Социологический молодёжный опрос КРЮБ «Неформальный диалог» проводился в течение 2010 г. как в стенах библиотеки, так и за её пределами.
Цель опроса:
Задачи опроса:
Объектом исследования стала молодёжь от 14 до 30 лет, как молодые читатели КРЮБ, так и потенциальные читатели библиотеки.
В ходе исследования проводился анализ данных, полученных в результате анкетирования молодых читателей КРЮБ, и отдельно анализ анкетного опроса молодёжи, проводимого вне стен библиотеки.
Какие они, молодые читатели КРЮБ? По возрастному составу сегодня преобладают молодые люди от 15 до 24 лет. Это учащиеся школ и студенты-очники (71,2%). Молодежь старше 25 лет (а это, в основном, студенты-заочники (25,2%)) – активные пользователи КРЮБ.
Читательский состав учащейся молодежи КРЮБ следующий: студенты ВУЗов составляют большинство. В основном, это студенты СГУ, гуманитарных факультетов КГПИ, КРАГСИУ, Вятской сельскохозяйственной академии, филиала Нижегородского коммерческого института, студенты-очники первых курсов и студенты-заочники СЛИ, а также студенты ряда ВУЗов г. Санкт-Петербурга. Из ССУЗов преобладают учащиеся педколледжа им. И.Куратова. КРЮБ востребована и у старшеклассников школ города (в основном, находящихся в зоне обслуживания библиотеки). Нашими постоянными читателями являются учащиеся физико-математического лицея, лицея при СГУ, Гимназии искусств.
Объём выборки – 206 человек, что составляет 1,7% от генеральной совокупности читателей КРЮБ от 14 до 30 лет. При этом ошибка выборки +-7% с уверенностью 0,95.
Итак, количество участников опроса – читателей КРЮБ – 206 человек. Из них большинство девушек – 86,9%, юношей значительно меньше (13,1%).
Основная часть респондентов – молодёжь от 18 до 25 лет (84,5%), практически поровну разделили оставшуюся долю молодые люди до 18 лет и старше 25 лет (7,8% и 7,7% соответственно).
По уровню образования преобладают респонденты с незаконченным высшим образованием (53,9%). 11,2% опрошенных со средним специальным образованием. Респондентов с неполным средним образованием – 5,3%, со средним полным образованием – 22,3%, высшее образование у 7,3% респондентов.
Характеристика респондентов по роду занятий:
Таким образом, основная часть респондентов (80,5%) находится в процессе обучения.
Читательский стаж опрошенных в своём большинстве от 1 до 5 лет (49,5% респондентов), 34,9% респондентов – читатели-«новички» (до 1 года), 10,7% читают в КРЮБ от 5 до 10 лет. Читательский стаж более 10 лет у 4,9% опрошенных.
Рис. 1. Возрастной состав респондентов
Рис. 2.
Рис. 3
Рис 4
Востребованность библиотеки находится в прямой связи с частотой читательских посещений. В ходе анкетного анализа был выведен рейтинг посещаемости КРЮБ. Выглядит он следующим образом:
Рис. 5. Частота читательских посещений КРЮБ
Как видно, большая часть респондентов испытывает постоянную потребность в библиотеке и показывает высокую частоту посещений (1 раз в 2 недели приходит 27,7% респондентов, 1 раз в неделю – 26,7%, 1 раз в месяц – 20,4%,). Практически каждый день бывает в КРЮБ 1,9% опрошенных. Оставшаяся часть молодых читателей (23,3%) приходит в библиотеку довольно редко – 2-3 раза в год 19,4%, реже 1 раза в год 3,9%. Таким образом, преимущественное большинство молодых читателей КРЮБ (76,7%) отличаются постоянной потребностью в юношеской библиотеке.
Основной состав респондентов – студенчество – посещает КРЮБ регулярно (не реже 1 раза в месяц обращаются в библиотеку 76,4% респондентов-студентов). Практически равное количество студентов отличается как повышенной читательской активностью, так и слабой читательской заинтересованностью (2,5% и 3,1% соответственно). 18% студентов посещают библиотеку эпизодически.
Учащиеся СОШ также являются частыми посетителями библиотеки: половина респондентов-школьников приходит в КРЮБ 1 раз в 2 недели. Остальные ребята обращаются в библиотеку от 1 раза в неделю (30%) до 1 раза в месяц (20%). Нет ни одного респондента указанной группы, кто бы нуждался в библиотеке реже 1 раза в месяц.
Студентов и школьников объединяет их приоритет на освоение учебной программы и такая регулярность их посещений, по-видимому, связана именно с востребованностью КРЮБ как информационного центра в помощь образовательному процессу.
Анализ посещаемости библиотеки молодыми служащими только подтверждает это утверждение. Так, хотя 40% респондентов этой группы приходят в КРЮБ довольно часто, в то же время такое же количество (40%) показывает крайне низкую посещаемость (2-3 раза в год). 20% респондентов данной группы посещают КРЮБ 1 раз в неделю. Итак, большинство (60%) молодых служащих отличается регулярной посещаемостью, остальная часть читает эпизодически.
Как часто приходят в КРЮБ молодые рабочие? Анализ даёт полярность в отношении частоты посещений этой читательской группы: 55,6% респондентов-рабочих приходят в КРЮБ не реже 1 раза в месяц, 44,4% являются номинальными читателями (посещения от 2 раз в год и реже).
Больше половины молодых читателей КРЮБ (61,2%) являются одновременно и читателями других библиотек. В основной массе это студенты (84,9% от данной группы), среди них преобладают молодые люди 18 – 25 лет. Далее следуют служащие (5,5%), рабочие (4,7%), школьники (4%), безработные (0,9%).
В число библиотек, посещаемых читателями КРЮБ, входит Национальная библиотека РК – помимо КРЮБ эту библиотеку выбирают 59,5% от читающих в нескольких библиотеках (в анализе данного вопроса рассматривается только совокупность респондентов-читателей КРЮБ, посещающих и другие библиотеки).
Одновременно и в КРЮБ, и в НБ СГУ читает 37,3% респондентов.
Библиотеки других учебных заведений (ВУЗы кроме СГУ, лицеи, колледжи) посещают 16,6% респондентов-читателей КРЮБ, в т.ч. библиотеки ВУЗов – 9,5%, библиотеки ПЛ – 4%, школьные библиотеки – 3,1%. В муниципальных библиотеках РК читают 11,1% читателей КРЮБ, из них в ЦГБ г. Сыктывкара – 6,3%.
НДБ им. Маршака посещают 4,8% респондентов-читателей КРЮБ, из них более половины (66,7%) ещё одновременно посещают НБ РК.
Не читают нигде, кроме КРЮБ, 37,4% респондентов, из них студенты составляют 68,8%, школьники – 6,5%, служащие – 10,4%, рабочие – 13%, безработные – 1,3%. Таким образом, КРЮБ полностью удовлетворяет потребности данной группы читателей.
