Кириллов Михаил Михайлович (1911 – 1984) — штурман 22-го гвардейского авиационного полка, 337-го авиационного полка Дальнего Действия, гвардии майор авиации, Герой Советского Союза (1944).
Родился 13 ноября 1911 г. в Москве. Но с 1917 г. семья проживала на станции Уваровка (ныне — Можайский район Московской области).
По окончании семи классов школы М.М. Кириллов поступил в машиностроительный техникум, который не окончил по семейным обстоятельствам. Работал техником на машиностроительном заводе в Москве, мечтал об авиации. Когда на заводе предложили учиться на курсах летнабов, согласился, полагая, что потом будет больше возможностей для поступления в школу пилотов.
В 1931 г. М.М. Кириллов провел первую в своей жизни самостоятельную аэрофотосъемку. В Казахстане, в Карагандинском угольном бассейне, начиналась большая стройка и срочно требовались карты. Там аэросъемщики работали на самолете Ю‑21 фирмы «Юнкерс». С окончанием сезона М.М. Кириллова откомандировали в Астрахань — срочно доучиваться и тренироваться на новой фотоаппаратуре.
Весной 1932 г. М.М. Кириллов, сдав свой последний экзамен в школе летнабов, уехал работать на Дальний Восток. Город Свободный, поселок Норский Склад — здесь формировалась одна из главных опорных баз изыскателей Байкало-Амурской магистрали. М.М. Кириллов занимался контурной аэросъемкой и авиарекогносцировкой верховьев реки Селемджи, летал над первыми палатками и бараками будущего Комсомольска-на-Амуре. Потом были съемки над хребтом Сихотэ-Алинь, полеты над болотами.
В 1934 г. М.М. Кириллова призвали в армию. В 1934–1936 гг. он служил подводником на Тихоокеанском флоте.
После завершения службы М.М. Кириллов вернулся в авиацию. Он делал съемки для землеустройства в районах Поволжья, Приуралья и Средней Азии. В 1938 г. окончил Тамбовскую школу летчиков Гражданского воздушного флота, после чего работал пилотом 208-го отряда ГВФ в Челябинске, а затем вернулся на БАМ, где была организована изыскательская авиагруппа Бюро аэросъемки Бамтранспроекта. М.М. Кириллову, учитывая его опыт, доверили обучать молодых специалистов.
В 1939 г. не только авиагруппа, но и вся контора БАМтранспроекта была передана в распоряжение ГУЛЖДС НКВД и стала именоваться «БАМпроект ГУЛЖДС». А авиаэскадрилья, которая работала на обслуживании проекта, осталась в истории как «бамовская». В этой эскадрилье служили будущие Герои Советского Союза В.А. Борисов и В.И. Дончук. Они летали над горами, в зонах магнитной аномалии практически без полетных карт, зачастую не имея даже отметок высоты перевалов, без радиомаяков, при очень редкой сети метеонаблюдений, на низкосортном горючем. Ночные полеты при плохой радиосвязи, без специального оборудования, посадки в туман и в темное время суток — все это сделало «бамовцев» поистине непревзойденными мастерами своего дела.
Вместе с летчиками-«бамовцами» М.М. Кириллов работал на изысканиях новых железнодорожных линий Братск — Усть-Кут и Югорский Шар — Воркута. Эта линия, которая давала самый короткий путь для вывоза воркутинского угля к Баренцеву морю и далее в направлении Мурманска и Архангельска, никогда не была построена, но в биографии М.М. Кириллова Воркута осталась как часть его жизни.
Великая Отечественная война застала М.М. Кириллова в салехардской экспедиции на реке Усе. Он, как и все «бамовские» пилоты, штурманы, бортмеханики, радисты, стал рваться в действующую армию. Их не призывали — в тылу были нужны аэрофотосъемщики. М.М. Кириллов решил готовить себе в экспедиции замену. Продолжал обращаться с рапортами в высшие инстанции.
В армию его призвали только в августе 1942 г., зачислив штурманом корабля 747-го авиационного полка, базировавшегося на одном из подмосковных аэродромов. Нужно было набираться опыта. М.М. Кириллов понимал, что боевой вылет на бомбежку — не мирный полет на аэрофотосъемку. Но за плечами у него были съемки тысячеверстных таежных и горных регионов Воркуты и Салехарда, Дудинки и Туруханска, Магадана и Верхоянска, Вилюйска и Олёкминска, Тикси и Диксона. Такая жизненная школа не проходит бесследно.
