Комикс – это вид современного искусства, сочетающий изобразительный ряд с литературным текстом. В последние годы он набирает всё большую популярность во всём мире. По мотивам рисованных историй снимают многомиллионные блокбастеры, пишут научные доклады, ставят театральные постановки, вокруг них растет огромная индустрия.
Современные подростки и молодежь в большей степени адаптированы к нетекстовым визуальным медиа. При этом во всем мире уже давно комиксы являются неотъемлемой частью книжной культуры. Комикс – самостоятельный жанр, такой же обширный, как литература или кино.
Ярким примером народной любви к этому направлению культуры стали фестивали, так называемые «комикс-конвенты». Самым известным из них, конечно же, является «San-Diego Comic Con International», который существует в США с 1970 года. И если изначально темы фестивалей крутились только вокруг комиксов (встречи с любимыми писателями и художниками, продажа комиксов), то сейчас это явление приобрело глобальный масштаб под названием популярная культура. В этот термин входят популярные зарубежные сериалы, фильмы, мультфильмы и книги в жанрах научной фантастики и фэнтези, косплей (переодевание в любимого героя), настольные и видеоигры.
Наша страна не стала исключением: в последние годы культура комиксов обрела невиданный размах, в России появляется всё больше издательств, выпускающих самые разные рисованные истории. В крупных городах также появились фестивали различной величины, главная цель которых – объединить под одной крышей поклонников поп-культуры. Для библиотек, особенно сосредоточенных на работе с молодёжью, формат комикс-конвентов может стать хорошим способом привлечения новой аудитории.
Несомненно, для успешного проведения таких фестивалей нужны специалисты, разбирающиеся во всех нюансах мира комиксов и готовые взять на себя основательную предварительную работу с аудиторией.
В Юношеской библиотеке долго готовилась почва для фестиваля. Началось всё, конечно же, с комиксов.
Во второй половине 2013 года занялись формированием фонда комиксов. Мы чётко знали, что хотим видеть: столь любимую молодёжью американскую супергероику, японскую мангу, независимые комиксы европейских авторов – это стартовый набор для любой библиотеки, решившей заняться продвижением популярного вида культуры.
В это же время появился Клуб сериаломанов. Эти два события определённо связаны между собой, т.к. оба являются частью поп-культуры. Чтобы было понятнее: если вы видите человека с комиксом о, например, Супермене в руках, то можете не сомневаться, что он наверняка смотрел сериал «Игра престолов».
Появление таких клубов стало своего рода катализатором: большинство интересующихся поп-культурой – молодёжь – впервые побывали в библиотеке, увидели, что это не враждебная среда, что здесь может быть весело. Так у нас появилось ещё несколько близких по духу клубов, например, Клуб любителей аниме «Осака» или Клуб фикрайтеров.
В середине 2014 года мы решили объединить эти два явления (комиксы и клуб) и переименовали его в Клуб любителей комиксов и сериалов, отметив это праздничным мастер-классом по созданию открыток и просмотром полнометражного мультфильма о Лиге справедливости.
На встречах Клуба помимо стандартных просмотров и обсуждения за чаепитием мы всегда старались привнести какой-то интерактивный игровой элемент, например, на встрече, посвящённой выходу нового фильма о Людях-Икс, участники также могли собрать забавных кубических героев комиксов или сфотографироваться в образе одного из персонажей.
Многие из участников клуба стали фанатами библиотеки, посещающими другие клубы (например, Киноклуб) и библиотечные мероприятия.
Одна из проблем, с которой мы сталкивались периодически – это посещение. На одну встречу могло прийти около 20 человек, а на следующую – всего один. Мы не могли понять, чем же это обусловлено, поэтому и решили организовать такую «глобальную проверку» – провести фестиваль поп-культуры и узнать, чувствует ли себя молодёжь Сыктывкара её частью.
Организаторами фестиваля выступили сотрудница библиотеки и руководитель Клуба любителей комиксов и сериалов Людмила Бженбахова и Прокопий Уляшов, давний друг библиотеки, основатель Клуба любителей сериала «Доктор Кто» в Сыктывкаре и автор нескольких серий комиксов.
Для начала мы решили придумать название фестиваля, продумать логотип и приблизительное наполнение. Вспомнили, какие же комикс-конвенты уже существуют, чтобы было от чего отталкиваться в поисках нужного названия. Самый крупный, американский Комик-кон, питерский Старкон, изначально созданный фанатами Звёздного пути (Стартрек), екатеринбургский Е-кон, мурманский Полар-кон… Не во всех конвентах используется суффикс «-кон», просто благодаря ему фестиваль приобретает бОльшую узнаваемость среди интересующихся поп-культурой, они слышат название и уже приблизительно понимают, что же это такое будет.
