Прыгунов Александр Васильевич (1907—1943) — командир сапёрной роты 28-го отдельного штурмового инженерно-сапёрного батальона 6-й штурмовой инженерно-саперной бригады 40-й армии Воронежского фронта, старший лейтенант, Герой Советского Союза (1944).
Аудио Книга «За Отчизну, свободу и честь!». Выдержки из статьи Д.А. Царевского «Герой Днепровской переправы»
Родился 12 апреля 1907 г. в пос. Илларионовский Пятигорского отдела Терской области Российской империи (ныне город Минеральные Воды, Ставропольский край) в семье служащего. По окончании учёбы в 1926 г. жил в пос. Красные Баки Костромской области работал учителем физкультуры, одновременно преподавал на курсах ликбеза.
В 1931 г. поступил в Ленинградский институт инженеров коммунального строительства, по окончании которого работал в Ленинабаде, на Балахнинском бумажном комбинате, на Горьковском автозаводе. В мае 1941 г. по комсомольской путёвке А.В. Прыгунов отправился на строительство железной дороги Котлас — Воркута, где его и застало известие о начале Великой Отечественной войны.
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии был призван Усть-Усинским районным военкоматом Коми АССР 2 августа 1941 г. Младший лейтенант А.В. Прыгунов был направлен в инженерные войска. С конца августа 1941 г. командовал сапёрным взводом на Карельском фронте.
В августе 1943 г. сапёрная рота 28-го отдельного штурмового инженерного сапёрного батальона под командованием Прыгунова в ходе Белгородско-Харьковской операции осуществляла инженерное сопровождение частей 163-й стрелковой дивизии.
В ходе начавшегося освобождения Левобережной Украины 6-я штурмовая инженерная сапёрная бригада была придана 40-й армии Воронежского фронта. Перед бригадой была поставлена задача обеспечить форсирование Днепра штурмовыми отрядами 309-й и 68-й гвардейской стрелковых дивизий в северной части букринской излучины в районе с. Балыко-Щучинка.
В ночь на 27 сентября 1943 г. гренадеры роты старшего лейтенанта Прыгунова переправили через Днепр на десяти штатных надувных лодках первые штурмовые отряды и быстро обустроили паромную переправу. Вскоре на правый берег сапёры начали доставлять артиллерийские орудия, боеприпасы и солдат. Враг скоро обнаружил место переправы и открыл по нему яростный артиллерийский и миномётный огонь. Осколками снарядов были повреждены восемь из десяти лодок, но старший лейтенант Прыгунов, организовав ремонт плавсредств, со своими бойцами продолжал самоотверженно работать на переправе на пароме и двух уцелевших лодках. С утра на правом берегу Днепра разгорелось ожесточённое сражение. Исход боёв за удержание плацдарма, позднее получившего название Букринского, зависел не только от стойкости советских воинов, но и от качества снабжения сражавшихся на плацдарме войск. В ночь на 28 сентября 1943 г. сапёрная рота старшего лейтенанта А.В. Прыгунова, несмотря на понесённые потери и нехватку переправочных средств, под обстрелом противника продолжила перебрасывать на правый берег столь необходимые подкрепления и вооружение. Всего за две ночи Александр Васильевич со своими бойцами перевёз через Днепр 17 артиллерийских орудий, 117 ящиков с боеприпасами 557 солдат и офицеров, а также большое количество другого военного имущества. 29 сентября 1943 г. во время переправы старший лейтенант А.В. Прыгунов был смертельно ранен осколком снаряда в грудь. Бойцы вынесли командира на левый берег Днепра, но Александр Васильевич от полученного ранения скончался.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 г. старшему лейтенанту Прыгунову Александру Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Согласно документам Министерства обороны СССР А.В. Прыгунов был похоронен на месте гибели на левом берегу Днепра недалеко от дер. Яшники Переяславского района Киевской области Украинской ССР. Ныне место его захоронения затоплено водами Каневского водохранилища. Данные о переносе захоронения в другое место отсутствуют.
Герой Советского Союза А.В. Прыгунов навечно зачислен в списки воинской части. В г. Нижний Новгород на улице имени Прыгунова установлен бюст Героя.
Герой переправы
Статья в газете «Автозаводец» (1999. – 24 июля. – С. 2)
Александр Васильевич Прыгунов — наш земляк, Герой Советскою Союза.
В семье Прыгуновых было пятеро детей. Жили весело и дружно. Помогали матери по хозяйству, не стеснялись никакой работы. Отец умер рано. Саша остался за старшего. Он работал и учился, занимался спортом, преподавал в школе гимнастику. Мечтал стать строителем. И добился своего: окончил Ленинградский институт коммунального хозяйства. Война застала его на строительстве железной дороги Котлас — Воркута.