Выводы
В настоящее время КРЮБ является востребованным центром информации для молодёжи. Высокая активность чтения наблюдается у 76,7% молодых читателей КРЮБ.
Несмотря на то, что большая часть молодых читателей (61,2%) наряду с КРЮБ посещает и другие библиотеки, т.е. КРЮБ не в полной мере может удовлетворить их читательские потребности, тем не менее востребованность этими читателями КРЮБ довольно высока (об этом говорит их повышенная читательская активность (высокий уровень посещаемости) плюс достаточный читательский стаж (от 1 до 5 лет)).
Основной пользователь КРЮБ – учащаяся молодёжь. КРЮБ – надёжный информационный ресурс не только для студентов республиканских ВУЗов, но и для молодых людей, обучающихся в ВУЗах вне Республики Коми.
Мотивы посещения КРЮБ молодыми пользователями различны, среди них выделяются следующие:
Учащиеся (школьники, студенты) нуждаются в первую очередь в информации в помощь образовательному процессу (93,8% от данной категории респондентов). Это основной мотив их посещения КРЮБ, несмотря на то, что преимущественно все они являются читателями и других библиотек (учебных и публичных). Следовательно, здесь КРЮБ выполняет функцию учебной библиотеки, являясь значимым и неоценимым информационным центром для учащейся молодёжи
Для студенчества важна и литература для повышения уровня профессиональных знаний (15% студентов выбрали этот мотив в ряду других). Литература в досуговой сфере играет решающую роль для 22% школьников и студентов. Помощь литературы в эмоциональной разрядке оценивают 9% учащейся молодёжи. Знакомство с книжными новинками является мотивом посещения КРЮБ для 5,6% учащихся (это, в основном, студенты).
Молодые люди, получившие образование, нуждаются в литературе, в первую очередь способствующей повышению их профессионального и образовательного уровня (69% респондентов данной категории). Далее следуют: досуговый мотив посещения (23,7%), эмоциональная разрядка как мотив (18,4%), знакомство с новинками литературы (10,5%, характерно для молодёжи старше 25 лет).
Если рассматривать категории молодых служащих и молодых рабочих по отдельности, то картина следующая:
Мотив посещения КРЮБ | Молодые служащие (в %%) | Молодые рабочие (в %%) |
В помощь учёбе | 66,6 | 30,4 |
Для повышения уровня профессиональных знаний | 46,6 | 30,4 |
Для проведения досуга | 26,6 | 21,7 |
Для знакомства с новинками литературы | 20,0 | 4,3 |
Для эмоциональной разрядки | 13,3 | 21,7 |
Для рабочих характерна большая нацеленность на литературу досуговую, в помощь эмоциональной разрядке, хотя значительная часть запросов рабочих всё же относится к удовлетворению их профессиональных интересов.
Служащие в основном нацелены на повышение уровня профессиональных знаний, у них преобладает деловой характер чтения. Данный мотив соотносится у большей части респондентов с досуговым, постоянным знакомством с книжными новинками. То есть эта категория читателей не зацикливается узкими профессиональными рамками.
Для студенчества это необходимость получения информации в помощь учёбе плюс потребность в литературе для проведения досуга.
Вообще, разносторонность интересов характерна для 35,4% респондентов опроса. Но в любом случае на первом месте всегда стоит образовательный приоритет. Учебный мотив сочетается с досуговым, профессиональным. Потребность в информации в помощь учёбе соотносится и с необходимостью снятия эмоционального стресса, и с приобщением к новинкам художественной литературы.
У молодых читателей КРЮБ преобладает тематический характер запросов (74,3% респондентов). 19,9% опрошенных обращаются в КРЮБ за определёнными изданиями, без твёрдых намерений приходят 15,5% респондентов. Сочетают посещения КРЮБ с целью получить тематическую информацию с конкретными читательскими запросами 7,7% респондентов. Это, в основном, студенты и служащие. Часть респондентов посещают КРЮБ как с целью взять литературу определённой тематики, так и без твёрдых намерений. Объяснить это можно так: сегодня молодому человеку нужно удовлетворить тематический запрос, а завтра он просто зашёл в КРЮБ за новыми впечатлениями. Наверно, это и есть привязанность к библиотеке, сформированная привычка к посещению КРЮБ.
Рассмотрим цели посещения библиотеки определёнными категориями молодёжи.
Основная цель прихода в КРЮБ студентов (78,3% респондентов данной группы) – подобрать литературу по определённой тематике. Кроме того, студентам требуются для учёбы и конкретные издания (18%). Без твёрдых намерений посещают КРЮБ 8,4% студентов.
Школьники, в основном, только знакомятся с библиотекой (посещения без твёрдых намерений у 59,5%, обращение за определёнными книгами у 20,3%, тематические запросы у 20,2%).
Есть, однако, такая группа учащейся молодёжи (6,8% респондентов от данной совокупности), которая заявляет только об учебном мотиве посещения КРЮБ и одновременно с этим приходит в библиотеку без твёрдых намерений. Такие молодые люди, инфантильные читатели, не могут чётко назвать тему запроса, не понимают сущности учебного предмета/темы. Это не может не настораживать.
У молодых служащих и рабочих сходные предпочтения: 52,6% респондентов этих групп рассчитывают на удовлетворение тематических запросов, приходят за определёнными изданиями 23,7%, без твёрдых намерений – 28,9%.
Основными источниками получения информации о литературе для молодёжи являются Интернет (53,4% респондентов) и справочный аппарат (каталоги/картотеки) КРЮБ (41,3% респондентов). На остальных позициях:
Рис. 6. Рейтинг востребованности источников получения информации о литературе
Основным пользователем, выбирающим Интернет как средство получения информации о литературе, является учащаяся молодёжь (81,8% школьников и 69,3% студентов). Используют Интернет в информационных целях 60% молодых служащих и 26% молодых рабочих.
Справочный аппарат библиотеки важен для 51,2% студентов (школьники в этом плане не обладают необходимыми библиотечно-библиографическими знаниями и поэтому не используют СБА КРЮБ – только 1 респондент, школьник 18 лет, указал СБА КРЮБ как источник получения информации о литературе). Служащие используют СБА активно (постоянно 60% респондентов данной группы), рабочие – реже (21,7%).
Совет библиотекаря при выборе литературы значим для 34,9% студентов, 26,6% служащих, 26% рабочих. А вот школьники практически не обращаются к библиотекарю за рекомендацией. Сказывается, видимо, их неуверенность, боязнь, связанные с незнанием алгоритмов поиска (школьники ищут информацию о литературе только в Интернете).
На сайт КРЮБ выходят практически только студенты (4,8% респондентов данной группы).