Много названий было перепробовано в процессе раздумий. В конце концов, остановились на одном – Сыр-кон, образованное от сочетания «СЫктывкаРский КОНвент», – и, исходя из названия, начали продумывать узнаваемый логотип (очень важный компонент любого крупного мероприятия).
Содержание фестиваля должно отражаться в его логотипе, поэтому самым логичным показалось связать внешний вид сыра с темой научной фантастики, например, изобразить кусок сыра в виде космической ракеты. Уже намного позже мы остановились на варианте головки сыра как изображения Луны и на образе мышонка как своеобразного первооткрывателя. Также можно заметить, что треугольник на флаге напоминает символ play, что так же возвращает нас к теме поп-культуры (видеоигры, различные просмотры).
Затем мы начали продумывать приблизительное наполнение фестиваля. Так у нас появилась игровая площадка (настольные и видеоигры), лекторий, мастер-классы по фотографии, рисованию комиксов и созданию мультфильма, зона чтения комиксов из фонда библиотеки, игра по вселенной Гарри Поттера, показ спектакля студии театра и кино Б.Э.Т., просмотр фильмов, мастер-класс по кубиккрафту, комикс-маркет, мастер-класс по созданию открыток и, конечно же, косплей-дефиле. Все составляющие мы, можно сказать, брали из головы и обращались к прошлому.
В пылу обсуждения фестиваля появилась также идея поместить на одну из площадок дебаты на темы, связанные с комиксами. Мы не слышали, чтобы где-либо проводился такой формат, но подумали, что это будет интересно.
Косплееры выходили на нас непосредственно через встречу вконтакте. Аниме-сообщество (а большинство косплееров существуют внутри него) в нашем городе довольно тесное, поэтому новость о фестивале поп-культуры быстро разлетелась и ребята начали шить костюмы. Со всеми косплеерами, прошедшими отбор (а это были практически все) за неделю до фестиваля мы провели репетицию дефиле, т.к. они должны не только красиво выйти в костюме, но и показать характер своего персонажа, то есть подготовить целое выступление где-то на минуту.
Попутно мы вспоминали знакомых, которые могли бы поучаствовать в фестивале в качестве экспертов, и партнёров, могли бы помочь с организацией площадок и внести вклад в призовой фонд конвента.
В какой-то момент у нас наконец-то нарисовалась полная программа. Должна сказать, что даже в день фестиваля мне писали ребята, которые хотели поучаствовать в косплей-дефиле. Поэтому вместе с номинациями за лучший мужской и лучший женский образ, мы также ввели приз зрительских симпатий, где посетители фестиваля могли написать на бумажке имя любого косплеера, которого они видели на фестивале.
Я, скорее всего, не смогу выделить самую густонаселённую площадку «Сыр-кона», такое впечатление, что народ был везде. Нам кажется, что в основном в этом виновата крупномасштабная рекламная кампания, которую мы развернули.
Благодаря тому, что наш второй организатор, Прокопий, работает в информационном агентстве Сыктывкарского госуниверситета «VERBUM», мы смогли договориться с СГУ и распечатать все рекламные материалы в типографии университета, а также развесить афиши в корпусах университета. Также мы прошлись по кафе города, где можно было бесплатно и без проблем развесить постеры мероприятий. Учитывая, что мы были первыми, кто решил провести полноценный комикс-конвент в Республике Коми, нами заинтересовалась пресса. Так мы и получили более 500 человек за 4 часа.
Для упрощения обратной связи мы ввели хэштег #сыркон. Таким образом, мы узнали, что, несмотря на небольшие помещения, духоту и некоторые технические заминки, все остались более чем довольны фестивалем, а некоторые и вовсе писали, что это был лучший день в их жизни. Как мы ни старались заполучить хоть один критичный отзыв, ничего не вышло, но для себя, конечно же, мы учли некоторые вещи.
И вот, обдумав наши ошибки и изменив формат, 2 мая 2016 года мы провели мини-фестиваль «Сыр-кон Лайт» сразу на двух площадках: дневная официальная часть прошла в торгово-развлекательном центре «Июнь», а вечерняя after-party состоялась в Юношеской библиотеке РК.
Заручившись грантовой поддержкой администрации города Сыктывкар, мы смогли создать множество сувенирной продукции (наклейки, почтовые открытки, деревянные значки, футболки), что способствовало созданию праздничного настроения и морю положительных эмоций среди участников и гостей фестиваля. Как и в прошлый раз, в призовой фонд вошли подарки от наших партнёров: комиксы от первого магазина комиксов в Сыктывкаре «Komi Komix», настольные игры от магазина «Gaga games», сертификаты от пиццерии «Додо пицца».
