Репортаж 17. Наш Герой – майор ВВС Дончук Василий Иванович
Выдержки из главы «Свети, солнце, свети!» (Сборник «За чистое небо». Книга 3)
Дончук Василий Иванович (1910 — 1944) — участник Великой Отечественной войны, военный лётчик, гвардии майор, Герой Советского Союза (1944).
Родился 10 декабря 1910 г. в Киеве. По окончании школы ФЗУ поступил на Сталинградский тракторный завод. Окончил Ейское авиационное училище, после чего служил в Московском военном округе, быстро поднявшись в должности до начальника лётной части.
С 1935 г. работал начальником лётной части и лётчиком-инструктором в аэроклубе Хабаровска, с 1936 г. — на Камчатке в качестве пилота Акционерного Камчатского общества.
Службу в РККА проходил с 1937 г. и в 1938 г. принял участие в боевых действиях на озере Хасан.
Возглавлял авиаотряд при управлении лагерями железнодорожного строительства «БАМпроект». Весной 1941 г. направлен в Воркуту командиром отдельного авиаотряда специальной авиационной группы. Отряд Дончука базировался в Абези, откуда совершались вылеты над побережьем Северного Ледовитого океана и проливом Югорский Шар, в основном по доставке грузов и ледовой разведке, а также спасательные операции.
С ноября 1941 г. — на фронте, пилотом Северной особой авиационной группы Гражданского воздушного флота (затем Карело-Финской особой авиагруппы ГВФ). На самолёте П-5 он осуществлял вылеты за линию фронта, доставляя боеприпасы партизанам и вывозя раненых и военные донесения, также обеспечивая доставку в тыл противника разведывательных и диверсионных групп. Дончук участвовал в бомбовых налётах на вражеские военные объекты, в том числе казармы в Суомуссалми и аэродром в Кестеньге. С мая 1942 г. – командир 1-го авиаотряда Карело-Финской особой авиагруппы. В ноябре 1943 г. назначен командиром эскадрильи 114-го Краснознаменного гвардейского ближнебомбардировочного полка 7-й воздушной армии Карельского фронта. В новой должности участвовал в бомбардировках скоплений войск и стратегических объектов, в особенности аэродромов, прославившись умением находить замаскированные вражеские взлётно-посадочные полосы.
С мая 1944 г. — командир 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й воздушной армии. Воздушная разведка, осуществляемая Дончуком и его эскадрильей, позволила 7-й воздушной армии уничтожить и вывести из строя более 150 самолётов на вражеских аэродромах.
После начала Петсамо-Киркенесской операции Дончук сам, пилотируя транспортный самолёт, перевозил на новые аэродромы наиболее важное наземное оборудование, обеспечивая максимально быструю подготовку боевой части эскадрильи к вылетам. 21 октября 1944 г. Дончук со своим экипажем взял на себя выполнение разведывательного полёта в район Киркенеса (Северная Норвегия), где шли наиболее тяжёлые бои. Самолёт был сбит, экипаж погиб.
К моменту гибели Дончук совершил 270 вылетов на дальнюю разведку, выброску десанта и бомбардировку стратегических объектов. Совершил 5 посадок в тылу врага. 2 ноября 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР майору Василию Ивановичу Дончуку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с награждением медалью «Золотая Звезда» (№ 4524) и орденом Ленина.
Помимо Звезды Героя и ордена Ленина был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью «Партизану Отечественной войны 1-й степени».
В г. Воркуте открыты мемориальные доски Герою Советского Союза В.И. Дончуку, его именем названа одна из улиц города.
Подробнее смотри: Интерактивная карта «Обелиск памяти» http://unkomi.ru/proekty/akciya-obelisk-pamyati/:
г. Воркута
– мемориальная доска Герою Советского Союза В.И. Дончуку
– мемориальная доска Герою Советского Союза В.И. Дончуку (г. Воркута, Аэропорт)
– улица Дончука
Финкельштейн, И.
Дончук Василий Иванович. Из цикла Герои Заполярья
Его биография началась в Киеве, где он родился 10 декабря 1910 г. в семье рабочего, воспитывался в детском доме. В 1931 году переехал в Хабаровск, окончил местный аэроклуб и Ейское лётное училище ГВФ.
Василий Иванович работал в гражданской авиации. Облетел почти всю страну. Перебрасывал геологические партии на Камчатку, Дальний Восток, Чукотку. Его хорошо знали зимовщики полярных станций Новой Земли и Вайгача, жители Большеземельской тундры и Заполярья.
В начале Великой Отечественной войны Василий Иванович Дончук служил на Карельском фронте пилотом 2-го класса 1-го авиаотряда особой авиационной группы гражданского воздушного флота. Наиболее в трудные в исполнении и важные задания Командование фронта поручались Дончуку.