Реклама в СМИ является источником информации о литературе преимущественно для студенчества (8,4%) и служащих (13,3%).
Библиотечные мероприятия информативны для студентов (2,4%), служащих (13,3%) и рабочих (4,3%).
Ограниченное количество студентов отталкивается при выборе литературы от рекомендаций своих преподавателей (5,4% респондентов данной группы).
Совет друзей также играет несущественную роль (позиция указана 2,4% респондентов).
При выборе литературы 53,9% респондентов используют более одного источника информации. При этом наиболее часто сочетание Интернета с СБА КРЮБ (только эти две позиции выбрали 16,5% респондентов, а в сочетании с другими выбранными источниками информации Интернет и СБА КРЮБ одновременно используют 44,7% респондентов.
Обращает на себя внимание сочетание позиций «СБА КРЮБ + совет библиотекаря» для 7,8% опрошенных, «Интернет + СБА КРЮБ + совет библиотекаря» для 7,3%, «Интернет + совет библиотекаря» для 5,3%, «Интернет + реклама в СМИ» для 4,8%.
Из всего массива литературы наиболее востребованы читателями КРЮБ издания по:
Рис 7. Десять рейтинговых областей знаний молодых читателей КРЮБ
Налицо срез интересов учащейся молодёжи – преимущественно гуманитарные дисциплины.
53,4% молодых пользователей не ограничиваются одной темой/отраслью знаний, их запросы носят разносторонний характер.
Наиболее сочетаемые интересы – литература в помощь учёбе с литературой для души – с художественной литературой (52,7% респондентов от выбирающих две и более темы).
Наиболее частые сочетания учебных интересов читателей КРЮБ – экономика + социология (13,6% респондентов от выбирающих две и более темы), экономика + психология (12,7%), психология + социология (10,9%), экономика + история (9,1%), политика + история, история + искусство (по 6,4%), экономика + юриспруденция (5,5%), экономика + искусство, политика + юриспруденция (по 4,5%).
Срез чтения учащейся молодёжи.
У школьников нет ярко выраженных предпочтений по темам/предметам школьной программы.
Студенты – читатели КРЮБ – в основном учащиеся гуманитарных факультетов ВУЗов, поэтому и запросы их соответственные: экономика – 43,4% респондентов-студентов, художественная литература – 36,1%, психология – 29,5%, социология – 19,3%, история – 16,3%, искусство – 12%. Политика и спорт не стоят в ряду наиболее востребованных тем читателей-студентов КРЮБ (по 4,8%), Это же относится и к медицине (3%).
Отдельный вопрос анкеты был посвящён выяснению востребованности фонда периодических изданий КРЮБ. Ответ на него дали 96,6% респондентов. Читают периодику 59,2% опрошенных, периодические издания не представляют интерес для 37,4%.
Если рассматривать картину чтения периодики по возрастной планке, то среди учащихся СОШ практически никто не берёт в руки газеты и журналы (лишь 10% респондентов данной группы интересуются периодикой). Чтение этой немногочисленной части подростков носит эпизодический, бессистемный характер.
Среди студентов до 18 лет уже половина читает журналы. Если брать категорию студентов в целом (от 17 до 30 лет), то результат таков: 61,3% регулярно обращаются к периодическим изданиям, при этом приоритетом таких обращений является образовательный процесс. Востребованы газеты и журналы по таким дисциплинам, как 1) экономика и управление; 2) юриспруденция; 3) педагогика; 4) социальная работа; 5) психология; 6) финансы и кредит; 7) история. Кроме того, студенческая молодёжь интересуется и периодикой для души.
Пользуются спросом у девушек женские журналы и гламурные издания («Cosmo», «Burda», «Oops», «Yes», «Elle», «Лиза», «Маруся», «Штучка», «Женские секреты»).
Ребята интересуются спортивными изданиями («Футбол», «Советский спорт», «Качай мускулы»), журналами для автолюбителей («4 колеса», «За рулём»).
В круг чтения молодёжи входят и научно-популярные («Вокруг света», «Geo», «Родина», «ЧиП»), общественно-политические издания («Ровесник», «Огонёк», «Новое время», «Российская газета», «Комсомольская правда»), молодёжный литературно-художественный журнал «Смена».
Кроме того, молодые люди постоянно читают региональную периодику: республиканские («Красное знамя», «Республика», «Столица», «Твоя параллель», «Молодёжь Севера» и др.) и районные газеты.
Больше читают журналов, чем газет (спрос на журналы в 1,5 раза выше, чем на газеты) и это объяснимо учебным приоритетом чтения молодёжи.
Практически все молодые служащие (93,3% респондентов данной группы) – активные читатели периодики, как газет, так и журналов. Перевес, как и у студенчества, в пользу журналов.
Рабочая молодёжь интересуется периодическими изданиями заметно меньше (47,8% респондентов данной группы). Репертуар востребованных периодических изданий у служащих и у рабочих примерно сходен. Эти молодые люди читают периодику по ведению хозяйства, ведению здорового образа жизни, воспитанию детей. («Здоровье», «Приусадебное хозяйство», «Сад и огород», «Домашний очаг», «Моя семья» и др.).
Итак, когда молодой человек заканчивает свой учебный процесс и начинает работать по освоенной специальности, меняется и его целевое отношение к периодическому массиву информации: от изданий в помощь учёбе он переходит к изданиям, способствующим социальной адаптации. Дом, семья – это становится приоритетом чтения периодики.
Документной основой КРЮБ является книжный фонд. Оценка качественного состава книжного фонда КРЮБ такова: высказали полное удовлетворение книжным фондом библиотеки 73,8% респондентов, не всегда устраивает книжный репертуар КРЮБ 23,3% опрошенных, только двое ответивших оценили фонды КРЮБ как неудовлетворительные для них.
Среди оценивших состав фонда на «отлично» 79,3% студентов, 72,7% школьников, 46,6% служащих, 81% рабочей молодёжи.
Что же не устраивает молодых читателей КРЮБ?
Не всегда уходят с нужной литературой 9% школьников и 24,5% студентов. Студентам не в полной мере хватает литературы по учебным дисциплинам (психология, история, социология, педагогика, юриспруденция, маркетинг). Некоторые респонденты так и пишут: «Не хватает учебников». Здесь надо отметить недопонимание учащейся молодёжью функций Коми республиканской юношеской библиотеки. КРЮБ – публичная, а не учебная библиотека и профиль её комплектования отличается от библиотеки учебного заведения. Поэтому требования читателей расширить количественный состав учебной литературы необоснованны.
Недостаёт студентам и справочной литературы по дисциплинам (10% студентов из группы частично удовлетворённых).
Вместе с тем, учащейся молодёжью высказываются пожелания расширить фонд современной художественной литературы, шире представлять современных зарубежных авторов, приобретать больше военно-мемуарной литературы и фантастики.
