Многие произведения классической и современной литературы затрагивают проблемы взаимопонимания и взаимоприятия. «Путь к другому человеку, как мы знаем, лежит через эмпатию — умение увидеть другого изнутри, взглянуть на мир его глазами, соотнести его со своим миром…
Писатели нам показывают, как надо много преодолеть в себе, чтобы к тому, кто ненавистен, потеплело сердце».
Приставкина А. «Ночевала тучка золотая»
Главные герои повести, братья-близнецы Кузьменыши, радовались: детский дом из Подмосковья уезжает на Кавказ. Там тепло. Прокормиться можно… Произведение посвящено темам военного детства, беспризорности, депортации народов при Сталине. Основная мысль произведения состоит в том, что счастье одного народа на несчастье другого не построишь.
Камю А. «Письма немецкому другу»
Стремление разобраться в опыте войны видно в публицистических статьях, объединенных под названием «Письма к немецкому другу» (вымышленный друг выведен философом отчаяния, неверящим в гуманистические ценности). В «Письмах» Камю наметил альтернативу философии и практики «отчаяния». Главный акцент сделан на связи человека с жизнью.
Толстой Л. «Кавказский пленник»
Действие происходит во время Кавказской войны. На Кавказе служит офицер Иван Жилин. Его мать присылает письмо, в котором просит навестить её, и Жилин выезжает из крепости вместе с обозом. Не доезжая до дома главный герой попадает в плен к горцем-мусульманам…
Тор А. «Остров в море» , «Пруд белых лилий» , «Глубина моря» , «Открытое море»
Все четыре книги – повествование о становлении характеров детей, лишенных возможности жить с родителями, и о способности быть благодарными тем, кто их заменил. Это книги о детях, которые интуитивно намного толерантнее некоторых взрослых. Здесь мы видим не только сердобольных шведов, но и тех, кто не понимает трудностей адаптации детей в чужой стране без родных и близких или высказывается о своих симпатиях нацизму.
Коэн А. «О люди, братья мои!»
Автор рассказывает о том, какую боль и унижение он пережил в десятилетнем возрасте, живя во Франции, когда торговец пятновыводителями сказал ему: «Ведь ты грязный жиденыш, да?.. По твоей образине видно, что золото ты любишь больше, чем конфеты, да?.. И ты ешь французский хлеб, да?» На стене было написано мелом «Смерть евреям». Он не пострадал физически, он просто получил урок позора, урок того, как постыдно и непростительно родиться евреем. Но без того торговца и его собратьев по злобе в Германии не было бы газовых камер, не было бы гор мертвецов.