Благодаря грантовым средствам, мы напечатали яркий пресс-вол, на фоне которого на протяжении трёх часов фотографировались все посетители конвента. Именно на этой импровизированной сцене и сконцентрировалось внимание мини-фестиваля.
Косплей-дефиле в этот раз было разделено на две отдельные номинации – групповую и одиночную. Выбор участников пал на самых разных персонажей: это и герои видеоигр «Journey» и «Spyro the Dragon», и всем известные персонажи аниме «Наруто», и героини, сошедшие со страниц комиксов, – Харли Куинн и Чёрная кошка. Жюри выбрали лучших из лучших.
В остальное время гости фестиваля могли попробовать себя в непрекращающихся и не сложных конкурсах, например, назвать как можно больше супергероев компании Marvel или отгадать мелодии из популярных сериалов, фильмов и мультфильмов.
Также все пришедшие на фестиваль могли поучаствовать в мастер-классе по кубик-крафту (собрать из бумаги кубического персонажа), поиграть в настольные игры или пройти квест, посвящённый Международному дню Гарри Поттера.
Завершив официальную и яркую часть, мы переместились в Юношескую библиотеку, где посетителей уже ждал лекторий и игровая площадка. Помимо стандартных лекций, на которых в этот раз можно было узнать всё о работе магазина комиксов в Сыктывкаре или об издательствах Bongo и Vertigo, участники могли стать свидетелями дебатов.
Впервые мы применили этот формат ещё на первом «Сыр-коне», но поняли, что ему сложно существовать как отдельной площадке. Поэтому в этот раз мы попытались органично вплести их в лекторий. Дебаты приобрели театральную форму: два участника представляли различные точки зрения (издательства Marvel против DC; годятся ли комиксы только для детей или это взрослый жанр?), провоцируя тем самым зрителей на реакцию. Когда на реплику одного из участников о том, что комиксы мертвы как жанр, мы услышали недовольный ропот зрителей, мы поняли, что тестовая форма дебатов удалась. В лучших супергеройских традициях дебаты завершились дракой главных героев, после которой зрители поняли, что всё это было лишь постановкой и радостно выдохнули.
Как и в прошлый раз, фестиваль собрал море положительных эмоций участников, что можно было увидеть, проследив за отзывами и фотографиями по хэштегу #сыркон.
По сравнению с прошлым «Сыр-коном», мы заметили отток народа (в этот раз в нём приняли участие чуть более 300 человек). Возможно, виноваты отсутствие масштабной рекламы и выбор площадки проведения – всё-таки гик-сообщество довольно закрыто, многие просто постеснялись прийти на фестиваль, на котором присутствовали не только фанаты поп-культуры, но и простые прохожие.
В наших планах на этот год – проведение тематической вечеринки, посвящённой жанру научной фантастики, а на следующий год – новый большой «Сыр-кон 2017»!
Однако мы не зацикливаемся на формате комикс-конвентов и продолжаем работать непосредственно с комиксами. В феврале Клуб любителей комиксов и сериалов поменял методы работы, отделив комиксы и сериалы друг от друга. Теперь это две разные встречи: одна посвящена чтению и обсуждению комиксов, другая – просмотру самых умных и актуальных сериалов современности. В репертуаре студии театра и кино БЭТ при Юношеской библиотеке уже два спектакля по мотивам комиксов, в подготовке находится ещё один. Мы верим, что работа с комиксами в библиотеке невероятно перспективна и намерены в будущем продолжать её.
Итак, подводя итог, что нужно, чтобы создать комикс-конвент в вашем городе?
• Обязательно нужны специалисты, знакомые с миром комиксов, с поп-культурой. Это могут быть и читатели, и сотрудники библиотеки, и волонтёры, но они обязательно нужны, чтобы ваш фестиваль не выглядел, как утренник в детском саду.
• Запоминающееся название и яркий дизайн, чтобы привлечь молодёжь, т.к. поклонниками поп-культуры на 99% являются школьники, студенты и работающая молодёжь.
• Партнёры, спонсоры, пресса – чем больше известных имён будет упомянуто в рамках фестиваля, тем больший вес ваше мероприятие будет иметь в глазах участников.
• Если предыдущие пункты можно отнести к любому крупному мероприятию, то этот довольно специфичен: нужна большая площадка с разделением на несколько зон. На стандартном комикс-конвенте одновременно в течение целого дня (ну, или нескольких часов) проходят мастер-классы, лекторий, игротеки и т.д.
• Если под ваш проект заложены денежные средства, не поленитесь позвать известных личностей. Отличный пример в этом плане представляет собой рязанский «Bizarre-con», хоть мы и считаем, что нельзя составлять всю программу, опираясь только на «звёзд». Сувенирная продукция также будет очень в тему.
Людмила Бженбахова