Студент – это прежде всего человек учащийся с интенсивной учебной нагрузкой, поэтому вполне понятно его более требовательное отношение к литературе в помощь образовательному процессу, нежели к книгам «для души» (только 10,5% респондентов этой категории высказали недовольство литературой внеучебного характера).
40% молодых служащих не вполне устраивают книжные фонды КРЮБ. На первом месте, как и у студентов, стоит профессиональная грамотность, и это отражает характер неудовлетворённых запросов (экономика, социальная работа, налогообложение). По мнению молодых служащих, в библиотеке недостаёт новинок художественной литературы, детективов, триллеров.
Что не устраивает рабочую молодёжь? 8% респондентов этой категории хотели бы видеть в библиотеке больше книг по этнографии, а также развлекательного чтива.
Среди замечаний респондентов встречаются несколько необоснованные. Так, например, это сетование на то, что в КРЮБ «нет изданий давних лет». Хотя респондент, высказавший это замечание, посещает также и Национальную библиотеку, где требуемые ему издания наверняка есть. У КРЮБ же другой статус и другая цель (НБ РК – научная библиотека с присущими ей принципами формирования фондов, являющаяся региональным депозитарием).
Есть респонденты-студенты, которые жалуются на недостаток в КРЮБ для них учебной литературы, в то же время не записаны кроме КРЮБ ни в одну другую библиотеку, даже в библиотеку своего учебного заведения.
Замечательно высказывание одного молодого респондента: «Почему-то нет именно той книги, которую хочешь почитать». Это отражает чаянья нашей молодёжи – больше популярной, брендовой литературы, которая сейчас на слуху.
Выводы
Основная цель посещения КРЮБ молодыми людьми – тематический поиск литературы в помощь образовательному процессу. Круг интересов молодых читателей КРЮБ составляют в своей основе гуманитарные дисциплины. Однако это не значит, что молодёжь не интересуется новинками художественной литературы, чтение как форма проведения досуга стоит на втором месте в целевом ряду посещения КРЮБ (30,6% респондентов выбирают эту позицию).
Выявлен также факт беспредметного посещения КРЮБ частью читателей (15,5% опрошенных приходят в библиотеку без твёрдых намерений). Это – резерв для развития досуговых форм работы с молодёжью. КРЮБ интересна для молодых людей в принципе, они идут туда, заранее настроенные на встречу с интересным, на положительное общение – и это необходимо использовать в полной мере.
Роль библиотеки в формировании интереса к литературе, в помощи по её отбору невозможно переоценить. Несмотря на серьёзную конкуренцию, главенствующую роль Интернета молодёжь нуждается в помощи библиотеки и библиотекаря. Это подтверждают цифры – выбор большей половиной молодёжи комплексного поиска информации с привлечением библиотечных информационных источников (среди всех выбранных позиций относящиеся к библиотеке, т.е. «СБА КРЮБ + совет библиотекаря + сайт КРЮБ + библиотечные мероприятия», занимают 52,7%).
Сопоставление данных востребованности Интернета и сайта КРЮБ указывает на недостаточное использование резерва сайта: целесообразна работа по укреплению сайта, расширению спектра информации, позиций на сайте, большая оперативность обновления информации на сайте, развитие обратной связи с пользователями (создание форума).
Наметился ещё один важный вектор – необходимость повышения уровня информационной культуры школьников-читателей КРЮБ, который на сегодняшний день находится на низком уровне.
Для большей половины респондентов представляют значимость периодические издания. В основе запросов на них – образовательная потребность.
Учитывая современное разнообразие средств получения информации, а также быстрое устаревание учебных изданий и постоянную потребность в обновлении этой части фонда, можно констатировать достаточную качественность состава фонда для молодёжи. Львиная доля молодых людей (73,8%) сказала «да» КРЮБ как информационному центру. Возникающая время от времени неудовлетворённость молодых читателей ставит перед КРЮБ задачу по доведению состава фонда до полного соответствия потребностям пользователей.
Степень востребованности массовых мероприятий, проводимых КРЮБ, невысока. Так, регулярно посещают мероприятия КРЮБ 3,4% респондентов, время от времени – 9,7%. Значительное же число опрошенных (85%) вообще не посещает библиотечные мероприятия. Причины непосещения этой части читателей таковы:
Обращает на себя внимание потребность наших читателей в своевременном оперативном информировании о проводимых в библиотеке мероприятиях, что предполагает необходимость расширения информационно-рекламной деятельности.
Существует практика организации мероприятий для определённых читательских групп (работа с узким числом читателей, причём группы организованные – учащиеся определённых классов определённых учебных заведений). Это крайне ограничивает доступ к массовой работе КРЮБ широкого круга её читателей. А потребность есть.
Главенствующая причина – «недостаток времени» – вполне обоснована и понятна. Наши пользователи – люди занятые, учатся, работают, и график их основной деятельности зачастую не совпадает со временем проведения мероприятий КРЮБ.
Посещение библиотечных мероприятий в настоящее время вытеснено в структуре досуга молодёжи другими позициями. Согласно исследованию Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф.Эберта в РФ «Молодёжь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» (2007 г.) в молодёжном досуге сегодня превалирует посещение ночных клубов, молодёжных дискотек, музыкальных тусовок, увлечение спортом, компьютером (Интернет, виртуальные игры, общение в социальных сетях, блогах, чатах). Очевидно, что молодёжь реже, чем их родители, читает книги, не стремится к дополнительному самообразованию, хотя в основном это учащаяся молодёжь. Однако, отслеживание динамики молодёжного досуга позволяет говорить о позитивных изменениях, в частности, явному смещению молодёжи в сторону всё большего стремления к получению информации. За последние годы в молодёжной среде опережающими темпами в подгруппах до 26 лет растёт популярность компьютера и как средства обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга.
Структура молодёжного досуга, согласно данному исследованию, выглядит следующим образом:
Не секрет, что жизнь молодёжи в известном смысле организована вокруг досуга, причём именно внедомашнего и здесь важная задача библиотеки – встать в ряду досуговых мест молодёжи. Согласно представленному рейтингу чтение занимает не последнее место в структуре молодёжного досуга. Общение как досуговая форма приоритетна для молодёжи. Библиотека может использовать этот факт, став комфортной площадкой для неформальных молодёжных встреч.
Этот вывод подтверждается молодыми читателями КРЮБ: ими отмечаются библиотечные мероприятия, для широкой аудитории, лишённых заорганизованности и лекционности («Библионочь», Неделя молодёжной книги). Отмечают респонденты и качество представляемых в библиотеке выставок литературы, их высокую познавательную и дизайнерскую планку.
Заинтересованы в посещении мероприятий КРЮБ, т.е. выбрали те или иные их формы, 86% респондентов, 14% – непосетители библиотечных мероприятий.
