БОСОНОГИЙ ГАРНИЗОН
ДЕТИ СТАЛИНГРАДА,
ГЕРОИЧЕСКИ СРАЖАВШИЕСЯ С ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ
Шла Великая Отечественная война, немецко-фашистские захватчики, рвались к Сталинграду, Красная Армия защищала родную землю, но отступала, оставляя родные города и села, потому что фашисты были лучше подготовлены и вооружены, они долго готовились к войне с нашей страной. За Доном гремели пушки. По ночам на западе полыхало багровое зарево. Горели колхозные поля. Война шагала к Сталинграду, где русский солдат одержит первую победу и развеет миф о непобедимости немецкой армии, но это будет потом, а пока горькое и вынужденное отступление.
В захваченном гитлеровцами хуторе Вербовка Калачевского района действовал “босоногий гарнизон”. Бойцами его были хуторские ребята десяти-четырнадцати лет: братья Аксён и Тимофей Тимонины, Василий и Николай Егоровы, Максим Церковников, Федор Силкин, Емельян Сафонов и другие – всего 20 человек. Они не взрывали поездов, не пускали на воздух склады с боеприпасами. По-своему, как могли боролись с захватчиками.
Когда немцы распространили слух о том, что Сталинград пал, что наши войска разгромлены, на здании комендатуры появилась листовка:
“Товарищи! Немцы брешут, что Советская власть разбита. Брешут, сволочи, что Сталинград сдался. Сталинград наш, и наши скоро придут. Не верьте гадам. Партизаны”.
В один из дней был совершен дерзкий налет на почту и похищены мешки с ценными документами и письмами. Стало известно в хуторе и об исчезновении продуктов из хорошо охраняемого немецкими часовыми амбара. Пропадало оружие. Все это вселяло страх и сеяло панику среди фашистов. Они были уверены, что действуют партизаны. Мальчишки укрыли и выхаживали советского офицера, бежавшего из Калачёвского лагеря для военнопленных. Готовились уйти в лес к партизанам, но перед этим собирались вывесить на здании комендатуры к годовщине Октябрьской революции красный флаг.
Староста хутора Устин и гитлеровцы все-таки догадались, кто являлся “партизанами”. 4 ноября 1942 г. мальчишек схватили. Трое суток жестоко пытали: 7 ноября десять человек из “босоного гарнизона” на глазах хуторян были расстреляны. Правду о достоверности этих событий подтверждает документ – акт комиссии по расследованию и удостоверению факта изуверства, совершенного фашистами в хуторе Вербовка.
А К Т
18 декабря 1942 года в хуторе Аверинском (Вербовка тогда входила в состав этого хутора) Ляпичевского сельсовета Калачевского района Сталинградской области комиссией в составе: капитана Хаитова Г.А., уполномоченного Ляпичевского сельсовета по хутору Аверинскому Силкина М.И. и местных жителей – отца двух убитых детей Тимонина Ф.Д., колхозников Горина А.Ф., Силкиной Д.М., Силкиной Н.Ф. составлен настоящий акт о нижеследующем:
4 ноября 1042 года в хут. Аверинском немцы, запуганные действиями неизвестных партизан в районе хуторов Вербовки, Ляпичево, Аверинский, заподозрили в этих действиях ребят, бывших школьников, и предприняли облаву на мальчиков хутора. Они врывались в хаты, силой брали мальчиков и избивали их палками, ногайками, резиной и ногами. Затем выбрасывали детей на улицу и, издеваясь, требовали, чтобы каждый из детей оговаривал кого-либо из своих товарищей.
Избив детей до потери сознания, немцы бросили их в крытую холодную автомашину. Гитлеровские изверги взяли 17 мальчиков, двух матерей и одного отца.
Схвачены немцами были следующие: Махин Иван – 11 лет, Егоров Николай – 12 лет, Горин Василий – 13 лет, Тимонин Тимофей – 12 лет, Тимонин Аксен – 14 лет, Егоров Василий – 13 лет, Манжин Семен – 9 лет, Назаркин Никифор – 12 лет, Головлев Константин – 13 лет, Сафонов Емельян – 12 лет, Церковников Максим – 13 лет, Семенов Анатолий – 10 лет, Ребриков Григорий – 12 лет, Сафонов Сергей – 12 лет, Силкин Петр – 11 лет, Силкин Федор – 13 лет, Головлев Филипп – 13 лет.
