуете мелко помидор, несколько веточек укропа и петрушки. Все это перемешиваете и выливаете готовую смесь на сковороду. Солите по вкусу будущий омлет и посыпаете его мелко натертым сыром по всей поверхности. Накрываете крышкой. Через несколько минут, когда омлет будет почти готов, разделяете его на нужное количество частей и складываете каждую часть вдвое, чтобы расплавившийся сыр оказался внутри. Снимаете сковороду с огня и оставляете на несколько минут омлет дойти и немного остыть.
Ваш вкусный и питательный завтрак готов!
ПРО ВДОХНОВЕНИЕ
Для меня понятие вдохновения, как необычного эмоционального подъема в литературе все же связано с поэзией, когда-то или иное событие, тот или иной вид природы вызывает в человеке внезапный душевный отклик. В том же, что касается прозы, если целью её не является развлечение публики или выражение в виде текста своих эмоций, а прежде всего стремление натолкнуть читателя на размышления, в результате которых человек, возможно, изменится, а может и вовсе обретет смысл своего земного существования, то здесь у автора мало свободы – бал правит изначальный художественный замысел.
А коли так, то литературное творчество становится трудом, тяжелым и ответственным. Тяжелым, потому что автор ведет последовательную и изнурительную борьбу с материалом и с самим собой, чтобы максимально верно выразить основные мысли, лежащие в основе замысла произведения. Ответственным, поскольку он отвечает совестью за то влияние, которое окажет его книга на читателя – станет тот ближе к Добру или Злу. И тогда автор не имеет права расслабиться, отдаться во власть минутного возбуждения и увлечения, он обязан упорно и тщательно работать, желательно с «холодной» головой.
О ЧТЕНИИ
В последнее время, если брать художественную прозу, отдаю предпочтение классике второй половины XIX – первой половины XX веков – Толстому, Бунину, Набокову, Паустовскому, Хэмингуэю, Стейнбеку… Из поэзии, это, конечно, Бродский, немного Тарковский.
Из моего романа «Дорога к Белому берегу», имеющегося в библиотеке, предлагаю прочесть следующий отрывок:
«Огромный зелёно-золотистый лещ, безвольно раскрыв жабры, лежал на влажной сочной траве, медленно заглатывая губами воздух. Его большой блестящий выпученный глаз немигающе смотрел в прохладное озеро неба.
– Деда, а почему он так дышит?
– Он не дышит – он задыхается! Здесь не его мир. Его мир под водой. Там он и дышит жабрами.
– А ему больно? – спросил Витя, вспомнив о проглоченном остром крючке.
– Вряд ли. Чтобы почувствовать боль, нужно её осознать, а рыбы дурные, недоразвитые, ничего не ощущают. И памяти-то у них нет. Только направление помнят, где еда есть. Отпусти его сейчас обратно в реку,
забудет всё и поплывёт себе дальше. Правда, всяко уж не жилец с таким крючком в глотке-то. Так, что судьба у него такая – быть твоей добычей сегодня!
– И не жалко тебе его совсем? – спросил Витя, разглядывая красавца-леща.
– А чего его жалеть? Рыба, как рыба. Таких в реке много. Вот если бы какая редкая была, особенная, то мож и жаль было бы. А тебе жалко что-ль?
– Не, этого не жалко почему-то, – ответил внук. – Вот если бы имя у него было, как у нашего Пети, красного петушка в аквариуме, то тогда, наверное, жалко стало бы. Когда он у нас умер, мама даже из воды достать его не могла, хотя он кверху брюхом плавал и не шевелился. Папа вытаскивал. Мне тоже тогда Петю жалко было.
– Вот и я про то. Безымянная она, рыба речная. Для нас – просто пища, – согласился дед. – Чем больше наловим, тем больше еды будет.
«Интересно, а есть люди, которые боли не чувствуют? –подумал Витя. – Хотя, глупости какие! Конечно, нет! Люди ведь не рыбы –у них и память есть. Если что с человеком происходит, то он же всё понимает и помнит. А если не понимает, то он, получается, как рыба. Как дедушка говорит – недоразвитый. Человек-рыба. Люди-рыбы. Если и есть такие, то их лечат, наверное».
О ТВОРЧЕСКИХ ПЛАНАХ
После большой прозы хочется попробовать себя в небольших рассказах – там, где плотность текста и смыслов на порядок должна быть выше. Малая форма заставляет автора сконцентрироваться на главном, научиться отсекать все лишнее. Это хорошая практика для литературного мастерства и серьезное упражнение для ума.
ПОЖЕЛАНИЯ ЧИТАТЕЛЯМ
Всем читателям Юношеской библиотеки желаю ценить дарованное человеку время, не тратить его попусту, особенно в юности, когда они еще не обременены заботой о хлебе насущном. Это хорошее время для создания прочной основы для познания мира и самого себя, для выбора жизненного пути. Величие и предназначение литературы в том, что она с помощью образов передает вам переосмысленный жизненный опыт предыдущих поколений. Грех этим не воспользоваться.
Благодарим Андрея Викторовича за литературный завтрак! Коллектив и читатели Юношки желают вам доброго здоровья, солнечного настроения и творческих успехов!
В эти предпраздничные дни нам удалось пообщаться с писателем и узнать много интересного об авторе и его новой книге. Запись Видео встречи с Андреем Макаровым смотрите 23 февраля на нашем сайте и на ютуб-канале ЮБРК