Дончук одним из первых на Карельском фронте полетел в тыл врага. Перед лётчиком была поставлена задача перелететь линию фронта, углубиться на территорию врага и ночью, на незнакомой площадке, без стартовых огней, совершить посадку в нескольких километрах от финского города. Выполнение задания прошло успешно. На обратном пути самолёт Дончука был обстрелян вражеской артиллерией. Машина получила 90 пробоин. Это было боевое крещения.
Пять полётов совершил лётчик в тыл врага и каждый раз отлично справлялся с возложенными на него заданиями.
Дончук участвовал в семи ночных налётах на военные объекты врага, вёл разведку бомбил аэродромы Андронова Гора, Кестеньга, где были подожжены самолёты и цистерны с горючим. В населённом пункте Суомуссами были разрушены воинские казармы.
Согласно приказу Военного Совета Карельского фронта от 31 мая 1942г. Дончуку вручили первую награду – орден Красной Звезды.
Дончук продолжал доставлять партизанам Карелии боеприпасы и десантников, продовольствие и медикаменты, вывозил раненых. И на груди мужественного лётчика появились медаль “Партизану Отечественной войны 1-й ст. и орден Отечественной войны 1-й ст.
Более 200 вылетов совершил на транспортном самолёте Дончук, а мечтал о боевой машине. Вскоре Дончук получил новый скоростной бомбардировщик, в короткий срок освоил его и получил новое назначение на должность командира эскадрильи 114-го гв. бомбардировочного авиационного полка. Лично совершил 65 боевых вылетов на бомбардировку промышленных объектов, аэродромов, железнодорожных станций и баз противника. Приказом Военного Совета 7-й Воздушной Армии капитан Дончук награждён орденом Красного Знамени.
3 мая 1944 г. капитан Дончук был назначен на должность командира 108-й отд. разведывательной авиационной эскадрильи. Эскадрилья под его руководством совершила 117 боевых вылетов на аэрофоторазведку, не имея ни одной потери из них 103 на Свирьском направлении.
Представляя Дончука к награждению вторым орденом Красного Знамени, начальник разведывательного отдела штаба 7-й Воздушной Армии полковник Мельников отметил: “Тов. Дончук в короткий срок вошёл в ряды лучших мастеров воздушной разведки. Обладая высоким лётным мастерством и организаторскими способностями, сумел научить экипажи искусству и мастерству ведения воздушной разведки. Его разведывательная эскадрилья в самых сложных условиях в период наступления на Свирськом направлении, частых перебазирований, точностью и своевременностью выполнения боевых заданий, сумела обеспечить успех наземных и воздушных частей”.
Как вспоминают однополчане Дончука, это был лётчик высокого класса, не знающий страха. Требовательный к себе и подчинённым, он не терпел бесшабашности в выполнении любого боевого задания, которое тщательно готовилось. Пол его командованием лётчики эскадрильи, летая и днём, и ночью, в любую погоду доставляли командованию ценные сведения о противнике. К концу Петсамо-Киркенесской наступательной операции на боевом счету эскадрильи было 312 вылетов на дальнюю и ближнюю разведку, сфотографировано более 80 тысяч кв. км территории противника, вскрыто базирование вражеской авиации.
Погиб Дончук 21 октября 1944 г. при выполнении боевого задания в Северной Норвегии в районе города Киркенес.
За мужество, проявленное в боях, за 270 успешных боевых вылетов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944г. майор Дончук Василий Иванович удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Именем Героя названы улицы в Киеве, Хабаровске. В Ленинграде, Архангельске и Воркуте установлены мемориальные доски.
Сбит над Киркенесом
… Война еще не закончилась. На очереди – Петсамо-Киркенесская операция, «Десятый сталинский удар». Подготовка к ней требовала получения детальных данных о новой местности и оборонительных сооружениях на ней. Это постоянный фактор. А переменный – перемещение войск и техники, особенно кораблей и транспортов, которыми подвозили резервы. Летать приходилось много. Часто менялись аэродромы. Кроме разведывательных полетов Дончук, летавший на 14 типах самолетов, мог сесть за штурвал транспортного «Дугласа» и перевезти на новую базу наиболее важную «наземную» часть эскадрильи. Поэтому уже через час-другой самолеты были готовы и разведчики выходили в полет. А специалисты готовили все необходимое для проявки пленки, дешифровке фотографий и создания планшетов. Данные были готовы для передачи командованию через 25-30 минут. А командир снова рвался в полет.