Первый боевой вылет Кириллов совершил в составе экипажа лётчика Боленко на самолёте Ер-2. С ним он сделал 5 боевых вылетов. Наносил бомбовые удары по скоплениям фашистских войск в районе Смоленска.
В конце декабря 1942 года он вошёл в экипаж лейтенанта Черноморца, и они получили новую машину – Ил-4. На ней бомбили танковые колонны противника в районе Вязьмы, Брянска и Орла. Кириллов смело и грамотно выполнял навигаторские и бомбардирские обязанности.
В 1943 году боевые вылеты участились. Кириллов бомбил вражеские объекты в районе Пскова и Ленинграда, Курска и Белгорода, Невеля и Великих Лук, Могилёва и Гомеля. Когда же готовились нанести бомбовый удар по станции Дно, лётчики и штурманы на вопрос: «Как дела?» – в шутку отвечали: «Всё в порядке. Идём на Дно!»
Однажды штурман эскадрильи Кириллов в составе экипажа лётчика Дворникова вылетел на бомбёжку огневых позиций тяжёлых орудий, из которых обстреливался Ленинград. «Берты» тщательно маскировались, прикрывались зенитной артиллерией, прожекторами, радиолокационными станциями орудийной наводки. К линии фронта шли на малой высоте. И только перед целью самолёт резко набрал высоту и, часто меняя направление, нанёс по гитлеровским «бертам» мощный бомбовый удар. В тот же момент заговорили зенитки. Показались 2 «мессершмитта». Одного из них в упорном воздушном бою сбил очередью стрелок Лежебоков, второй убрался восвояси. На обратном пути «завернули» на Дно, и штурман Кириллов произвёл точное бомбометание.
На фронте «бамовский» опыт сослужил хорошую службу штурману М. М. Кириллову. Он выполнял специальные задания в исключительно сложных метеоусловиях: 10-балльная, многослойная облачность высотой 1000–1500 метров при видимости 1–2 километра, дожди и грозы. Были случаи, когда гвардии майор Кириллов по 3–4 часа летал в облаках или за облаками, не видя земных точных ориентиров, и всегда выводил самолет на цель, сбрасывал груз на установленные сигналы.
К августу 1944 года Кириллов имел звание капитана и возглавлял штурманскую службу авиационного полка. В этом году он летал над пылающими руинами Минска, бомбить фашистские войска в Прибалтике, взрывать военные объекты в хортистской Венгрии, сбрасывать оружие и боеприпасы партизанам Югославии. Параллельно с ведением боевой работы гвардии майор М.М. Кириллов подготовил 15 молодых штурманов.
5 ноября 1944 года штурман Кириллов вёл свой полк на столицу фашистской Германии Берлин. Шли над морем до траверза Штеттина (Щецин, Польша), потом резко свернули на юг. В бесконечных зенитных разрывах зашли на цель. Кириллов, а за ним и другие штурманы, сбросил свою порцию смертоносного груза на фашистское логово. По прибытию на свой аэродром он попал в крепкие объятия товарищей. В этот день вышел Указ о присвоении М.М. Кириллову звания Героя Советского Союза.
Выдержка из наградного листа гвардии майора М.М. Кириллова:
«Штурман 1-го класса в действующей Красной Армии с августа м-ца 1942 г. по июнь 1944 г. в составе 22 Гв. АП ДД, с июня 1944 г. — штурман 337 АП ДД. В боях против немецких захватчиков лично совершил 165 боевых вылетов ночью в системе АДД, имеет общий налет 4507 часов, из них ночью 1005 и днем 3502 часа.
Из общего количества 165 боевых вылетов сделал на самолете Ер‑2 32 вылета и на самолете Б‑25133 вылета. В должности штурмана полка гвардии майор Кириллов с марта месяца 1944 г. произвел 60 ночных боевых вылетов.
После последнего награждения 14 апреля 1944 г. совершил 55 боевых вылетов, из них отлично выполненных в интересах Югославской Народно-Освободительной Армии — 46 вылетов».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 г. за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии майор Михаил Михайлович Кириллов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 5284. Высокая награда была вручена летчику М.М. Кириллову в Москве председателем Президиума Верховного Совета СССР М.В. Калининым.
Вернувшись в полк, Кириллов продолжил боевые вылеты и сражался до самого конца войны, которую закончил в городе, который бомбил – Берлине.