Из форм массовой библиотечной работы респонденты выбрали следующие (по степени убывания востребованности):
Следующий вопрос был призван определить интересующие респондентов темы мероприятий. Ответили на него утвердительно, т.е. назвали тематику востребованных ими мероприятий, 33,5% всех респондентов.
Остальная часть (66,5%) не определила свои тематические запросы (либо писали, что не нуждаются, либо запрос неопределённый: «Не могу дать однозначный ответ на вопрос», «Не знаю», «Не задумывалась», «Пока нет идей»).
Из респондентов, выражающих определённую потребность в посещении мероприятий КРЮБ и указывающих желаемые ими формы, значительная часть (61%) выбирает форму, при этом не формулируя чёткий тематический запрос. Несформированность тематических запросов большинства респондентов говорит о размытости их интересов.
Среди респондентов, указавших свои тематические предпочтения, прежде всего востребованы мероприятия, связанные с раскрытием героической истории нашей страны (посвящённые Дню Победы). К примеру, «мероприятие в память о писателях, погибших в Великую Отечественную войну» предлагает провести один респондент.
Не оставляют без интереса молодые читатели такие гражданские праздники, как День защиты детей, День молодёжи, День семьи, а также государственные праздники России.
Заслуживает внимания востребованность читателями КРЮБ литературно-художественных мероприятий (знакомящих с новинками мировой литературы, творчеством современных авторов, лауреатов литературных премий, жизнью великих писателей).
Части респондентов хотелось бы присутствовать на мероприятиях, рассказывающих о жизни Республики Коми (истории, литературе, искусстве, традициях, известных людях). Не единожды упоминались респондентами как предпочтительные встречи с писателями, художниками республики.
7,2% респондентов предпочли бы стать участниками мероприятий, посвящённых искусству (живописи, кино, музыке).
Остальные запросы касаются различных областей знаний (этика, педагогика, психология, биология, право, компьютерные технологии).
Сервисными услугами КРЮБ пользуется большинство респондентов (73,3%), из них школьников – 81,8%, студентов – 77,8%, служащих – 85,7%, рабочих – 94,4%.
Какие услуги библиотеки наиболее востребованы? На первом месте – выполнение библиографических справок в режиме удалённого доступа (Интернете) – 42,4% респондентов, пользующихся услугами КРЮБ. На втором месте – копирование документов (25,6%),. Далее следует выдача книг под залог. 8,2% респондентов-пользователей услуг КРЮБ используют услугу «Распечатка электронных документов», 2,4% – «Сканирование», 1% – «Составление тематических библиографических списков литературы».
24,7% респондентов не пользуются сервисными услугами КРЮБ. Основной причиной названа невостребованность данных услуг. Три респондента неудовлетворены стоимостью услуг сканирования и работы в удалённом доступе. Никто из опрошенных не предложил ввести в библиотеке дополнительные услуги.
Выводы
Отмечается невысокая востребованность молодёжью библиотечных мероприятий. Вместе с тем, выявлены пути преодоления этой ситуации: организация массовых мероприятий для широкой молодёжной аудитории с осуществлением оперативного широкого оповещения о них (рекламы).
Несмотря на то, что большинство респондентов – «неучастники» мероприятий КРЮБ, потенциальная их аудитория довольно обширна. Рейтинг выбранных библиотечных форм говорит сам за себя. Преимущественный интерес к встречам с интересными людьми, сочетающийся у многих респондентов с выбором презентаций и выставок новых поступлений, говорит о совмещении молодёжью досуговых и информационных потребностей. Молодым необходима не только информация в помощь образованию, но и досуговое общение, основанное на расширении кругозора, повышении интеллектуального и духовного уровня развития.
Мнения различных социальных групп респондентов относительно выбора формы библиотечных мероприятий примерно схожи.
Проявляется несформированность интересов части молодых читателей КРЮБ: 61% потенциальных посетителей библиотечных мероприятий не могут определить конкретную тему мероприятия, в котором бы они поучаствовали.
Большинство молодых людей, приходящих в библиотеку за книгами, пользуется и сервисными библиотечными услугами. Все они высоко оценивают качество предоставляемых услуг.
Как воспринимается библиотекарь КРЮБ нашими молодыми читателями?
94,7% респондентов оценивают библиотекаря как доброжелательного помощника. Некоторые респонденты расширили свою оценку и наряду с доброжелательной помощью поставили такие: «эксперт в области литературы», «советчик, знающий человек» и даже «друг». Лишь 4 респондента видят в библиотекаре технического раздатчика литературы.
Таким образом, очевидна высокая читательская оценка сотрудников КРЮБ. Нашу библиотеку можно по праву назвать библиотекой, доброжелательной к читателям.
Большинство респондентов отмечают то, что библиотекари всегда приходят им на помощь при подборе литературы (75,2%), из них половина школьников, 77,3% студентов, 80% служащих, 68,4% рабочих.
Библиотечные работники оказывают помощь иногда 17% респондентов.
Библиотекари не помогают в поиске литературы 5,8% опрошенных. Вместе с тем интересно, что последняя группа респондентов вместе с фактом неоказания библиотечной помощи оценивает библиотекаря как доброжелательного помощника. Это может говорить о том, что данная часть респондентов владеет навыками самостоятельного поиска и не нуждается в помощи библиотекарей.
Выводы
Вышеперечисленные цифры свидетельствуют о таком стиле работы КРЮБ, когда установлена прочная взаимосвязь «библиотекарь-читатель». Молодёжь, придя в библиотеку, всегда может рассчитывать на квалифицированную помощь, консультацию библиотекаря.
Как оценивают молодые читатели деятельность КРЮБ за последний год?
Итак, 55% респондентов отмечают улучшение работы библиотеки. В чём, по их мнению, выражается это улучшение?
Представляем основные позиции:
Часть респондентов даёт общую оценку улучшения: «По сравнению с другими библиотеками эта библиотека (т.е. КРЮБ) более доброжелательна, тебе всегда помогут найти всё, что нужно», «Затрудняюсь ответить, но вижу – интересно стало!», «Активизация библиотечной жизни».
Пожалуй, как никто лучше, выразился один респондент: «Доброжелательнее, профессиональнее, уютнее, интереснее».
«По-моему, ваша библиотека всегда хорошо работала» – такая оценка не может не радовать.
По мнению 34% респондентов, в библиотеке за последний год не произошло изменений. При этом практически все ответившие так отметили профессиональное доброжелательное обслуживание в библиотеке. Следовательно, их оценка свидетельствует об удовлетворяющей читателей стабильности в работе КРЮБ.
Никто из молодых читателей КРЮБ не оценил работу библиотеки с отрицательной стороны.
