⭐ На этой неделе в нашей постоянной рубрике «5 книг» представляем подборку книг о… книгах. Литературоведение — это необычайно интересно!
? Фредерик Бегбедер | Конец света: первые итоги | 16+
Фредерик Бегбедер, встав на защиту бумажных книг в борьбе против электронных, составил список произведений XX века, которые, по его мнению, непременно должен прочесть каждый — причем именно на бумаге. В этом списке представлены разные литературные жанры, выбор автора порой спорен, а порой не вызывает ни малейших сомнений. Это список образованного и зрелого читателя, страстно любящего книгу.
?Сборник статей | Мир Алисы: поэтика необычного в литературе и искусстве XIX-XXI веков
Термин «поэтика необычного» позволяет рассмотреть различные художественные явления, демонстрирующие отклонения от «смысла» в конвенциональном понимании, в широком контексте их проявлений. Круг исследований, представленных в данном издании, обращается как к произведениям самого Кэрролла, так и к манифестациям нонсенса, абсурда, алогизма, сказочности и волшебства в сферах литературы, изобразительных искусств, музыки, театрального искусства, кинематографа и философии.
?Олег Юрьев | Писатель как сотоварищ по выживанию | 16+
В новой книге Олега Юрьева собраны тексты о литературе и эссе на грани прозы. За вошедшие в нее статьи «Одноклассники» и «Буратино русской поэзии: Сергей Нельдихен в Стране Дураков» автор награжден премией журнала «Новый мир» за лучшие публикации 2013 года. В фокусе зрения Юрьева — скрытая, тайная, подавляемая доминирующей идеологией и эстетикой великая несуществующая литература ХХ века, которой он пытается вернуть существование: Тихон Чурилин, Павел Зальцман, Всеволод Петров, Борис Вахтин, Владимир Губин… Но его внимание привлекают и писатели награни культур, на грани языков, будь то Владимир Набоков, Пауль Целан или Шолом-Алейхем. В последнем разделе представлены эссе, как бы восстанавливающие время и место происхождения автора: 1970-е–1980-е годы прошлого века, Ленинград.
?Андрей Аствацатуров | И не только Сэлинджер | 16+
Десять «опытов прочтения» английской и американской литературы погружают в мир Сэлинджера, Апдайка, Генри Миллера, Фолкнера, Голдинга… Андрей Аствацатуров открывает малоизвестные подробности биографии авторов, предлагает фрагменты текстов в оригинале, тут же дает перевод, мастерски анализирует детали, показывая, что именно делает из писателя — мирового классика.
?Андрей Чанцев | Литература 2.0
Почему лавкрафтовский монстр Ктулху ожил в наши дни, а С. Рудши вместе с К. Крахтом ждут мессию с Востока? Куда уходят деревья в сказках В. Вотрина, что таится в замке боли из рассказа Ю. Кисиной и кому снятся тройные сны в повестях А. Иличевского? Отчего так популярна японская литература, антиутопические романы и лесбийская поэзия? И, наконец, почему непростые размышления о нацистском прошлом Э. Юнгера и Э. Чорана, спор П. Эстерхази и М. Кундеры с коммунистической системой и экуменистические идеи Л. Улицкой попадают в фокус общественного интереса? На эти и многие другие вопросы пытается ответить в своей книге Александр Чанцев — литературовед-японист, литературный критик, постоянный автор «Нового литературного обозрения».