Продолжаем знакомить вас с коллекцией памятных медалей, выпущенных к 75-летию Победы и переданных в дар Юношеской библиотеке членом Сыктывкарского Совета ветеранов Зинаидой Львовной Мингалёвой. Каждая медаль посвящена значимому историческому событию Великой Отечественной войны.
Выпуск пятый. 1943 год
Памятная медаль «Танк Победы Т-34»
Исключительный, простой, лучший и самый массовый — все эти эпитеты относятся к танку Т-34, который стал супероружием Красной Армии во время Великой Отечественной войны и настоящей легендой — танком Победы. Именно с Т-34 до сих пор сравнивают свои проекты современные конструкторы бронетехники.
По данным Минобороны России, Т-34 считается лучшим танком своего времени, им установлен «десяток рекордов, которые, видимо, уже никогда не удастся превзойти». Это самый массовый выпуск в СССР боевых машин: с 1940 по 1945 годы шесть советских заводов выпустили 58 681 танк. Это абсолютный, никем не побитый рекорд в мировом танкостроении.
История легенды
Т-34 – советский средний танк периода Второй мировой войны, выпускался серийно с 1940 г. В течение 1942—1947 годов — основной танк РККА и ВС СССР. Являлся основным танком РККА до первой половины 1944 г., до поступления в войска его модификации Т-34-85.
На пороге войны
К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых. Стране требовалась боевая бронированная машина, уверенно действующая в прорыве и в обороне (танки БТ, как оказалось, этого дать уже не могли). Нужна была машина проходимая и с противоснарядным бронированием, надежно держащая удар новых и гораздо более могущественных противотанковых орудий, чем немецкие 37-миллиметровые «колотушки» (чего не давали ни Т-26, ни Т-28, ни Т-35). Требовался современный средний танк, превосходящий тяжелые КВ в подвижности, но не уступающий им в огневой мощи и в бронезащите.
Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина. Успешность проекта определило применение новейшего высокоэкономичного дизель-мотора В-2, благодаря которому средний толстобронированный Т-34 унаследовал от лёгкого тонкобронированного БТ необычайно высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе), обеспечившую в течение всей Великой Отечественной войны абсолютное превосходство танка Т-34 в проходимости, манёвренности, подвижности.
Впервые в практике мирового танкостроения на среднем танке Т-34 была установлена длинноствольная (30,5 калибра) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 г.), значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/сек) все существовавшие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы. А с марта 1941 г. на Т-34 стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-34 (образца 1941 г.) с длиной ствола 41,5 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/сек, который пробивал 60-мм броню с дистанции 1000 м: Т-34-76 — уточняющее обозначение этой модели. Очень важным оказался высокий модернизационный потенциал конструкции, это позволило эффективно повышать боевые качества танка одновременно с наращиванием его промышленного производства в течение всей войны.
В грозные годы войны
К 22 июня 1941 г. в танковых частях и соединениях РККА имелось чуть больше тысячи новых машин. В первых же приграничных боях новая машина отличилась: она не только показала себя с лучшей стороны в бою, но и вызвала уважение со стороны противника. Т-34 с пушкой Ф-34
Производство танков было начато лишь на двух заводах – №183 в Харькове (город вскоре попал в руки противника) и на СТЗ (завод был изрядно поврежден в ходе боев за Сталинград). Ход войны, быстро смещающаяся линия фронта и эвакуация промышленности стали теми факторами, которые мешали быстро нарастить производство Т-34.
Руководство страны, понимая ценность новой машины, разворачивает производство нового танка на заводах «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил).
До 1943 г. развитие шло в рамках существующей модели. Упрощалась технология производства, наращивалось производство в условиях эвакуации предприятий (12520 танков – за 1942 г., 15696 машин – за 1943 г.). И это уже превысило немецкое производство средних танков. За годы войны было выпущено свыше 53 тысяч экземпляров Т-34 всех серий и модификаций. А выпуск свыше 6 тысяч лицензионных послевоенных танков в совокупности сделало «тридцатьчетверку» самым массовым танком, и это первенство сохраняется вплоть до наших дней.
Уже в первые месяцы войны немало наших танкистов отличились в боях именно на Т-34. К примеру, Герои Советского Союза Дмитрий Федорович Лавриненко (1-я гвардейская танковая бригада, 52 победы за 28 боев, звание присвоено посмертно); Владимир Александрович Бочковский (1-я гвардейская танковая бригада, 36 побед); Николай Родионович Андреев (6-я гвардейская танковая бригада, 27 побед, один танк уничтожен тараном).
В ходе войны конструкция Т-34 постоянно модернизировалась и дополнялась новыми элементами. Основной задачей было удешевить стоимость и трудоемкость его производства. Вместе с тем старались увеличить его боеспособность. На танке появляется командирская башенка, сама конструкция башен претерпевала изменения – от литой и сварной ранних типов до «гайки»; были попытки установки мощнейшее на тот момент 57-миллиметровое противотанковое орудие, упрощались катки и многое другое. Выпускались и самоходки на удачном шасси Т-34 (Су-122, Су-85, Су-100), была огнеметная версия ОТ-34 и ремонтно-эвакуационная машина.