Когда летом 43-го под Москвой формировалась саперная часть, ее командир полковник Покровский пригласил к себе офицеров и предложил познакомиться поближе. Первым рассказать о себе пришлось Прыгунову.
Поднялся офицер среднего роста, широкоплечий, аккуратно одетый, с отличной выправкой спортсмена. Выразительные спокойные черты смуглого лица делали его привлекательным. Черные волосы, зачесанные назад, открывали высокий лоб. Серые, широко открытые глаза смотрели твердо и уверенно. Свою исповедь он начал неторопливо и не совсем обычно: «Мне 36 лет. Я еще не женат. Некогда было. Работал и учился. Увлекался работой в комсомоле, спортом. Помогал в ликвидации неграмотности. Когда окончил институт, недолго работал инженером на Горьковском автозаводе. Потянуло на север. Когда началась война, из инженера-строителя превратился в инженера-сапера. Служил в частях Карельского фронта. Терпеливо ждал, когда в Карелии начнутся активные боевые действия, даже фрицев живых не видел. А на Западном фронте воюет мой брат Петр, офицер-зенитчик. Он уже заслужил орден Красного Знамени. Теперь и я жду, когда мне можно будет послужить Родине».
На следующий день старший лейтенант Прыгунов вступил в командование саперной ротой.
В сентябре Александр писал домой: «Вот уже два месяца нахожусь на передовой. Со своими храбрыми солдатами прошел Курскую, Сумскую и сейчас вступил в самую благодатную на всей Украине — Полтавскую область. Фашисты яростно цепляются за землю Украины. Еще бы, ведь она кормила эту жадную фашистскую саранчу…
Ура! Мои родные! Мы мчимся дальше, к великому Днепру. Здесь, на его высоких берегах, мы передышки не дадим врагу».
Перед частью была поставлена задача создать переправы через Днепр. На одном из участков организация переправы была поручена Прыгунову. Вечером, как только стемнело, несколько машин с бойцами и саперным имуществом выехало с потушенными фарами из населенного пункта, где часть делала привал. Ночью машины благополучно достигли намеченного района. Остановились в небольшом лесу на берегу днепровской заводи, к которой вывел проводник. С той стороны, откуда они только что прибыли, глухо доносилась артиллерийская канонада. Для разведки на противоположный берег необходимо было отправиться вплавь. И хотя сам командир и трое бойцов, вернувшись, упали на берег без сил, полученные сведения обнадеживали: противоположный берег фашистами не контролировался, а главное — не был топким. Решено было строить паром для переправы наших десантников и боевой техники. Солдаты вместе с партизанами, которых привел проводник, притащили лодки, бревна и доски, собранные в деревнях и селах. Спустя сутки большой паром был готов.
На следующую ночь началась погрузка первой группы десантников. Паром отошел от берега. На нем был старший лейтенант Прыгунов. Он лично руководил переправой. Вдоль реки немецкий патрульный самолет повесил осветительные бомбы. Медленно двигавшийся, тяжело нагруженный паром был хорошо виден. Вызванные патрульным самолетом бомбардировщики врага легко нашли цель. Началась бомбежка. Паром заметили и береговые батареи немцев. Несмотря на свист пуль, разрывы снарядов, неуклюжий и громоздкий паром совершал один рейс за другим. Прыгунов со своей командой саперов не сходили с него, тут же устраняя появлявшиеся пробоины.
Следующий день переправы, 29 сентября 1943 года, начался беспрерывными атаками немцев на небольшом участке захваченного плацдарма. Однако уже переправившимся накануне десантникам требовалось подкрепление. Бомбежка была яростной. Пробоины в лодках солдаты и саперы затыкали собственной одеждой. Многие из них погибли. Дважды был ранен и старший лейтенант Прыгунов. Одна из ран оказалась смертельной.
30 сентября 1943 года на левом берегу Днепра, у деревни Яшники Киевской области, с воинскими почестями отважный офицер был похоронен.
Фронтовая газета за смелые и решительные действия во время форсирования Днепра назвала Прыгунова «Героем переправы». Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему посмертно звание Героя Советского Союза.
Александр Васильевич Прыгунов был удостоен звания Героя за беспримерный подвиг в Битве за Днепр.
