Пономарёва Т.О.,
заведующий сектором Юношеской библиотеки Республики Коми
Ракина Е.Г.,
ведущий методист Юношеской библиотеки Республики Коми
Поиграй со мной: игротека в Юношеской библиотеке
В настоящее время в профессиональном сообществе серьёзно обсуждается вопрос трансформации библиотеки, насыщение её традиционных функций новыми формами, интересными и востребованными молодёжью.
Молодёжная библиотека – это открытое пространство для общения, творчества, отдыха. Такова была идея проекта Юношеской библиотеки РК «Библиотека для молодёжи в новом формате», поддержанного Правительством РК в объявленный в 2012 г. Год молодёжи в Республике Коми.
Игротека «Поиграй со мной!» стала составляющей проекта. Ремонт, перепрофилирование библиотечных залов, выбор дизайна, закупка игр и технического оборудования к ним – всё это входило в подготовительный этап. Для реализации проекта в зале чтения и досуговой деятельности было выделено отдельное структурное подразделение, включающее два зала: зал активного досуга и зал общения и творчества.
И вот ремонт окончен, закуплена яркая креативная мебель, отобраны игры и можно приглашать на игротеку!
Игры настольные: интересно, познавательно и очень весело
Зал общения и творчества Юношеской библиотеки стал открытой игровой площадкой для молодёжи. Игротека в библиотеке завоёвывает всё большую популярность.
Этому способствует:
Организаторами игротеки стали Юношеская библиотека, магазин «Рубик-кубик», молодые волонтёры добровольческого движения «От сердца к сердцу».
К первой встрече любителей настольных игр библиотека подготовила коллекцию из 10 игр. В дальнейшем их репертуар расширился. Представленные игры самые разные, интересны как для взрослых, так и для детей. Увлекательно проходят семейные игры, организованные для молодых семей.
На игротеку можно приходить с друзьями, родственниками, знакомыми и даже незнакомыми – ведь на игротеке вероятно знакомство с новыми увлекательными играми и с не менее интересными игроками. Здесь участники находят новых друзей, веселятся со старыми и получают массу положительных эмоций. К тому же, участники могут приносить из дома свои игры.
С играми можно познакомиться заранее: в социальных сетях на страничке библиотеки выкладывается краткое описание к большинству игр, а также их правила.
Итак, игровая премьера состоялась в дни осенних школьных каникул. Библиотечный анонс гласил: «Приходите в библиотеку! Теперь это настоящий центр досуга, где уютно и интересно всей семье, дружеской компании, и если Вы один – у Вас обязательно появится новый друг и собеседник!» В первой игротеке участвовал сотрудник магазина «Рубик-кубик», который представил весь игровой ассортимент, а также рассказал о правилах настольных игр. Посоревноваться в игровом мастерстве пришли и дети, и молодёжь – всего более 50 человек. Нужно сказать, что первый блин вышел даже ничего себе! Сколько веселья, радости от общения, новых знакомств и всё это в тёплой доброжелательной обстановке! Любой желающий мог совершенно бесплатно поиграть в самые разнообразные игры. За окном было холодно, а в уютной игровой – по-настоящему жарко от накала страстей, бурных эмоций и ярких побед.
После удачного начала было решено сделать игровые встречи регулярными и проводить их по субботам, в удобное для всех время.
Играть «на интерес» надоедает. Поэтому в очередную встречу, в Международный день студентов, состоялся молодёжный турнир по настольным играм. Победителей и самого активного игрока ждали призы.
Так получилось, что многих увлекла «Дженга», поэтому в этот день состоялся турнир любителей «Падающей башни», как эту игру называют по-русски. Игра рассчитана на широкий круг игроманов, и за турнирными столами сражались и дети с родителями, и молодые люди. «Дженга» – игра на ловкость рук, смекалку и чувство равновесия. Нужно грамотно и быстро выстроить башню из деревянных брусков.
Вот что написал об этой встрече один из её участников – член клуба настольных игр:
«Приняли нас радушно, мероприятие было организовано толково и с душой. Все вопросы разрешались сотрудниками библиотеки, волонтёрами и ребятами из «Рубика-Кубика» (которые совместно с библиотекой и организовали встречу). Честь им и хвала.
Наш игровой клуб тоже решил не оставаться в стороне и небольшой игровой десант высадился по указанным координатам. Буквально через 15 минут после начала встречи зал был переполнен, к счастью, мы пришли заранее…
…Вокруг творилось торжество Дженги. Башня за башней воздвигались и рушились одна за другой, детали рассыпались по полу, звучал торжествующий смех и стенания побеждённых. Учитывая размеры помещения, всё это создавало изрядную какафонию, но, несмотря на все препятствия, партия началась».
На следующих игротеках мастер-класс показывали члены клуба настольных игр. Руководитель клуба Кирилл Чередник представлял популярные в этом сезоне «настолки» – игру на выживание «Лодка», «Stone age» и др.