На встрече ветеранов 108-й ОРАЭ В.В. Коровенкова так вспоминала о Дончуке: «Бывали дни, когда он все время находился в воздухе и, едва посадив на землю израненную машину, торопил техников и механиков быстрее выпустить самолет. Технический состав днем и ночью, в суровых условиях Заполярья буквально латали израненные машины, чтобы как можно быстрее подготовить к вылетам. Василий Иванович с исключительным уважением относился к ним, доверял им, ибо знал, что от их мастерства и знаний зависит успех разведки. Техники и механики за ратный труд также были награждены правительственными наградами».
Добыть наиболее полные данные о Киркенесе, военно-морской базе немцев, просил лично генерал Иван Туркель, генерал-инспектор ВВС Красной Армии, принимавший участие в подготовке операции. 20 октября 1944 г. Дончук решил: лечу сам. По воспоминаниям В.В. Коровенковой: «Ничто не предвещало беды, которая стояла уже у порога. Когда самолет гвардии майора В.И. Дончука со штурманом ст. лейтенантом Абрамовым Николаем и стрелком-радистом Василием Кожуховым и стрелком Афанасием Сергеевым были в воздухе, мы узнали, что нашему командиру В.И. Дончуку присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В эти часы весь личный состав находился на аэродроме Африканда. Никто не хотел уходить с летного поля. Все вслушивались, всматривались в небо, ожидая боевых друзей. Ведь им было поручено очень серьезное задание: сфотографировать на норвежской территории в районе г. Киркенес аэродром и вражеские коммуникации. Но не довелось встретить и увидеть, поздравить любимого командира с этого последнего полета».
Ждала и жена, Лариса Филипповна, приехавшая в гости к мужу. Но по радиосвязи раздался спокойный голос:
– Я «Беркут-1»! Атаковали “мессершмиты”. Горит правый мотор. Преследуют. Ухожу над озером.
А еще через несколько секунд в наушниках прозвучало с выражением тревоги и надежды:
– Свети, солнце, свети!..
На этом все.
В штабных документах появляется запись о том, что 21.10.1944 г. экипаж не вернулся с боевого задания. След Василия Дончука снова появился только в 2014 г., когда в Коми газета «Республика» напечатала статью Анны Николаевой, в которой говорится следующее: «… Один из исследователей «русского следа» в новейшей истории Норвегии Мишель Стокке сообщил нам остававшиеся до самого последнего времени неизвестными подробности последнего полета экипажа В. Дончука. …Мишель Стокке со ссылкой на исследователя-соотечественника Руне Раутио сообщил, что самолет под командованием В. Дончука днем 21 октября 1944 года пролетел по маршруту Ивало – Инара Карасьок – Лаксэльв – Киркенес. Анализируя советские и немецкие архивы и после встреч с несколькими свидетелями, Р. Раутио сделал вывод, что советский самолет был сбит в местечке Клуббуике (коммуна Несеб). Исследователь встречался с людьми, которые наблюдали, как горящий самолет рухнул во фьорд недалеко от берега. Глубина фьорда в этом месте составляет примерно 40-70 метров. По всей видимости, сбитый «Бостон» там остается и по сей день».
https://www.molodost.in.ua/news/3856/?page=8
108-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья — воинское подразделение вооружённых сил СССР, которое участвовало в Великой Отечественной войне.
Род войск (сил) – транспортная и разведывательная авиация
Районы боевых действий:
- 1943-1944: Оборона Заполярья
- 1944: Выборгско-Петрозаводская операция,
- Свирско-Петрозаводская операция
- 1944: Петсамо-Киркенесская операция
Сформирована 20 апреля 1943 г.
20.04.1943 – 14.11.1944 в составе 7-й Воздушной Армии Карельского Фронта.
17.12.1944 – 13.01.1945 в составе 261-й штурмовой авиационной дивизии.
Действовала в Карелии и Заполярье в интересах войск Карельского фронта с апреля 1943 года по ноябрь 1944 года. Летом 1944 года проводила разведку укреплений врага на Свирском оборонительном рубеже, осенью 1944 года принимает участие в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. По окончании боёв в Заполярье привлекалась военным операциям в декабре 1944 года — январе 1945 года.
На апрель 1944 г. в составе эскадрильи было только три экипажа.
Командир эскадрильи гвардии майор Дончук Василий Иванович стал единственным Героем Советского Союза из состава подразделения (2.11.1944 г. (посмертно)).
Фото 1. Экипаж самолета-разведчика Дуглас А-20 «Бостон» Героя Советского Союза Василия Дончука перед вылетом на боевое задание, аэродром «Африканда», Мурманская область, 1944 г. Слева направо: воздушный стрелок-радист старший сержант Афанасий Константинович Сергеев; воздушный стрелок – старший радист старшина Василий Тимофеевич Кожухов; командир 108 ораэ гвардии майор Василий Иванович Дончук; штурман 108 ораэ старший лейтенант Николай Емельянович Абрамов.