Знакомьтесь с подвигом земляков-участников Битвы за Днепр – Героев Советского Союза:
рядового пехоты 74-й стрелковой дивизии 13-й армии Центрального фронта Бойкова Николая Сафроновича http://unkomi.ru/news/nash-gerojj-3/
автоматчика 163-й стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта Воротынцева Ивана Моисеевича http://unkomi.ru/news/nash-gerojj-7/
старшего сержанта 163-й стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта Гаврилова Ивана Самсоновича http://unkomi.ru/news/nash-gerojj-9/
сержанта 180-й стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта Давидовича Николая Петровича http://unkomi.ru/news/nash-gerojj-14/
красноармейца 465-го стрелкового полка 167-й стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта Лешанова Ивана Петровича http://unkomi.ru/news/nash-gerojj-23/
старшины 1323-го стрелкового полка 415-й стрелковой дивизии 61-й армии Центрального фронта Лобанова Виктора Ивановича http://unkomi.ru/news/nash-gerojj-24/
Справка:
Битва за Днепр (26 августа — 23 декабря 1943 г.) http://unkomi.ru/news/nash-gerojj-23/
Букринский плацдарм — один из плацдармов на западном берегу реки Днепр, в районе Великого Букрина (80 км юго-восточнее Киева), захваченный в сентябре 1943 года войсками Воронежского фронта (ген. армии Н. Ф. Ватутин) в ходе Битвы за Днепр 1943 г. Советским войскам противостояли части северного фланга 8-й полевой армии вермахта.
Захват плацдарма
На участках Днепра между населёнными пунктами Ходоров и Григоровка река делает крутой изгиб, образуя карман в сторону восточного берега небольшой по площади и всего около 10 км. в основании выступа. При этом западный берег имеет большую крутизну, а ширина водной поверхности достигала в 1943 г. 700 метров. По этим причинам немецкое командование считало мало вероятным форсирование наступавшими советскими войсками водной преграды в данном месте и держало на участке относительно небольшие силы.
В ночь с 21 на 22 сентября с востока, тесня отступающие немецкие войска, в район Хоцки вышли передовые части 40-й армии генерала-полковника К.С. Москаленко. Командование Воронежского фронта приняло решение воспользоваться некоторым замешательством немецкого командования и поставило задачу своим войскам форсировать Днепр сходу, используя подручные средства и не дожидаясь подхода инженерных частей фронта.
Уже ночью 22 сентября форсирование реки и захват первых плацдармов происходил сразу на трех участках. Напротив Ходорова и севернее Великого Букрина переправы осуществляли подразделения 23-й гвардейской мотострелковой бригады. В районе сел Зарубинцы (ныне не существует) и Луковица переправлялись группы из бойцов 69-й механизированной бригады. Южнее, в районе Григоровки действовали мотострелки 51-й гвардейской танковой и 22-й гвардейской мотострелковой бригад. Однако днем 22 сентября немцам удалось почти полностью восстановить оборону по правому берегу в районах переправ. В ночь на 23 сентября севернее Григоровки переправу на правый берег начали части 38-й стрелковой дивизии 40-й армии.
Бои за плацдарм
С 23 сентября советские войска вели ожесточённые бои за удержание и расширение плацдарма. Противник подтянул к нему крупные силы (10 дивизий, в т.ч. 5 танковых и 1 моторизованную) и предпринимал контратаки. К 30 сентября Букринский плацдарм составлял 11 км по фронту и до 6 км в глубину. На нём сосредоточились основные силы 27-й и 40-й армий, мотострелковые части 3-й гвардейской танковой армии.
Значение плацдарма
В октябре 1943 года с Букринского плацдарма дважды предпринималось наступление советских войск с целью освобождения Киева, но безуспешно. Вследствие этого решением Ставки ВГК главные усилия 1-го Украинского фронта (до 20 октября — Воронежский фронт) были перенесены с Букринского плацдарма на Лютежский плацдарм, с которого 3 ноября ударная группировка фронта нанесла главный удар в Киевской наступательной операции 1943 г.
С Букринского плацдарма на Лютежский были скрытно переброшены 3-я гвардейская танковая армия и ряд стрелковых и артиллерийских соединений. Оставшиеся на Букринском плацдарме 40-я и 27-я армии 1 ноября 1943 г. перешли в наступление, чем отвлекли на себя значительные силы противника и сыграли большую роль в успехе Киевской наступательной операции и освобождении Киева.
Бои на Букринском плацдарме считаются исследователями наиболее кровопролитными среди всех 23 плацдармов, захваченных советскими войсками на всём протяжении Днепра. Несмотря на то, что первоначальные планы командования на этот плацдарм не оправдались, он сыграл значительную роль в битве за Днепр и освобождении Киева.
