«Вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь длительного времени ленинградцы. Их подвиг будет записан в анналы истории, как своего рода героический миф… Ленинград воплощает невиданный дух народов России», – эти строки были написаны в передовой статье американской газеты «Нью-Йорк-таймс» 31 января 1944 года.
Битва за Ленинград – это целая эпопея борьбы советского народа в Великой Отечественной войне.
Летопись блокадного Ленинграда состоит из подвигов, которым нет аналогов во всей истории человечества. Многие из них связаны с Дорогой жизни, спасавшей в первые самые страшные зимы. Это был узкий просвет по Ладожскому озеру, обеспечивший сообщение осадного города с Большой землёй – ледовая магистраль, военно-автомобильная дорога 101. Под постоянным обстрелом и бомбами фашистов по этой дороге было эвакуировано более миллиона человек и доставлено много тонн грузов блокадникам Ленинграда.
А разве не подвиг – проведение по дну Ладожского озера тридцатикилометрового кабеля и установление 1500 громкоговорителей на улицах города, тридцати пятикилометрового трубопровода для топлива и 125-километрового кабеля от Волховской ГЭС (накануне 7 ноября 1942 г. в Ленинградских домах засияли лампочки).
Самыми замечательными и знаковыми событиями в ходе битвы за Ленинград были две наступательные операции советских войск: операция по прорыву блокады в январе 1943 года и операция по полному снятию блокады Ленинграда в январе 1944 года.
8 декабря 1942 года был утверждён план прорыва блокады Ленинграда с условным наименованием «Искра». Цель операции – разгром группировки противника южнее Ладожского озера и восстановление сухопутных связей Ленинграда со страной. К проведению операции были привлечены войска Ленинградского фронта под командованием генерал-лейтенанта артиллерии Л.А. Говорова, Волховского – под руководством генерала армии К.А. Мерецкова и силы Балтийского флота под командованием вице-адмирала В.Ф. Трибуца. Координаторами операции назначены К.Е. Ворошилов и Г.К. Жуков.
В результате ожесточенных боёв 18 января 1943 г. пала Шлиссельбургская крепость, состоялась встреча обоих фронтов и была освобождена территория длиной в 33километра и шириной от 15 до 5 километров.
До полного освобождения города осталось долгих 375 дней. Победа эта была достигнута очень дорогой ценой – погибло 39940 и ранен 81141 человек (в числе погибших более 600 – коми войны).
За мужество и отвагу 19 тысяч воинов награждены орденами и медалями, 25 – удостоены Звания Героя Советского Союза. 18 января было принято решение о строительстве железной дороги, и за 19 дней под постоянным обстрелом фашистской артиллерии была построена 33-километровая железная дорога. Назвали эту ветвь Дорогой Победы.
7 февраля 1943 г. по Дороге Победы на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с продовольствием, а с 22 февраля увеличилась норма выдачи хлеба.
В немецком военном журнале написано: «Ландшафт дороги, по которой сумасшедшие красные машинисты водят поезда, скорее напоминает лунный грунт, чем земной».
До 27 января 1944 г. по Дороге Победы прошло более 4700 составов (в том числе больше 200 тыс. вагонов с воркутинским углем (из них 24 тыс. бесплатно, за счет сверхурочной работы), а разрушена дорога была 1200 раз, от немецких снарядов и бомб погибли 100 с лишним железнодорожников.
872 дня блокады Ленинграда вошли в историю Второй Мировой войны как самые трагические события, которые достойны памяти и уважения. Мужество и отвага защитников Ленинграда, страдания и терпение жителей города – всё это на долгие годы останется примером и уроком для многих поколений.
В январе 2023 года на базе музея школы № 36 г. Сыктывкара состоялась презентация материалов и документов, подготовленных к юбилейной дате.
Инициатива создания музея освобождения Ленинграда принадлежит участникам боёв за освобождения города на Неве Николаю Васильевичу Потолицыну, Пантелеймону Николаевичу Коткову, Георгию Алексеевичу Неделяеву – первому директору школы, которые неоднократно выезжали с учащимися по местам боёв и собрали богатый материал для оформления уникального музея.
Гостями школы были Вера Геннадьевна Михайлова – председатель местной организации ветеранов Сыктывкара, Николай Акимович Рочев – участник Великой Отечественной войны, Владимир Тихонович Пыстин – Почетный гражданин Сыктывкара, члены комиссии по патриотическому воспитанию молодёжи Тамара Ивановна Томских, Альбина Семёновна Кудряшова, Светлана Михайловна Ванеева, волонтёр Галина Пантелеевна Полтавская, Василий Петрович Лобанов – председатель правления ассоциации ветеранов боевых действий, ветераны школы.
Проведены уроки мужества, на которых гости рассказали о жизни блокадников без тепла, электричества, воды, продовольствия под каждодневными бомбёжками, массовой смерти ленинградцев, об отважных защитниках, о героическом труде на предприятиях города.
Важнейшим обвинительным документом на Нюрнбергском процессе над фашистскими главарями стал дневник 11-летней Тани Савичевой – 8 страшных блокнотных листов с сообщением о смерти членов её семьи.
95 страниц другого дневника – 13-летней Тани Вассоевич день за днем отражают жизнь в блокадном городе.
К счастью, её судьба оказалась счастливой. Потеряв маму и старшего брата, она встретилась с отцом, закончила школу, институт и преподавала детям живопись, и всегда говорила им: «Ведите дневник, потому что дневник – это история».
Мероприятие закончилось большим концертом. Финальную точку поставили музыканты оркестра войсковой части 5134 под руководством начальника оркестра, военного дирижера, заслуженного работника Республики Коми Сергея Монастырского. Концерт завершился под звуки легендарной композиции «День Победы», и этот гимн Победы напевал весь зал.
Заместитель председателя
Комиссии по патриотическому воспитанию
Местной организации ветеранов г. Сыктывкар
А.С. Кудряшова