В силу своего географического положения Коми АССР не находилась в полосе военных действий. Однако, живя в богатой природными ресурсами республике, трудолюбивый народ Коми края внёс достойный вклад в дело победы нашей страны над фашистской Германией.
Республика отправила на фронт более 172 тысяч воинов (из них в 1943 году более 23 тысяч). За полгода после начала Великой Отечественной войны в труднейших условиях были построены железная дорога от Кожвы до Воркуты и мост через реку Печора, которые обеспечили доступ к важнейшему воркутинскому каменному углю. За годы войны на шахтах Воркуты было добыто 10 миллионов тонн угля, из них 200 тысяч вагонов отправлено блокадному Ленинграду, в том числе 23 тысячи на деньги шахтёров. Коми АССР в 1943 году отправила 1 000 018 тонн нефти и нефтепродуктов, 23 млн.куб.м древесины, 150 тысяч пар лыж, более четырех тысяч ездовых оленей, обувь и тёплую одежду, вязаные носки и перчатки.
Населением республики в Фонд обороны было собрано 59 миллионов 130 тысяч рублей. На эти деньги построено 4 авиаэскадрильи («Коми комсомолец», «Печорский комсомолец» и др.), 6 танковых колонн (им. Героя Советского Союза И. Маркова, «Колхозник Коми АССР», «Шахтёр Воркуты» и др.). К школьникам Коми АССР обратились учащиеся школы № 2 г. Сыктывкара с призывом – собрать деньги на самолёт. Самолёт «Пионер Коми АССР» участвовал в боях над Сталинградом. Командир авиачасти обратился к школьникам с благодарственным письмом: «Дорогие ребята! Нам прислали самолёт «Пионер Коми АССР», построенный на средства, собранные вами. Сообщаем, что на вашем самолёте при защите Сталинграда советские соколы сбили 4 вражеских самолёта, уничтожили на земле до роты немцев, расстреляли прислугу зенитной батареи и сожгли 10 автомашин. В воздушном бою самолёт был повреждён. Сейчас он отремонтирован и на нём летает лучший лётчик нашей части дважды орденоносец Пётр Ратников».
На фронт отправлено 17 тысяч посылок общим весом 120 тонн. Коллективы и трудящиеся получили 49 благодарственных телеграмм от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
Исход войны предрешали не только люди в солдатской форме. Трудно им было на фронте. Но и в тылу, хотя не свистели над головой пули и снаряды, люди с лихвой испытали непосильный труд, горе, страдания, голод и холод. Ушедших на войну мужчин заменили старики, женщины и дети. Люди трудились под лозунгами и плакатами «Всё для фронта, всё для победы!», «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт», «Больше леса – ближе победа», «Поле – тоже фронт», и совершали свой ежедневный трудовой подвиг.
В 1943 году в Яреге построена и эксплуатируется первая нефтяная шахта, на долю которой приходится 67% всей добываемой нефти в Ухте, работает нефтеперегонный завод, выпускающий большое количество основных видов нефтепродукции и смазочных масел; в Инте введено в эксплуатацию 5 шахт по добыче каменного угля, в Воркуте строилась первая очередь ТЭЦ-1.
В городах и сёлах введены в строй более 200 цехов, мастерских местной промышленности и кооперации, в том числе Сыктывкарский кожевенно-обувной комбинат, в Выльгорте – мастерская валяной обуви.
Большой толчок в развитии науки и подготовке специалистов дала эвакуация Карело-финского государственного университета. В эти годы на территории республики действовали 4 театра, более 20 клубных учреждений, около 200 библиотек, выпускалось 19 наименований газет.
В августе 1943 года в Воркуте был создан музыкально-драматический театр. В 1943 году 8 августа в Сыктывкаре открыто музыкальное училище (ныне Колледж искусств).
30 сентября 1943 года решением Правительства рабочие посёлки Воркута и Ухта преобразованы в города республиканского подчинения.
Трудящиеся республики в числе первых оказали помощь освобождённым от оккупации городам и районам. В 1943 году в Тульскую область было направлено 46 вагонов подарков, 10 вагонов строительных материалов, несколько вагонов с одеждой, посудой, продуктами, медикаментами. В ноябре 1943 года на восстановление животноводства в Ленинградскую и Новгородскую области отправлено 8 тысяч голов крупного рогатого скота и 2 тысячи свиней.
На восстановление Сталинграда лесозаготовители отгрузили сверх плана 10 тысяч кубометров древесины. Воркутинцы и ухтинцы открыли специальные счета по сверхплановой добыче угля и нефти для восстановления Ленинграда.
Печорские речники взяли шефство над восстановлением Сталинградского речного порта, железнодорожники Северо-Печорской магистрали – над Донецкой железной дорогой.
В ходе войны гитлеровское командование намеревалось посеять панику среди населения в тылу, с этой целью в специальных школах готовили диверсантов и разведчиков.
Одна из таких групп в июне 1943 года была высажена на севере нашей республики. Печорский десант состоял в основном из военнопленных, некоторые из них были ярыми противниками нашей страны. В качестве проводника был военнопленный Доронин из Коми. Целью десанта было уничтожение Печорского моста и железной дороги, а также организация восстания в лагерях заключённых. Десантники были снабжены пулемётом, радиоприёмником, имели 36 пистолетов, 645 гранат, 15 мин, 505 кусков взрывчатки, месячный запас продуктов и 175 тысяч рублей. Десантники были одеты в форму сотрудников милиции. Однако, благодаря Доронину и патриотам, десант провалил задание, фашизм здесь просчитался…
Итак, Коми АССР дала практически всё, что могла дать для фронта и солдат Красной Армии, блокадникам Ленинграда, жителям Сталинграда и освобождённых территорий и более 9 тысячам эвакуированных, терпящим бедствия в период временной немецкой оккупации.
5 августа 1943 г. в Москве был дан ПЕРВЫЙ за всю войну победный салют – в честь освобождения Орла и Белгорода (12 залпов из 120 орудий).
Заместитель председателя
Комиссии по патриотическому воспитанию
Местной организации ветеранов г. Сыктывкар
А.С. Кудряшова