Видео «Букринский плацдарм и Днепровская десантная операция 1943 года»
Мемориальный комплекс «Букринский плацдарм»
Мемориальный комплекс расположен на месте высадки бойцов 1-го Украинского фронта при форсировании Днепра осенью 1943 г., на территории бывшего Букринского плацдарма (с. Балыко-Щучинка, Кагарлыкский район, Киевская область, Украина).
Мемориал был открыт в 1985 г., к 40-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне. В состав комплекса входят музей и несколько скульптурных композиций, изображающих сцены боя. Доминирующая фигура – воин со знаменем – символ победы.
Неоценимую роль в захвате и удержании Букринского плацдарма сыграли инженерные части.
Бывший немецкий генерал Ф.Меллентин в полной мере оценил их мастерство:
«Русские навели через Днепр несколько переправ, причем проявили настолько большое искусство в этой области, что сумели построить мосты для переправы войск и лошадей с настилом ниже уровня воды».
Штурмовая инженерно-сапёрная бригада
Штурмовая инженерно-сапёрная бригада / ШИСБР (другое название — «панцирная пехота») – формирование инженерных войск Резерва Верховного Главнокомандования в Красной Армии ВС Союза ССР, существовавшее во время Великой Отечественной войны.
Бригада была предназначена для штурма приспособленных к обороне населённых пунктов и прорыва сильно укреплённых рубежей обороны противника.
В декабре 1943 г. был разработан порядок боевого использования штурмовых соединений. Штурмовые бригады вводили в бой для инженерного обеспечения прорыва укреплённой полосы обороны противника. Они могли успешно выполнять свои задачи только при условии чётко налаженного взаимодействия с обычной пехотой, танками и артиллерией. Поскольку бойцы штурмовых групп не располагали тяжёлым стрелковым оружием и своей артиллерией, то после прорыва им перестали ставить задачи по продолжению наступления в своей полосе, поскольку это всегда оборачивалось значительными потерями, а сразу же отводили в резерв для пополнения и обучения. ШИСБР использовали в разминировании маршрутов перемещения войск, на разминировании местности или на проведении дорожно-мостовых работ.
Первые штурмовые инженерно-сапёрные бригады были сформированы в мае — июле 1943 года. В состав каждой из них входили:
- управление бригады — 40 человек;
- рота управления — 87 человек;
- моторизованная инженерно-разведывательная рота — 101 человек;
- 5 штурмовых инженерно-сапёрных батальонов по 388 человек в каждом;
- легкопереправочный парк — 36 человек.
Общая численность личного состава бригады составляла 2204 человек.
В октябре 1943 года в состав бригады был введён медико-санитарный взвод, численностью 16 человек и рота собак-миноискателей численностью 90 человек и 72 собаки. В 1944 г. роты собак-миноискателей стали выводить из состава бригады.
При переформировании инженерно-сапёрных бригад из них были отчислены все бойцы старше 40 лет, а также ограниченно годные. Главной особенностью оснащения личного состава инженерно-штурмовых бригад, был стальной нагрудник модели СН-42 из тонкой броневой стали, снабжённый сочленённым «передником».
Весной 1944 г. в состав бригад поступили батальоны ранцевых огнемётов РОКС-3. Созданы 5 моторизованных инженерно-сапёрных бригад, имевших меньшую численность, но лучше оснащённых автомобильным транспортом. В 1-ю, 2-ю, 4-ю, 10-ю, а также во 2-ю гвардейскую штурмовую инженерно-сапёрную бригаду были введены инженерно-танковые полки с тралами ПТ-3 (танки Т-34/76, Т-34/85) и полки огнемётных танков ОТ-34, трёхротного состава с общим числом боевых машин 20 в полку.
Всего за время Великой Отечественной войны было создано 20 штурмовых инженерно-сапёрных бригад, которые в боевых операциях показали себя с лучшей стороны и особенно отличились при штурме городов, для чего они, собственно, и предназначались.
Книги, в которых рассказывается о А.В. Прыгунове
- Герои Советского Союза: краткий биографический словарь / составитель И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2. Любов – Ящук.