Фото 2. Самолет Дуглас А20 «Бостон» 108-й разведэскадрильи. Комэск Дончук и начштаба майор Семёнов Григорий Семёнович. Аэродром «Африканда». Мурманская область. 3 октября 1944 г.
Книги, в которых рассказывается о В.И. Дончуке
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. [В 2 т.]. Т. 1.
Настоящее двухтомное издание Словаря знакомит читателей с краткими биографиями Героев Советского Союза. Это — первый труд подобного рода, основанный на документальных источниках. Труд разрабатывался Главным управлением кадров и Институтом военной истории Министерства обороны СССР. В нём широко использовались документы и материалы Президиума Верховного Совета СССР, Центрального архива Министерства обороны СССР, Центрального государственного архива Советской Армии и Центрального военно-морского архива. Подбор фотографий осуществлялся Центральным музеем Вооружённых Сил СССР. Большой вклад в создание труда внесли кадровые органы видов Вооружённых Сил и родов войск, другие организации и учреждения. Авторский коллектив использовал также многочисленную историко-документальную и художественно-публицистическую литературу, рассказывающую о жизни и подвигах Героев Советского Союза, изданную в республиках, краях, областях. Изучались материалы периодической печати, статьи самих Героев Советского Союза. В целях более полной достоверности помещённых в труде биографий редакционная коллегия привлекла к их проверке и уточнению краевые, областные, городские и районные военные комиссариаты. Помощь была оказана также местными партийными органами и Советами народных депутатов. Во многих случаях возникала потребность в личных контактах, переписке с Героями Советского Союза, их родными и близкими.
- За чистое небо : Сборник. Книга 3 / Сост.: Минеев, Н. Ф., Ялыгин, М. И. – Л., 1978.
Предлагаемый вниманию читателя сборник «За чистое небо» – третья книга очерков о летчиках – Героях Советского Союза, совершивших незабываемые подвиги в небе Ленинграда.
Очерки сборника написаны людьми разных поколений и профессий журналистами, авиаторами, участниками войны и молодыми людьми. Они различны по стилю, манере изложения, по уровню художественного мастерства. Но объединяет их одна цель – правдиво рассказать читателю о тех, кто, презирая опасность, преодолев неимоверные трудности, совершал подвиги, свято выполнял свой долг по защите Родины.
Книга вышла в канун 60-летия Советских Вооруженных Сил.
- Сорокажердьев, В. Они сражались в Заполярье : Герои Советского союза 1939 – 1945 : боевые биографии. – Мурманск, 2007.
В книге даны биографии Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в ходе Советско-финляндской и Великой Отечественной войн на Карельском фронте и Северном флоте в 1939 – 1945 годах, а также на других фронтах, но принимавших участие в обороне Заполярья.
Книга Владимира Сорокажердьева «Они сражались в Заполярье: Герои Советского Союза» признана лучшим изданием о Российской Армии и Флоте 2008 года.
- Герои Отечественной войны. Василий Иванович Дончук / Издание Политического управления Карельского фронта. – 1944.
- Боевые звёзды киевлян: очерки о Героях Советского Союза — уроженцах Киева и Киевской области / сост.: И. В. Волков, К. Л. Клепик, А. К. Корнилов и др. — 3-е изд., перераб. — Киев, 1983. — 518 с. — (Герои Советского Союза).
- Героям Родины слава! / науч. ред. Гардин, Е. С. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Петрозаводск, 1985.
Справочник с краткими биографическими справками и фотографиями Героев Советского Союза – воинов Карельского фронта. Отдельным разделом выделены справки о Героях Советского Союза – земляках-карельцах. Информация расположена в алфавитном порядке.
- Жирохов, М.А. Воздушная война в Заполярье. 1941 – 1944. – М., 2011. – (На линии фронта. Правда о войне).
Работа историка М.А. Жирохова посвящена противостоянию в небе советского Заполярья – одного из самых сложных в климатическом отношении участков советско-германского фронта в период Великой Отечественной войны. Магнитные бури и полярные ночи, туманы и штормы – в таких условиях пришлось вести боевые действия противоборствующим сторонам. Бои в тундре в 1941 – 1944 гг. – одна из интереснейших страниц в истории воздушных конфликтов. Здесь между лучшими немецкими и советскими асами случались настоящие рыцарские поединки, сравнимые с теми, что происходили в небе над Западным фронтом в годы Первой мировой войны. Советские летчики воевали главным образом на английских и американских истребителях.
Фильм «Герои. История подвига. Василий Дончук»