За годы войны воевал в составе 22-го гвардейского авиационного полка 5-й гвардейской авиадивизии 4-го гвардейского авиакорпуса Дальнего Действия; 347-го авиационного полка Дальнего Действия; 251-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка.
Майор М.М. Кириллов был уволен в запас в 1946 г. Работал в полярной авиации, делал аэрофотосъемку шестого континента — Антарктиды, Южного и Северного полюсов.
После ухода из авиации Герой Советского Союза М.М. Кириллов жил в Москве. Работал в системе МВД СССР.
Помимо Звезды Героя награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За боевые заслуги», другими медалями, югославским орденом «Партизанская звезда» I степени.
Скончался 15 марта 1984 г., похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы. Постановлением правительства Москвы от 12 марта 1996 г. захоронение М.М. Кириллова утверждено в статусе памятников истории воинских захоронений на кладбищах города Москвы. Имя Героя Советского Союза Михаила Михайловича Кириллова увековечено на стеле «Герои Советского Союза» в мемориальном комплексе героям Великой Отечественной войны в Можайске.
Справка:
5-я Гвардейская «Гомельская» авиационная дивизия Дальнего Действия
Выделена 5 июля 1943 года на основании Директивы Генерального Штаба №135565 от 19 июня 1943 года из 4-й Гвардейской авиационной дивизии Дальнего Действия.
В составе действующей армии – с 5 июля 1943 года по 26 декабря 1944 года. (541 день).
В составе объединений – с 5 июля 1943 года по 26 декабря 1944 года – в составе Авиации Дальнего Действия.
В составе корпусов – с 5 июля 1943 года по 26 декабря 1944 года – в составе 4-го Гвардейского Авиационного Корпуса Дальнего Действия.
Состав дивизии:
14-й Гвардейский авиационный полк Дальнего Действия – с 5 июля 1943 года по 26 декабря 1944 года. Переименован в 14-й Гвардейский «Смоленский» Краснознамённый бомбардировочный авиационный полк.
22-й Гвардейский авиационный полк Дальнего Действия – с 5 июля 1943 года по 26 декабря 1944 года. Переименован в 238-й Гвардейский «Севастопольский» бомбардировочный авиационный полк.
337-й авиационный полк Дальнего Действия – с 17 июня 1944 года по 5 ноября 1944 года. Приказом НКО №0361 переименован в 35-й Гвардейский авиационный полк Дальнего Действия.
35-й Гвардейский авиационный полк Дальнего Действия – с 5 ноября 1944 года по 26 декабря 1944 года. Переименован в 251-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк.
Командование дивизии:
Подполковник (с 13 марта 1944 года полковник) Тимашев Павел Емельянович – с 3 июля 1943 года по 1 августа 1944 года.
Полковник Кондратьев Павел Иванович – с 14 марта 1944 года по 16 ноября 1944 года. Погиб.
Полковник Ульяновский Сергей Алексеевич – с 20 ноября 1944 года по 26 декабря 1944 года. Убыл на должность командира 15-й Гвардейской «Гомельской» бомбардировочной авиационной дивизии.
Участие в операциях и битвах:
Белгородско-Харьковская операция «Румянцев» – с 3 августа 1943 года по 23 августа 1943 года.
Духовщинско-Демидовская операция – с 13 августа 1943 года по 2 октября 1943 года.
Гомельско-Речицкая операция – с 10 ноября 1943 года по 30 ноября 1943 года.
Воздушная операция против Финляндии – с 26 февраля 1944 года по 27 февраля 1944 года.
Крымская операция – с 8 апреля 1944 года по 12 мая 1944 года.
Львовско-Сандомирская операция – с 13 июля 1944 года по 29 августа 1944 года.
Ясско-Кишеневская операция – с 20 августа 1944 года по 29 августа 1944 года.
Присвоение Гвардейских званий:
Приказом НКО №0361 от 5 ноября 1944 года 337-й авиационный полк Дальнего Действия переименован в 35-й Гвардейский авиационный полк Дальнего Действия.
Почетные наименования:
Приказом ВГК №25 от 25 сентября 1943 года 14-му Гвардейскому авиационному полку Дальнего Действия присвоено почётное наименование «Смоленский».
Приказом НКО №0137 от 27мая 1944 года 5-й Гвардейской авиационной дивизии Дальнего Действия присвоено почётное наименование «Гомельская».