От Курска до Победы
С появлением у противника тяжелых танков, превосходящих «тридцатьчетверку», прежде всего в дальности вступления в бой, а значит – в калибре орудия и толщине брони, назрела необходимость коренной модернизации танка. Требовался «боец», чтобы он мог бороться на равных с «Пантерами» и «Тиграми». Например, под Курском нашим танкистам часто приходилось долго сближаться с танками противника, чтобы иметь возможность поразить их тонкие борта.
Но уже весной 1944 года на фронтах появляется новый Т-34, получивший индекс «85» по калибру новой пушки. Новая башня увеличенного объема и с усиленной броневой защитой конструктивно аналогична башне опытного танка Т-43. Повысилась и общая защищенность экипажа, который тоже увеличен до 5 человек, добавлен наводчик, командир освободился от наведения орудия, улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. Показатели подвижности (быстроходность, маневренность и проходимость) танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы снизились незначительно. Основным преимуществом новой машины стало новое орудие, «шившее» ухудшившуюся к концу войны броню немецких тяжелых танков. А маневренность позволяла экипажу Т-34-85 уничтожить с тыла несколько «Королевских Тигров», пока те только пытались понять, откуда велся огонь.
Т-34-85 стал танком Победы, вынес на себе основную тяжесть боев и длинных маршей завершающего периода войны. Легендарной в то время стала надежность и ремонтопригодность машины (часто чинили «на коленке»).
Интенсивную службу Т-34-85 нес аж до конца 60-х годов во всех мыслимых земных пределах и точках света. Его характерный силуэт сложно спутать с другой машиной. Но самое важное в биографии Т-34 – он стал символом Великой Победы. Как тогда, в 1945 г., парадный отряд этих танков каждый год проезжает 9 Мая по Красной Площади. А по всему боевому пути Красной Армии, в местах самых тяжелых боев на постаментах всегда будет гордо рваться вперед наш Т-34.
Документальный фильм «Война машин. Т-34. Фронтовая легенда»
Нарком танковой промышленности
Легендарный танк Т-34, который по праву считается оружием Победы, создавался как раз в те годы, когда Народным комиссаром танковой промышленности СССР был уроженец г. Усть-Сысольска, Герой Социалистического Труда Вячеслав Александрович Малышев (1902 – 1957).
Вячеслав Александрович возглавлял Наркомат танковой промышленности страны в самое тяжёлое время – с 1941 по 1945 годы.
Уже 24 июня 1941 г. он выступил с докладом о насущных нуждах танковой промышленности на заседании Политбюро ЦК ВКП (б). В постановлении по докладу была определена задача создания поточного производства танков в Поволжье и на Урале, увеличение выпуска танков КВ, Т-34, Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей. Образованный 11 сентября 1941 г. Наркомат танковой промышленности во главе с В.А. Малышевым осуществлял во время войны руководство производством танков. В 1942 г. армия получила около 25 тыс. танков, из них 2/3 составляли танки Т-34.
Вячеслав Малышев часто бывал на фронтах. В 1942 г., когда бои уже шли прямо на улицах г. Сталинграда, Сталинградский тракторный завод продолжал выпуск танков. Этой работой лично руководил Нарком Малышев. 23 августа 1942 г. он проводил совещание на заводе. В это время позвонил Никита Хрущев и сообщил, что враг прорвал фронт и приближается к заводу. Задача Наркома состояла в том, чтобы выпуск танков не прекращался даже в это критическое время. И танки выходили из цехов, пусть и неокрашенные, и сразу вступали в бой. В.А. Малышев непосредственно руководил организацией рабочего батальона Сталинградского тракторного завода (СТЗ), а также оказал непосредственную активную помощь в восстановлении тракторного завода.
В июле-августе 1942 г. Нарком Малышев создал научно-конструкторский центр, имевший исключительно важное значение для всей истории танкостроения. Под его руководством за годы войны было выпущено более 102 тысяч танков и самоходных орудий.
За исключительные заслуги в организации работы танковой промышленности и выпуск первоклассной боевой техники в 1944 г. В.А. Малышев был удостоен высшей степени отличия за труд – Золотой Звезды Героя Социалистического Труда.
Помимо трудовых наград (медаль «Серп и Молот», 4 ордена Ленина) В.А. Малышев был кавалером боевых орденов и медалей: ордена Суворова I степени, ордена Кутузова I степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
В г Сыктывкаре в память о Малышеве названа улица, имя В.А. Малышева носит СОШ № 25. Рядом со школой установлен бюст Героя Социалистического Труда Вячеслава Александровича Малышева, открыт памятный комплекс, включающий образцы техники Великой Отечественной войны.
Подробнее смотрите: Интерактивная карта «Обелиск памяти» http://unkomi.ru/proekty/akciya-obelisk-pamyati/:
г. Сыктывкар
– улица Малышева, памятный комплекс (мкр. Орбита)
Описание медали
Медаль из серии «Легенды нашей Победы».
На аверсе – наступление танка Т-34 на вражеские позиции. Справа и сзади от танка бегут в атаку бойцы с оружием наперевес. В небе – сполохи взрывов. Внизу в центре надпись «Танк Победы Т-34».
На реверсе медали – герб Российской Федерации, увенчанный георгиевской лентой.
Диаметр медали 40 мм, вес 31 г, плакирование – чистое золото 990/1000 пробы.