Настоящее двухтомное издание Словаря знакомит читателей с краткими биографиями Героев Советского Союза. Это — первый труд подобного рода, основанный на документальных источниках. Труд разрабатывался Главным управлением кадров и Институтом военной истории Министерства обороны СССР. В нём широко использовались документы и материалы Президиума Верховного Совета СССР, Центрального архива и Министерства обороны СССР, Центрального государственного архива Советской Армии и Центрального военно-морского архива. Подбор фотографий осуществлялся Центральным музеем Вооружённых Сил СССР. Большой вклад в создание труда внесли кадровые органы видов Вооружённых Сил и родов войск, другие организации и учреждения. Авторский коллектив использовал также многочисленную историко-документальную и художественно-публицистическую литературу, рассказывающую о жизни и подвигах Героев Советского Союза, изданную в республиках, краях, областях. Изучались материалы периодической печати, статьи самих Героев Советского Союза. В целях более полной достоверности помещённых в труде биографий редакционная коллегия привлекла к их проверке и уточнению краевые, областные, городские и районные военные комиссариаты. Помощь была оказана также местными партийными органами и Советами народных депутатов. Во многих случаях возникала потребность в личных контактах, переписке с Героями Советского Союза, их родными и близкими.
- Книга памяти Республики Коми. Т. 12 / составители А. А. Карпов, О. А. Сергичева, Л. Н. Двинская. — Сыктывкар, 2013.
Данное издание – это книга-мемориал, своеобразный памятник участникам Великой Отечественной войны, уроженцам Республики Коми, призванным из Коми, либо жившим в республике после войны. В томá книги вошли имена воинов, погибших в боях, умерших от ран, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Отдельно представлены сведения о фронтовиках, вернувшихся с войны. В состав редколлегии вошли ветераны войны, работники Республиканского, городских и районных военкоматов, муниципальных образований, архивов, музеев, активисты-поисковики.
- Днепр — река героев. Свидетельства всенародного подвига : [сборник] / составители: Н. И. Луцев, П. Я. Добровольский, В. А. Замлинский. – Киев, 1983.
В издании представлены краткие биографические справки о Героях Советского Союза – участниках битвы за Днепр.
- За Отчизну, свободу и честь! Кн. 1. – Горький, 1961.
Книга открывает серию одноименных сборников, рассказывающих о Героях Советского Союза – горьковчанах. Авторы очерков – горьковские журналисты, краеведы, члены военно-научного общества при Горьковском гарнизонном Доме офицеров.
- Навечно в строю. Альбом. Вып. 2. – М., 1973.
Военное издательство Министерства обороны СССР продолжает издание альбома «Навечно в строю». Второй его выпуск, как и первый, вышедший в свет в 1971 г., рассказывает о воинах, чьи имена занесены навечно в списки частей, кораблей, военно-учебных заведений приказами Министра обороны СССР, изданными в период с 1964 по 1971 гг.
В альбом включены портрет каждого из героев, краткий очерк о совершенном им подвиге, сведения о времени и месте его рождения, национальности и партийной принадлежности. Во втором выпуске альбома помещены материалы о 154 героях.
- Фотолетопись Республики Коми. Книга первая. 1921 – 1970 годы. – Сыктывкар, 2011.
- Тюльников Л. К., Басович Я. И. Герои Советского Союза – горьковчане. – Горький, 1981.
Книга-справочник о горьковчанах, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, написана участниками Великой Отечественной войны. В книге даются биографические справки, описание подвига, портрет каждого героя и указываются литературные источники.
- Герои Советского Союза – воины инженерных войск. Книга вторая. – Л., 1984.
В сборнике, выпущенном военно-историческим ордена Красной Звезды музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи, помещены краткие биографические очерки о воинах инженерных войск, удостоенных звания Героя Советского союза. Собранный научными сотрудниками отдела истории инженерных войск большой фактический материал позволил рассказать о жизненном и боевом пути героев, представляющих все рода войск и виды Вооруженных Сил СССР.
- Гриценко В. Б. История земли Минераловодской. – Мин. Воды, 1998.
Книга написана к 120-летию г. Минеральные Воды. В ней освещается история города со дня основания до наших дней, история возникновения и развития основных транспортных и промышленных предприятий, населённых пунктов Минераловодского района. В книге много рассказывается о людях, проживавших и ныне живущих в городе и районе.
- Кобылкин А. П. Золотое созвездие. – Мин. Воды, 2000.
- Ставропольцы в Великой Отечественной войне. – Ставрополь, 1995. В книге воссозданы героические и трагические страницы истории Великой Отечественной войны, рассказывается о том, как сражались против немецко-фашистских захватчиков на фронтах и в партизанских отрядах, самоотверженно работали в тылу, преодолевая трудности военного времени, ставропольцы. Книга написана на основе исторических документов и материалов, хранящихся в фондах центральных и местных архивов, справочных и мемуарных изданий, публикаций центральных и краевых газет за годы войны, а также личных документов и воспоминаний многих ветеранов войны.