Приказом НКО №0137 от 27мая 1944 года 22-му Гвардейскому авиационному полку Дальнего Действия присвоено почётное наименование «Севастопольский».
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР 14-й Гвардейский «Смоленский» авиационный полк Дальнего Действия награжден орденом «Боевого Красного Знамени».
В ряду девяти Героев Советского Союза 5-й Гвардейской авиационной дивизии Дальнего Действия стоит имя майора Михаила Михайловича Кириллова, штурмана 337-го авиационного полка Дальнего Действия 5-й Гвардейской авиационной дивизии Дальнего Действия 4-го Гвардейского Авиационного Корпуса Дальнего Действия Авиации Дальнего Действия, удостоенного звания Герой Советского Союза 5 ноября 1944 года. Золотая Звезда №5284.
337-й авиационный полк Дальнего Действия
337-й авиационный полк Дальнего Действия начал формироваться в марте 1944 года.
Нахождение в строю – с марта 1944 года по 5 ноября 1944 года.
В составе действующей армии – с 17 июня 1944 года по 5 ноября 1944 года (142 дня).
В составе объединений – с марта 1944 года по 5 ноября 1944 года – в составе Авиации Дальнего Действия.
В составе корпусов – с марта 1944 года по 5 ноября 1944 года – в составе 4-го Гвардейского Авиационного Корпуса Дальнего Действия.
В составе дивизии – с марта 1944 года по 5 ноября 1944 года – в составе 5-й Гвардейской авиационной дивизии Дальнего Действия.
Командование полка:
Гвардии майор (подполковник), Герой Советского Союза Драгомирецкий Владимир Порфирьевич – с 13 марта 1944 года по 5 ноября 1944 года. Назначен на должность командира 35-го Гвардейского авиационного полка Дальнего Действия.
Участие в операциях и битвах:
Львовско-Сандомирская операция – с 13 июля 1944 года по 29 августа 1944 года.
Ясско-Кишеневская операция – с 20 августа 1944 года по 29 августа 1944 года.
Объявлены благодарности:
Приказом ВГК №118 от 25 июня 1944 года за прорыв сильно укрепленной обороны немцев, прикрывающей Бобруйское направление.
Приказом ВГК №128 от 3 июля 1944 года за овладение городом Минск.
Приказом ВГК №157 от 28 июля 1944 года за овладение городом Брест.
В числе четырех Героев Советского Союза 337-й авиационный полк Дальнего Действия стоит имя майора Михаила Михайловича Кириллова, штурмана 337-го авиационного полка Дальнего Действия 5-й Гвардейской авиационной дивизии Дальнего Действия 4-го Гвардейского Авиационного Корпуса Дальнего Действия Авиации Дальнего Действия, удостоенного звания Герой Советского Союза 5 ноября 1944 года. Золотая Звезда №5284.
М.М. Кириллов числится в списке награждённых полка орденом Ленина согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года.
Книги, в которых рассказывается о М.М. Кириллове
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с.
Настоящее двухтомное издание Словаря знакомит читателей с краткими биографиями Героев Советского Союза. Это — первый труд подобного рода, основанный на документальных источниках. Труд разрабатывался Главным управлением кадров и Институтом военной истории Министерства обороны СССР. В нём широко использовались документы и материалы Президиума Верховного Совета СССР, Центрального архива Министерства обороны СССР, Центрального государственного архива Советской Армии и Центрального военно-морского архива. Подбор фотографий осуществлялся Центральным музеем Вооружённых Сил СССР. Большой вклад в создание труда внесли кадровые органы видов Вооружённых Сил и родов войск, другие организации и учреждения. Авторский коллектив использовал также многочисленную историко-документальную и художественно-публицистическую литературу, рассказывающую о жизни и подвигах Героев Советского Союза, изданную в республиках, краях, областях. Изучались материалы периодической печати, статьи самих Героев Советского Союза. В целях более полной достоверности помещённых в труде биографий редакционная коллегия привлекла к их проверке и уточнению краевые, областные, городские и районные военные комиссариаты. Помощь была оказана также местными партийными органами и Советами народных депутатов. Во многих случаях возникала потребность в личных контактах, переписке с Героями Советского Союза, их родными и близкими.
_____________________________________________________________________________________
- Герои огненных лет. Книга 7. – М.: Московский рабочий, 1984.