2,3% респондентов не смогли оценить динамику работы КРЮБ: «Не знаю, бываю редко, меня всё устраивает», «Не знаю, я только в этом году записалась», «Мне пока не с чем сравнивать, мой читательский стаж меньше года».
8,7% опрошенных не дали оценку работе библиотеки. И, тем не менее, их мнение о высоких профессиональных качествах библиотекарей КРЮБ говорит об относительной удовлетворённости библиотекой.
Весьма значимым стал вопрос, призванный определить степень удовлетворённости респондентов работой КРЮБ. Респондентам был предложен ряд оценочных позиций, а также дана возможность дополнить этот список самим.
Результаты по данному вопросу следующие: полную удовлетворённость работой КРЮБ высказали 48% молодых респондентов.
Остальную часть опрошенных (52%) в той или иной мере какие-то моменты не вполне устраивают.
Как видно из гистограммы (рис.8), наибольшая удовлетворённость респондентов быстротой библиотечного обслуживания (91,7%), вполне довольны наши молодые читатели и разнообразием форм библиотечной работы (86,4%), а также дополнительными услугами КРЮБ (85,9%).
По нисходящей далее следует такая позиция, как интерьер библиотеки (82%). Основные замечания в этом плане – отсутствие зеркала в фойе.
79,6% респондентов устраивает библиотека как место работы. 77,7% опрошенных удовлетворены режимом работы КРЮБ. 77,2% устраивает уровень технического оснащения библиотеки, а предоставляемой полнотой информации довольны 70,4% респондентов. Отдельно молодые читатели выделили такую позицию, как «работа библиотекарей» (имеется в виду удовлетворённость качеством обслуживания библиотечными специалистами).
Рис. 8. Рейтинг удовлетворённости работой КРЮБ
Теперь рассмотрим картину с позиции читательской неудовлетворённости. 52% респондентов какие-то моменты в работе библиотеки не устраивают.
Рис 9. Рейтинг неудовлетворённости работой КРЮБ
Как видно, данная гистограмма полностью соотносится с предыдущей, иллюстрирующей степень удовлетворённости работой КРЮБ.
Итак, полнота информации библиотеки не устраивает 23,3% респондентов. 18,4% опрошенных недовольны графиком работы КРЮБ (некоторые предлагают увеличить часы работы библиотеки с 10.00 до 20.00). «Как правило, выходным оказывается день, в который я решила посетить библиотеку», – сетует одна молодая читательница.
Техническим оснащением КРЮБ не удовлетворены 15% респондентов, не устраивает библиотека как место работы 12,1% опрошенных («Не люблю работать в библиотеке», – пишут такие читатели).
Интерьер не устраивает 8,7% респондентов («Хотелось бы зеркал!» – вот основное их пожелание).
Позиции «дополнительные услуги» и «разнообразие форм библиотечной работы» занимают самые низкие строчки рейтинга (3,9 – 2,4% респондентов высказывают по ним свою неудовлетворённость).
Вместе с тем. 25,2% от общего количества опрошенных и 49% от всех «недовольных» респондентов высказывают своё недовольство по какой-либо одной позиции. То есть практически половина неудовлетворённых чем-либо респондентов высказывает единичную неудовлетворённость. Картина единичной неудовлетворённости выглядит следующим образом: полнота информации занимает здесь 34,6%, режим работы – 23,1%, библиотека как место работы – 19,2%, техническое оснащение – 13,6%, интерьер и быстрота библиотечного обслуживания – по 3,8%, разнообразие форм работы – 1,9%.
Выводы
Всеми участниками опроса КРЮБ оценена как стабильно развивающийся институт. Доброжелательность, профессионализм, по мнению молодых читателей – марка КРЮБ. Наши молодые читатели показывают высокую степень удовлетворённости работой библиотеки. 48% респондентов высказали полное удовлетворение по всем позициям, позволяющим оценить работу КРЮБ (для сравнения: согласно результатам исследования РНБ «Состояние фондов общедоступных библиотек РФ в 1991 – 2001 гг.» уровень удовлетворённости библиотекой молодёжи колеблется от 26% до 44%). Никто из участников опроса КРЮБ не показал категорическое неприятие библиотеки.
Анализ по данному вопросу подтвердил и оценку библиотекарей – на первом месте стоит проблема повышения технической оснащённости библиотеки и связанного с этим внедрения новых информационных технологий, которые в том числе обеспечивают расширение информационного объёма КРЮБ. Этому будет способствовать и доведение состава фонда до полного соответствия потребностям пользователей.
В завершение опроса респондентам было предложено войти в число друзей библиотеки (оказывать помощь в проведении библиотечных мероприятий, быть генератором идей, реализуемых в библиотеке).
Выразили желание сотрудничать с КРЮБ 18,5% респондентов (в т.ч. каждый пятый студент). Основная причина отказа остальной части молодых читателей – «нет времени, к сожалению».
Опрос КРЮБ, проходивший вне библиотеки, был призван определить формы работы, услуги, необходимые для создания комфортной библиотечной среды для молодёжи.
Опрос проводился среди учащихся СОШ № 35, ПЛ № 34 и студентов Сыктывкарского лесного института. Общее количество респондентов – 83 человека.
Возрастной состав респондентов:
В большинстве случаев респонденты выбирали несколько вариантов ответов на один вопрос.
Как выяснилось, более половины опрошенных посещают какую-либо библиотеку. Причем, прослеживается обычная тенденция: студенты ВУЗов и ССУЗов записаны не только в свои учебные библиотеки, но и в другие библиотеки города. Школьники посещают в основном свою школьную библиотеку, часть из них записана в НДБ им. Маршака. В единичных ответах упоминались библиотеки, которые, очевидно, посещают респонденты по месту жительства. С первым вводным вопросом был связан следующий подвопрос. Более половины посещающих библиотеки респондентов отметили удовлетворенность их услугами.
№ 1. Посещаете ли Вы какую-либо библиотеку? | Кол-во чел. |
· Да | 53 |
· Нет | 29 |
· Из них: | |
· Библиотека СЛИ | 13 |
· Юношеская библиотека | 7 |
· НБ РК | 22 |
· Школьная | 2 |
· ЦГБ | 2 |
· Сельская | 3 |
· ПГТ Затона | 1 |
· Интернет | 1 |
Если «да», устраивают ли Вас услуги этой библиотеки? | |
· Да, я всем доволен | 37 |
· Нет, не все устраивает | 12 |
· Нет, я хотел бы посещать еще какую-нибудь библиотеку | 4 |
Значительный интерес представляли ответы на второй вопрос, где предлагалось указать причины непосещения учащимися библиотек. Самый распространенный ответ, который давали респонденты разных возрастных групп и из разных учебных заведений, – «Сейчас всё можно найти в Интернете». У кого-то из респондентов оказалась обширная библиотека дома («Много книг дома»). Остальные отмечали у себя наличие элементарной лени («Не хочу») или «Нет желания». Объединяющими в разных группах были также ответы – «Нет времени», «Не люблю читать», «Не интересует».