А на декабрьской игротеке присутствовал руководитель ещё одного клуба настольных игр Алексей Фролов, давний друг библиотеки, устроивший коллективную игру в «Пирамиду Солнца», которую все восприняли на «ура».
Члены клубов настольных игр стали постоянными участниками библиотечных игротек. Ребята не только показывают высокий класс, заряжают остальных присутствующих игровым азартом, но и дают рекомендации, какую игру выбрать, устраивают интересные презентации.
Так, на одной из заключительных игротек уходящего года были представлены игры «Активити», «Анти-монополия» и «Агрикола».
Настольная игра «Агрикола» – для интеллектуалов! Эта игра, появившись в 2007 году, взорвала немецкий игровой мир. Она собрала целую кучу международных призов и долгое время сохраняла первое место в главном мировом рейтинге лучших настольных игр, до сих пор оставаясь в первой тройке. Её создателем стал Уве Розенберг, известный по таким играм, как «Бонанза» и «Мамма Мия» (игры носят ярко выраженный развлекательный характер). Чрезвычайно сложная и разнообразная игра с огромным числом игровых элементов: более 300 деревянных деталей (включая миллион животных!), 360 карт, игровые поля, жетоны…
Само слово «Agricola» означает «Земледелец» – вам предстоит стать фермером и добиться того, чтобы изначальный кусок земли и двухкомнатная хижина превратились в настоящую процветающую ферму – большой дом, богатые урожаи, тучные стада домашних животных… Растёт семья, и необходимо позаботиться о её пропитании. Все действия в этой игре заключаются в добывании и рациональном распределении ресурсов (например, добыв дерево, можно построить загон для скота или дополнительную комнату) – причём развивать необходимо все сферы. Таким образом, почти всё в этой игре зависит именно от умения игрока разумно использовать имеющиеся ресурсы в нужный момент времени.
Вот как описывает ход игры один из её участников: «Слава с первых минут начал осваивать премудрости животноводства, вскоре на его земле появилось чудо конструкторской мысли под названием “Загон для скота”. Удивительное изобретение позволяло содержать животных вне дома! Поражённые гением Славы, остальные участники несколько поотстали, но вскоре наверстали упущенное. Стас первым достроил комнату в усадьбе и вскоре магическим образом у него появился помощник. Марьям никак не могла справиться с продовольственным кризисом, продолжая кормить своих работников зерном и рыбой. Я, кусая локти от досады, пытался нагнать чересчур талантливых новичков. Вскоре ситуация выровнялась, пробелы в правилах оперативно восполнялись функцией “помощь Александра Мамонтова по телефону”, игроки стали понимать, что происходит на игровом столе, а я наконец получил третьего фермера. С этого момента хаос начал переходить в порядок. Поля заколосились пшеницей и заоранжевели овощами, в “огороженных загонах” паслась всякая живность, еда перестала быть насущной необходимостью, а халупы с соломенной крышей постепенно перестраивались в шикарные особняки. Одним словом, жизнь налаживалась! Но, увы, тот, кто знаком с Агриколой, знает свойство этой игры: стоит тебе решить проблемы с питанием и заняться развитием хозяйства, как наступает 14 ход. Полёт Икара обрывается на самом интересном месте, и наступает время подведения итогов:
Слава – 9 очков
Марьям – 10 очков
Стас – 15 очков
Кирилл – 22 очка».
«Анти-монополия» – это совершенно новая вариация развития экономической игры. Вначале игрокам предлагается выбрать, за кого они будут играть: за монополиста или конкурента.
Активисты молодежного движения “Отрыв!!!”-участники игротеки, выбрали игру «Активити». Разбившись на мини-команды, они соревновались в отгадывании слов. Слово или словосочетание нужно объяснить одним из трёх способов: можно объяснить другими словами, можно показать пантомимой, можно нарисовать. Игра идёт на время: чем больше слов сможет успешно показать-объяснить-нарисовать игрок, и чем больше слов будет угадано командой, тем больше очков будет получено. В игре 440 карточек (более 2 500 слов и словосочетаний) разной степени сложности. Несмотря на это, игра весёлая, творческая, проходит на эмоциональном подъёме.
Молодые участники игротеки с восторгом отзываются о библиотечном новшестве: «Было на самом деле здорово! Присоединяйтесь все желающие, в библиотеке вам всегда рады!», «Друзья, это была реально классная ИГРА!!! БОЛЬШОЙ РЕСПЕКТ!!!» – и подобных отзывов много.
Вот что написал участник игротеки Станислав Кабацков:
«Мне понравилось, давно так не сидел, сразу вспомнил приятно проведенные вечера в недалеком детстве. Как приятно и страстно мы играли, сразу нахлынули воспоминания. Да и сам процесс довольно занимателен. Незаметно пролетело время в приятной компании».
Игры электронные: дружно, шумно и многолюдно
Одновременно с продвижением настольных игр в зале активного досуга библиотеки организована площадка для электронных игр. Игра осуществляется через игровую приставку «Nintendo WII». В игры могут играть от одного до четырёх человек.
В настоящее время в электронной игротеке насчитывается более 40 игр для ребят от трёх лет и старше.
Для самых маленьких – игра «Mariokart» – увлекательные гонки с разными уровнями сложности: картинг и мотоспорт с героями игры «Супер Марио».
Пакет игр «Wii Sports» представляет на выбор такие виды спорта, как большой теннис, боулинг, бокс, гольф, бейсбол. «Wii Sports Resort», кроме того, позволяет сыграть в фрисби, баскетбол, настольный теннис, попробовать себя в фехтовании, стрельбе из лука, велосипедном и воздушном спорте, посоревноваться в гребле на каноэ, прокатиться на водном мотоцикле. Игра-бродилка «Go vacation» проходит на острове приключений и знакомит с 50 видами спорта и другими активными развлечениями.
Проверить себя на меткость можно, сыграв в игру-стрелялку «Links crossbow training», а игра «Wii Fit Plus» станет для участников тренировочным курсом фитнеса, а также пригласит в мир оригинальных игр.
Особой популярностью пользуются танцевальные игры «Just dance 3» и «Hottest party 4», представляющие собой синхронные танцы.
Игротека электронных игр открылась одновременно с игротекой настольных игр. Реклама электронных игр началась в дни осенних школьных каникул. Ребята – участники библиотечных мероприятий в ходе соревнований зарабатывали «юны» – валюту Юношеской библиотеки. «Юны» можно было потратить на электронные игры (один «юн» – 10 минут игры). Кстати сказать, электронные игры – платная услуга библиотеки. Установленная цена – 50 рублей за 30 минут игры с человека. Скидки даются командам игроков.
Информация об электронной игротеке распространялась по школам г.Сыктывкара. Кроме того, с электронными играми знакомили участников настольной игротеки. Часть ребят с удовольствием окунулась в виртуальный игровой мир.
В настоящее время основной контингент электронной игротеки – школьники второго – шестого классов. Консультантами являются сотрудники отдела чтения и досуговой деятельности. Электронная игротека открыта ежедневно, здесь всегда оживлённо.
В последнее время стали популярными семейные игры: библиотека проводит электронную игротеку для молодых семей.
Клуб «Литературная среда» на игротеке
В Юношеской библиотеке уже не первый год работает клуб молодых инвалидов «Литературная среда». Ребята-члены клуба узнали об игротеке и загорелись желанием попробовать себя в качестве игроков.
Теперь они – постоянные участники настольной игротеки, кроме того, с увлечением сражаются в электронные игры (для членов клуба «Литературная среда» эти игры бесплатны). Для удобства определены часы бесплатной игры для молодых инвалидов – ежедневно первый и последний часы работы библиотеки.
Первые итоги
Прошло не так много времени с момента открытия игровых библиотечных залов. Можно сделать первые выводы.
Востребованность игротеки не вызывает сомнений. Молодёжи недостаёт зон общения и неформального досуга и библиотечная игротека стала желанным местом отдыха и веселья.
Участники игротеки отмечают доброжелательную обстановку как на игровых площадках, так и в целом в библиотеке. Комфортность создаёт и современный молодёжный дизайн, со вкусом оформленные залы.
Ещё один плюс – реальная возможность для установления дружеских связей между молодыми людьми в процессе игры.
К тому же часть посетителей игротеки стала читателями Юношеской библиотеки.
А что требует доработки?
В ходе проведения игротек выяснилось, что надо докупать игры, рассчитанные на двух игроков. К тому же, некоторые игроки сетуют на усложнённые игровые правила, что отбивает у них интерес к игре.
Что касается электронных игр, их репертуар рассчитан на школьников младшего и среднего возраста, нет игр для более старших ребят. В дальнейшем целесообразно было бы отбирать новые молодёжные электронные игры при участии заинтересованных молодых людей.
«Игра – вид деятельности, заключающийся в психологической вовлечённости в некий процесс» (из Википедии). Совместное участие в игре нескольких человек выводит играющего человека на качественно новый уровень, играет важную роль в формировании социального поведения.
Игра – основной вид деятельности ребёнка, т.к. процесс игры – многогранная шлифовка личности.
Однако несправедливо считать игру лишь достоянием детства. Для взрослых игровой процесс – ни с чем не сравнимая творческая разгрузка, возможность активно отдохнуть, вспомнить себя ребёнком и получить большой положительный заряд. Это и привлекает в Юношескую библиотеку молодёжь города. С открытием игротеки Юношеская библиотека стала весёлым и шумным местом молодёжного досуга.