Вместе с детьми в эту машину фашисты посадили Тимонина Филиппа Дмитриевича – отца Тимониных Аксена и Тимофея, Головлеву Дарью Ивановну – мать Головлева Константина и Сафонову Степаниду Акимову – мать Сафонова Емельяна.
Дети и трое взрослых, как указано выше, находились под арестом в холодной автомашине. Мальчики после истязаний были в крови, с опухшими и окровавленными лицами, все в синяках. Немцы с 4 до 7 ноября врывались в машину по несколько раз в день, снова избивали детей, грозили им расстрелом и виселицей. После трехдневного издевательства над детьми в автомашине были оставлены 10 мальчиков, приговоренных к расстрелу.
Согласно, показаниям жителей хутора Аверинского, немецкий комендант выезжал в Калач санкционировать расправу над людьми.
7 ноября 1942 года немецкий комендант согнал население на площадь хутора Аверинского и через немца-переводчика объявил, что мальчиков расстреляют и что в дальнейшем за неподчинение немцам виновные будут расстреливаться, а если у жителей хутора будет обнаружен кто-либо чужой, то хозяин будет выгнан из дому и дом сожжен.
Днем в двадцать пятую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции измученных после пыток детей начали выводить связанными по пять человек на расстрел к силосной яме возле МТФ, где и расстреляли их под смех и шум пьяных немцев.
Были расстреляны: Аксен Тимонин, Тимофей Тимонин, Василий Егоров, Николай Егоров, Семен Манжин, Константин Головлев, Никофор Назаркин, Емельян Сафонов, Василий Горин и Иван Махин.
Руководил расправой обер-лейтенант Фридрих Гук и унтер-офицер, переводчик Асмус.
Подписи: капитан Х а и т о в,
уполномоченный сельсовета С и л к и н,
отец двух расстрелянных сыновей Т и м о н и н,
местные жители С и л к и н а, Г о р и н , С и л к и н а
ТАК ПОГИБЛИ ГЕРОИ:
Егоров Николай – 12 лет,
Горин Василий – 13 лет,
Тимонин Тимофей – 12 лет,
Тимонин Аксен – 14 лет,
Егоров Василий – 13 лет,
Манжин Семен – 9 лет,
Назаркин Никифор – 12 лет,
Махин Иван – 11 лет
Головлев Константин – 13 лет,
Сафонов Емельян – 12 лет.
… А через месяц пришли наши. Устина – предателя поймали и судили его позорным судом… Весь хутор. После чего расстреляли.
Прошло несколько лет. Война давно закончилась. После войны двое ребят из хутора Вербовки были призваны в ряды Советской Армии и направлены в войска по охране военных немецких преступников, совершивших злодеяния на оккупированной территории Советского Союза. В одном из лагерей вербовцы случайно столкнулись с немцем, которого звали Фридрихом Гуком. Обер-лейтенант был пленен советскими солдатами при паническом отступлении фашистских войск из-под Сталинграда. Он скрывал, что был комендантом в казачьем хуторе и учинил расправу над подростками.
При расследовании Фридрих Гук во всем сознался и даже представил фотографии, сделанные им в день расстрела ребят и тайно спрятанные. Вербовцы написали об этом своим землякам в хутор. Не ушел палач от расплаты!
Медаль «За оборону Сталинграда»
Все защитники Сталинграда были удостоены особых наград – медалей «За оборону Сталинграда».
Медаль учреждена в декабре 1942 года. Медалью «За оборону Сталинграда» награждались все участники обороны Сталинграда — военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, а также лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне. Периодом обороны Сталинграда считается 12 июля — 19 ноября 1942 года.
Медаль «За оборону Сталинграда» появилась в самый пик ожесточенного сражения, когда решалась судьба не только волжской крепости, но и, по сути, всей войны. Это ознаменовало собой непоколебимую решимость наголову разбить врага по всем фронтам.
Первым кавалером этой медали стал командующий 64-й армией, генерал-майор Михаил Степанович Шумилов.
Целый месяц эта армия сдерживала 4-ю танковую армию под командованием Германа Гота на дальних подступах к Сталинграду, благодаря чему промышленные предприятия, расположенные на юге города, продолжали работать. Шесть месяцев армия Шумилова в жесточайших боях удерживала южную часть Сталинграда, сыграв выдающуюся роль в героической обороне города наряду с 62-й армией генерала В. И. Чуйкова.