Библиотека интересна молодёжи не только как центр чтения.
№ 3. Зачем, помимо чтения и выбора книги, Вы бы пришли в библиотеку? | Кол-во чел. |
· Поработать на компьютере | 29 |
· Побыть (пообщаться) с друзьями | 27 |
· Сделать домашнее задание | 26 |
· Побывать на встречах с интересными, знаменитыми людьми нашего города | 14 |
· Посмотреть фильмы | 14 |
· Поиграть в игры (компьютерные, настольные, интеллектуальные) | 11 |
· Послушать музыку | 9 |
· Поучаствовать в круглых столах, читательских конференциях | 9 |
· Скоротать время | 8 |
Лидирующие варианты – «поработать на компьютере», «сделать домашнее задание» и «побыть, пообщаться с друзьями». Отрадно, что библиотеку молодые люди видят не только в качестве информационного учреждения, но и как место для встреч и общения со сверстниками. А также возможности провести свободное время.
В некоторых анкетах встречались собственные варианты, довольно категоричные (в основном в анкетах учащихся СОШ № 35) – «Я туда не хожу и незачем туда идти», «Не хожу вообще», «Я туда ни за что не пойду!», «Я туда не пойду!».
Одна из респонденток написала, что пришла бы затем, «чтобы вспомнить, что забыла из книг» (СОШ № 35), другой нужно «просто отвлечься и углубиться в мир искусства» (ПЛ № 34). Было и такой вариант – «в туалет».
Важным являлись собственные высказывания молодёжи о том, что сделает привлекательной библиотеку именно для них. Причем, внимание не заострялось на КРЮБ, а предлагалось поговорить о библиотеке вообще. Интересно было проследить представления молодых респондентов о привлекательном образе библиотеки. Наибольшее затруднение вызвал данный вопрос у студентов ПЛ № 34, разнообразие определений наблюдалось у студентов СЛИ и школьников. На данный вопрос отвечали не все респонденты. Надо отметить, что в ответах наблюдалось сходство по некоторым чертам, и, обобщив все высказывания, получили следующую картину:
№ 4. Какой должна быть библиотека, чтобы стать привлекательной именно для Вас? | Кол-во чел. |
· Красивый интерьер/как варианты – стильной, комфортной, с хорошей мебелью/Чистой, с хорошим ремонтом/Уютной/светлой/большой | 31 |
· Иметь обширный выбор книг/много интересной, актуальной литературы/познавательной | 24 |
· Иметь высокие технологии/быть «продвинутой»/много компьютеров | 15 |
· Высококвалифицированные работники/доброжелательные/компетентные/вежливые/честные («чтоб не хамили») | 6 |
Как видим, для респондентов важны условия комфорта, чтобы библиотека радовала уютными помещениями, хорошей мебелью, была красивой, светлой и чистой. Наличие большого выбора литературы (новой, современной, интересной, познавательной, удовлетворяющей учебные запросы) также остается актуальным. Немаловажным является оснащенность библиотеки компьютерными залами («иметь достаточное наличие компьютеров»), выходом в Интернет, быть «продвинутой» – иметь высокие технологии. Обращают внимание респонденты также и на личностные и профессиональные качества сотрудников библиотек. Им хочется видеть их компетентными, добрыми, «умеющими общаться со студентами» людьми. Эти результаты перекликаются с теми, которые были получены нами в предыдущих, более ранних исследованиях. Основные черты, формирующие привлекательный образ библиотеки, в представлении молодых людей сохраняются.
Встречались интересные единичные высказывания. Например, для кого-то библиотека должна быть «нескучной», «особенной», «красочной», «с яркими эмблемами», кого-то можно заманить «бесплатными конфетами». Чтобы привлечь читателей, в библиотеке должна звучать музыка, стоять удобные диванчики («мягкие сиденья»), работать кафетерий, различные центры и кружки, а все услуги необходимо сделать бесплатными, и в первую очередь Интернет.
В анкету был также включён вопрос о том, какие услуги библиотеки необходимы респондентам. Лидирующие позиции отданы таким услугам, как «выдача печатных изданий на дом», «компьютерные услуги» и наличие «справочно-информационной службы». В одной из анкет было пожелание продлить время работы библиотеки до 20.00.
№ 5. Какие услуги библиотеки Вам необходимы? | Кол-во чел. |
· Выдача печатных изданий на дом | 48 |
· Компьютерные услуги | 35 |
· Справочно-информационная служба | 27 |
· Работа в читальном зале | 24 |
· Виртуальная справка | 19 |
· В услугах библиотеки не нуждаюсь | 11 |
· Выдача дисков на дом | 1 |
· Никакие | 2 |
· Время работы до 20.00 | 1 |
· Только взять книгу на урок | 1 |
В анкету был включен вопрос, который помог выяснить необходимость создания в библиотеках дополнительных центров или кружков и клубов для того, чтобы помочь молодёжи реализовать свои творческие способности, найти применение своим интересам, хобби. Из всего числа ответивших на вопрос большинство согласилось с тем, что им было бы очень удобно посещать такие центры и клубы при библиотеке (54 чел.), остальных (15 чел.) это не интересует («мне всё это не нужно»). Наблюдается несоответствие у респондентов между ответами в вопросах № 6 и № 7. Школьники (9 чел.), учащийся ПЛ № 34 (1 чел.), студент СЛИ (1 чел.), указавшие, что совсем не посещают библиотеки, в вопросе № 6 отметили библиотечные структуры или кружки, которые бы их заинтересовали, однако в следующем вопросе ответили, что им это всё не нужно (не интересует). Можно предположить, что респондентами был неправильно понят вопрос, либо ответы учащиеся давали формально, не вникая в его суть.
№ 5. Какие структуры при библиотеке заинтересовали бы Вас? | |
· Информационные центры, где можно получить актуальную информацию по различным вопросам (например, как найти работу, где провести досуг, получить необходимую медицинскую и психологическую помощь, как сохранить здоровье, как создать семью и т.п.) | 42 |
· Центры профориентационной поддержки (где можно получить консультацию по выбору профессии или учебного заведения) | 36 |
· Курсы изучения какого-либо языка | 31 |
· Центры правовой поддержки (где можно получить правовую информацию, юридическую консультацию) | 23 |
· Досуговые залы (где можно послушать музыку, посмотреть фильмы, поиграть) | 21 |
· Видеосалоны | 18 |
· Молодежные творческие мастерские | 12 |
· Клубы по интересам | 12 |
· Театральные, художественные студии | 11 |
· Клубы любителей книг того или иного жанра | 11 |
· Курсы обучения скорочтению | 8 |
· Фан-клубы | 6 |
· Кружки (какие) | 4 |
· танцевальный | 1 |
· волейбол | 1 |
· футбол | 1 |
· хоккей | |
№ 6. Необходимы ли эти структуры при библиотеках, или вы найдете применение своим интересам в других учреждениях? | |
· Да, мне было бы очень удобно посещать такие центры и клубы при библиотеке | 54 |
· Нет, мне все это не нужно/не интересует | 15 |
· Ваш ответ: | |
· «В некоторых случаях» | 1 |
· «Было бы интересней посещать библиотеку» | 1 |
· «Мало времени на библиотеку» | 1 |
· «Я вообще не хожу в библиотеку, и ничего меня не интересует» | 1 |
Молодое поколение нуждается в первую очередь в получении актуальной информации, которая помогла бы им в решении важных жизненных проблем, поэтому предпочтение отдано такой структуре, как информационные центры. Если сравнивать с более ранними опросами, эта тенденция сохраняется.