Книгу составляют очерки о подвигах Героев Советского Союза, родившихся или длительное время живших в Москве и ушедших отсюда на фронт. Подготовлена Институтом истории СССР Академии наук СССР, Институтом военной истории Министерства обороны СССР и Институтом истории партии МГК и МК КПСС.
_____________________________________________________________________________________
- Воркута в годы Великой Отечественной войны 1941–1945.- Пермь: Типография «Астер Плюс», 2021. - С. 88 – 92.
В сборнике представлены материалы с рассказом о жизни Воркуты и Печорского угольного бассейна в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. На основании музейных коллекций и информационно-справочных материалов учреждений культуры города повествуется о важнейших социально-экономических, производственных и культурных событиях жизни в регионе в военную пору. Отдельными блоками представлены биографические материалы о судьбах участников войны — Героях Советского Союза и полных кавалерах ордена Славы, чья жизнь и деятельность были связаны с нашим заполярным городом.
Представлены фотоматериалы о памятных и мемориальных местах Воркуты, посвященных героям и событиям Великой Отечественной войны.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей города Воркуты.
Выдержка из статьи «Кириллов Михаил Михайлович»:
Имя Героя Советского Союза Михаила Михайловича Кириллова появилось в ратной истории Воркуты совсем недавно. Сотрудники городской библиотеки, работая с материалами о Великой Отечественной войне, в статье В. Бутова «Далекое — близкое» в газете «Заполярье» от 26 сентября 1979 г. прочитали о его встрече в Москве с Героем Советского Союза М.М. Кирилловым. Василий Григорьевич Бутов — бывший военный летчик, работник Воркутинского авиапредприятия, долгие годы вел поиск неизвестных страниц истории развития авиации на Крайнем Севере, находил свидетелей тех далеких героических событий. Им были собраны сотни редких фотографий, газет, личных вещей, принадлежавших летчикам-полярникам. Эта заметка стала отправной точкой для дальнейшего исследования.
М.М. Кириллова можно назвать «Всесоюзным Героем Советского Союза» — он работал в разных уголках нашей родины и «своим» героем его могут считать многие города важнейших районов страны: Поволжье, Зауралье, Казахстан, Каракумы, Кызылкум, Мангышлак, Западная и Восточная Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток, Заполярье, Крайний Север. Все эти территории попали на пленку аэрофотосъемщика М.М. Кириллова.
_____________________________________________________________________________________
- Голованов А. Е. Дальняя бомбардировочная… Воспоминания Главного маршала авиации. 1941 – 1945. – М., 2008. – 591 с.
Мемуары Главного маршала авиации А. Е. Голованова (1904—1975) приходят к читателю последними из мемуаров полководцев Великой Отечественной войны. Лишь сейчас книга командующего Авиации дальнего действия издается в истинном виде и в полном объеме. Все авторские оценки и детали восстановлены по рукописи. Судьба автора исключительна: необычайно яркий взлет в годы войны и необычайно долгое и глухое замалчивание в последующие времена. Причина опалы заключалась прежде всего в том, что деятельность АДД была подчинена непосредственно И. В. Сталину, о котором А. Е. Голованов много пишет в своей книге. Увлекательно и живо рассказывает Главный маршал о самоотверженных полетах экипажей бомбардировщиков, о становлении наступательного рода авиации Советских ВВС, о многих драматических эпизодах на фронтах и в Ставке, участником и свидетелем которых был.
Книга А. Е. Голованова, несомненно, входит в золотой фонд российской военной мемуаристики.
Упоминания о М.М. Кириллове см. Голованов А. Е. Дальняя бомбардировочная… М., 2008. С. 519, 528.
_____________________________________________________________________________________
- Сапёров, В. И. Герои Дальней авиации. – М., 2023 . – 496 с.
Военный летчик — профессия опасная, почетная и окутанная ореолом романтической славы. Но даже в среде авиаторов есть особая каста — это пилоты Дальней авиации. Длинная рука наших армий, огненный меч возмездия над головами врагов и надежный щит государства.
С начала XX века летчики Дальней авиации мужественно несли службу, героически сражаясь на фронтах двух мировых войн и массы локальных конфликтов, а также испытывая новейшие образцы авиационной техники.
В этой книге читатель найдет подлинные истории этих мужественных людей, своим трудом на благо Отечества заслуживших высокие награды и ставших настоящими Героями.