В январе 1943 г. именно этой армии сдастся командующий 6-й армией генерал-фельдмаршал Паулюс – его капитуляцию примет начальник штаба 64-й армии генерал-майор Иван Андреевич Ласкин, а первый допрос его проведет лично Шумилов. Всего же эту медаль получат более 750 тысяч человек.
Описание медали
Медаль “За оборону Сталинграда” изготавливается из латуни и имеет форму правильного круга диаметром 32 мм.
На лицевой стороне медали — группа бойцов с винтовками наперевес. Над группой бойцов, с правой стороны медали, развевается знамя, а с левой стороны видны очертания танков и летящих друг за другом самолётов. В верхней части медали, над группой бойцов, пятиконечная звёздочка и надпись по краю медали «ЗА ОБОРОНУ СТАЛИНГРАДА». Лицевая сторона медали окаймлена выпуклым бортиком.
На оборотной стороне медали надпись «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ». Над надписью изображены серп и молот.
Памятные медали, выпущенные к 75-летию Победы
Серия «Воинская Слава России»
Две медали посвящены Сталинградской битве
- Медаль «Ни шагу назад»
28 июля 1942 года за номером 227 вышел знаменитый приказ «Ни шагу назад!». На тот момент положение советской армии было критическим. И приказ №227 был необходимой мерой. Выдержки из текста приказа:
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций
№ 227 28 июля 1942 года
г. Москва
Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа.
Каждый командир, красноармеец и политработник должны понять, что наши средства не безграничны. Территория Советского государства — это не пустыня, а люди — рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы, матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, — это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбаса и других областей у нас стало намного меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 миллионов населения, более 800 миллионов пудов хлеба в год и более 10 миллионов тонн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.
Из этого следует, что пора кончить отступление.
Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.
Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности.
Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас, в ближайшие несколько месяцев — это значит обеспечить за нами победу.
Можем ли выдержать удар, а потом и отбросить врага на запад? Да, можем, ибо наши фабрики и заводы в тылу работают теперь прекрасно, и наш фронт получает все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов.
Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование — ни шагу назад без приказа высшего командования.
«Ни шагу назад!» стал одним из самых сильных документов военных лет по глубине патриотического содержания. В эти дни известный писатель, а в то время военный корреспондент Константин Симонов, вернулся с фронта и привёз для печати в газете «Красная Звезда» стихотворение «Безымянное поле». Это стихотворение он начал писать, прочитав приказ №227. Вот строчки из этого стихотворения.
Клянемся ж с тобою, товарищ,
Что больше ни шагу назад!
Чтоб больше не шли вслед за нами
Безмолвные тени солдат.
Чтоб там, где мы стали сегодня,—
Пригорки да мелкий лесок,
Куриный ручей в пол-аршина,
Прибрежный отлогий песок,—
Чтоб этот досель неизвестный
Кусок нас родившей земли
Стал местом последним, докуда
Последние немцы дошли.
Пусть то безыменное поле,
Где нынче пришлось нам стоять,
Вдруг станет той самой твердыней,
Которую немцам не взять.
Описание медали
Монумент “Стоять насмерть” – скульптурное изображение воина-богатыря, как бы сросшегося с землей, вырастающего из реки Волги и олицетворяющего образ героических защитников Сталинграда. На бетонной глыбе начертаны надписи: “Стоять насмерть!”, “Ни шагу назад!”.
Монумент расположен в историко-мемориальном комплексе “Героям Сталинградской битвы” на Мамаевом кургане в Волгограде, открытом в 1967 г. Мамаев курган – уникальное место – это высота, за которую весь период Сталинградской битвы шли ожесточённые сражения. Здесь похоронены 34,5 тыс.человек.
- Медаль «Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве»
Истинным подвигом советских воинов стала победа в битве за Сталинград. Сталинградская битва вошла во всемирную историю как самая кровопролитная. Победа далась очень дорогой ценой – несколько миллионов жизней. Эта битва переломила ход Великой Отечественной войны – именно из Сталинграда мы пошли обратно с востока на запад, отвоёвывая сначала нашу землю, а потом освобождая другие страны от фашистской чумы.
Описание медали
На аверсе располагается рельефное изображение скульптуры «Стоять насмерть!», которая является частью мемориального комплекса на Мамаевом кургане. На втором плане изображена колонна немецких военнопленных, проходящая через Сталинград. Реверс медали украшен композицией, символизирующей воинскую честь и славу: мотив Георгиевской ленты и Георгиевского креста в сочетании с лавровой ветвью, выполненной в технике низкого рельефа.