Привлекает ли Юношеская библиотека респондентов в качестве площадки для общения и встреч? К сожалению, самый распространенный ответ «Нет, я ограничен во времени», на втором месте – «Да, узнать что-то новое», на третьем – «Да, если найду людей, которые разделяют мои интересы». Практически никто, кроме 3 человек, не обошел вниманием этот вопрос. Ранжирование ответов выглядит следующим образом:
№ 8. Хотели бы вы стать участником молодежных встреч в Юношеской библиотеке? | |
· Нет, я ограничен во времени | 22 |
· Да, узнать что-то новое | 18 |
· Да, если найду людей, которые разделяют мои интересы | 15 |
· Нет, библиотечные мероприятия мне неинтересны | 12 |
· Да, для знакомства с кем-нибудь | 11 |
· Да, если эти встречи неформальные, с моими ровесниками | 11 |
· Нет, проведу досуг в другом месте | 11 |
· Нет, мне некомфортно в библиотеке | 0 |
Заключительный вопрос анкеты перекликался по смыслу с вопросом № 4 и способствовал нахождению «пересечения» (совпадения) в собственном мнении респондентов и их высказываниях в роли «сторонних экспертов». Респондентам было предложено поделиться мнением о том, что может привлечь в библиотеку современную молодежь. Вопрос вызвал затруднение у большинства респондентов, но все же некоторые постарались ответить на него.
По мнению молодых людей, может привлечь в библиотеку бесплатный Интернет, наличие достаточного количества компьютеров, техническая оснащенность. Это мнение, наиболее часто встречающееся в ответах респондентов. Также в нескольких анкетах прозвучало мнение о том, что библиотека должна проводить интересные акции, мероприятия, организовывать информативные книжные выставки. Большой выбор литературы, наличие литературы для молодёжи, много новых и «познавательных» книг – тоже важный признак современной библиотеки. Ещё одна черта, которая, как считают респонденты, может сделать привлекательной библиотеку для молодежи – открытие центров и клубов по интересам, кружков.
Сравнивая ответы молодых людей, данные в вопросах № 4 и № 9, можно увидеть сходные черты, делающие библиотеку привлекательной для молодежи – это большой выбор литературы (новой, актуальной, познавательной) и хорошая техническая оснащенность. А такому критерию, как уют и комфорт, красивый интерьер в последнем вопросе молодые люди уже практически не уделяют внимания, хотя в четвертом вопросе он занял лидирующие позиции. Не упоминаются в ответах и качества библиотечных сотрудников.
№ 9. Что, по Вашему мнению, может привлечь в библиотеку молодежь? | Кол-во чел. |
· Доступ в Интернет/бесплатный Интернет/компьютеры | 8 |
· Интересные мероприятия/акции/интересные книжные выставки | 7 |
· Центры и клубы/кружки/создание кружков по интересам | 5 |
· Современная литература/новая/актуальная/очень интересные книги | 5 |
· Удобный интерьер/уютная обстановка | 2 |
· Встречи с известными людьми города/артистами/писателями | 2 |
· Бесплатные конфеты | 2 |
· Уже ничего не привлечет | 3 |
· Затрудняюсь ответить/не знаю | 8 |
В анкетах встречались и такие оригинальные высказывания: привлечь молодежь в библиотеку может ее «схожесть с баром – уютные диванчики, приглушенный свет, классическая музыка», «креативность», «хорошая репутация библиотеки», «если люди любят читать, то сами будут ходить», «большой спрос на книги», «конфеты и только конфеты», «сайт библиотеки», «вкусные булочки», «показ фильмов», «высокое место в рейтингах», «у всех людей разные интересы, каждого привлекает разное», «доступность информации».
Разнообразие ответов на данный вопрос даёт хороший повод для размышления и действия, нам, библиотечным специалистам. Например, уделять активное внимание работе с сайтом, сделать комфортные молодежные зоны в библиотеке, где читатели могли бы отдохнуть или провести свободное время. Немаловажным является и такой аспект, как позитивный имидж, популярность библиотеки в городской среде, «высокое место в рейтингах», «хорошая репутация». Молодёжь можно увлечь необычными, нестандартными акциями, мероприятиями. Предложить возможность реализовать свои творческие способности, хобби, увлечения. Стать открытой площадкой для общения, центром для получения информации, быть «особенной» и «нескучной».
Складывается образ библиотеки: востребованной и привлекательной, современной, с универсальным фондом, широким спектром периодических изданий, хорошо оснащённой технически, не отстающей от развивающихся информтехнологий, уютной, комфортной, с вежливым и компетентным персоналом.
Анализ интересов молодых читателей КРЮБ и потенциальных читателей библиотеки позволяет выделить общие черты.
Несмотря на тенденцию падения престижа чтения нечитателей библиотек среди молодёжи меньшинство. Основная часть молодёжи посещает те или иные библиотеки (учебные, публичные) и в своём большинстве удовлетворена библиотечным обслуживанием.
Нечитатели получают необходимую им информацию в Интернете.
И предполагаемые мотивы посещения библиотеки также связаны с использованием виртуальной сети. Досуговый мотив также очень важен для молодёжи. Вместе с тем, главным мотивом является основная библиотечная услуга – предоставление информации, выдача литературы.
КРЮБ как площадка для молодёжного общения привлекательна для 55% потенциальных читателей библиотеки, а также будет востребована молодыми пользователями КРЮБ. Молодые люди предлагают различные формы структурных подразделений при библиотеке (информационные центры, досуговые залы, видеосалоны, творческие мастерские, клубы по интересам и др.). В ожиданиях молодёжи – организация в стенах библиотеки различных мероприятий для широкой аудитории: встреч с интересными людьми, презентаций, Интернет-мостов и др.
Учитывая выявленные резервы для привлечения молодёжи в КРЮБ, а также резервы для создания библиотеки наибольшего благоприятствования к своим молодым читателям, целесообразно: