Ассоциация детских общественных объединений Республики Коми и Юношеская библиотека Республики Коми в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне запускают проект «Улица Победителей».
Данный проект реализуется в рамках республиканской патриотической акции «Обелиск памяти». В течении года мы будем рассказывать об улицах, площадях, парках, которые носят имена героев войны.
Материалы размещены на сайте Юношеской библиотеки Республики Коми – Интерактивная карта «Обелиск памяти» .
Информация для интерактивной карты была собрана школьниками, членами детских и молодежных общественных объединений республики. Имя героя, о котором пойдет речь, можно увидеть и на страницах виртуальной выставки Галерея памяти.
Наш рассказ мы начнем с улиц северного города Воркуты.
УЛИЦА ДОНЧУКА
Расположена в центральном районе г. Воркуты.
Улица застроена пятиэтажными домами в период с 1975 по 1990 гг. На карте г. Воркуты 1986 г. эта улица не подписана, зато видна её застройка. Улица Дончука – одна из привлекательных для проживания воркутинских улиц благодаря удачному географическому положению – центр города, городской рынок, площадь Металлистов (где находится главная пригородная остановка города Воркуты), городской парк находится в шаговой доступности.
Застройка улицы Дончука началась в 1960 гг. Сначала построили двухэтажные бараки, затем пятиэтажные дома старой планировки. В 1980 гг. построили дома новой планировки. Начиная с 2010 г. старые двухэтажные бараки были снесены в рамках программы по переселению людей из ветхого жилья.
Улица начинается от улицы Ломоносова недалеко от главпочтамта. Далее пересекает улицы Парковая, Ленинградская. Возле улицы находятся Пионерский парк и Малый Воркутинский овраг, через который протекает ручей, который в районе города запечатан в трубу. Улица Дончука заканчивается в районе улицы Дорожная. Вся улица находится в спальном районе, поэтому движение по ней ограничено до 20 км/ч.
По улице Дончука проезжает частный транспорт и такси. Вся улица находится в дворовой зоне.
На доме №8 по ул. Дончука находится мемориальная доска, посвящённая Герою Советского Союза, советскому офицеру гвардии майору, лётчику истребителя Василию Ивановичу Дончуку (1910 – 1944).
В Воркуте помимо улицы именем В.И. Дончука названа одна из школ, памяти Героя посвящены две мемориальных доски.
В районе пересечения улицы Дончука с улицей Ленинградской единственный в республике Коми подземный пешеходный переход.
Информация о мемориальных досках в городе Воркута:
Первая мемориальная доска Установлена в 1971 г. на здании «Аэропорт Воркута» по ул. Авиационной, 58.
Краткое описание объекта: материал – мрамор, архитектор – Пылаев И.В.
Текст надписи: «Дончук Василий Иванович (1910-1944), летчик гражданской авиации; ушел добровольцем на защиту Родины из нашего города. Погиб на Карельском фронте. За проявленные мужество и героизм гвардии майор В.И. Дончук удостоен звания Героя Советского Союза».
Вторая мемориальная доска установлена в 1976 г. на жилом доме №8, расположенном на улице имени Василия Дончука.
Краткое описание объекта: материал – мрамор, металл. Размер 80 х 60 см., архитектор – И.В. Пылаев.
Текст надписи: «Улица названа в память летчика Василия Ивановича Дончука (1910-1944), героя Советского Союза, павшего в боях с фашистскими захватчиками при защите Родины».
Василий Иванович Дончук
(10 декабря 1910 — 21 октября 1944)
Участник Великой Отечественной войны, военный лётчик, гвардии майор, Герой Советского Союза (2 ноября 1944 года, посмертно).
Родился в Киеве в семье бывшего волынского крестьянина Ивана Дончука, работавшего смотрителем здания и столяром при Первой киевской гимназии.
По окончании школы ФЗУ, где получил профессию токаря по металлу, поступил на Сталинградский тракторный завод, где проработал два года. Окончил Ейское авиационное училище, после чего служил в Московском военном округе, быстро поднявшись в должности до начальника лётной части.
С 1935 г. работал начальником лётной части и лётчиком-инструктором в аэроклубе Хабаровска, с 1936 г. — на Камчатке в качестве пилота Акционерного Камчатского общества.
Службу проходил с 1937 г. и в 1938 г. принял участие в боевых действиях на озере Хасан.
Возглавлял авиаотряд при управлении лагерями железнодорожного строительства «БАМпроект». Весной 1941 г. направлен в Воркуту командиром отдельного авиаотряда специальной авиационной группы. Отряд Дончука базировался в Абези, откуда совершались вылеты над побережьем Северного Ледовитого океана и проливом Югорский Шар, в основном по доставке грузов и ледовой разведке, а также спасательные операции.
После начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 г., Дончук запросил перевод во фронтовую авиацию, однако по распоряжению командования оставался в Заполярье почти до конца года. С ноября 1941 г. — на фронте, пилотом Северной особой авиационной группы Гражданского воздушного флота (затем Карело-Финской особой авиагруппы ГВФ).
На самолёте П-5, который Дончук со своим бортмехаником Владимиром Лосевым привёл из Заполярья, он осуществлял вылеты за линию фронта, доставляя боеприпасы партизанам и вывозя их раненых и военные донесения, а также обеспечивая доставку в тыл противника разведывательных и диверсионных групп.
В феврале 1942 г. по инициативе Дончука самолёты П-5 были переоснащены как лёгкие бомбардировщики — на них были установлены подкрыльные бомбодержатели для двух авиабомб. Совершив к маю 1942 года 94 боевых вылета, Дончук был награждён орденом Красной Звезды с присвоением звания капитана, после чего был назначен командиром 1-го авиаотряда Карело-Финской особой авиагруппы.
21 сентября 1942 г. Дончук на дооборудованном пассажирском Ли-2 участвовал в бомбардировке финского города Оулу, в его окрестностях также высадив десант. В январе 1943 г. за 190 боевых вылетов, включая 29 ночных в глубокий тыл противника, он был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, а от Центрального штаба партизанского движения — медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
Однако Дончук не оставлял мечты о переходе в боевую авиацию и в итоге был отправлен на доподготовку как пилот бомбардировщиков Douglas A-20 «Бостон». В ноябре 1943 года он был назначен командиром эскадрильи 114-го Краснознаменного гвардейского ближнебомбардировочного полка 7-й воздушной армии Карельского фронта. В новой должности участвовал в бомбардировках скоплений войск и стратегических объектов, в особенности аэродромов, прославившись умением находить замаскированные вражеские взлётно-посадочные полосы.
В апреле 1944 года награждён орденом Красного Знамени.
С мая 1944 г. — командир 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й воздушной армии, которую принял после больших потерь, когда в ней оставались лишь три экипажа. Дончук сумел восстановить эскадрилью, смешивая экипажи так, чтобы опытные пилоты летали с начинающими штурманами и наоборот; особое внимание он уделял бесперебойной работе наземных служб и своевременной переброске техники на новые аэродромы.
Воздушная разведка, осуществляемая Дончуком и его эскадрильей, позволила 7-й воздушной армии уничтожить и вывести из строя более 150 самолётов на вражеских аэродромах. На самые трудные задания в дни Свирско-Петрозаводской операции командир эскадрильи вылетал лично. В июле 1944 г. Дончук был награждён вторым орденом Красного Знамени и получил звание гвардии майора.
После начала Петсамо-Киркенесской операции Дончук сам, пилотируя транспортный самолёт, перевозил на новые аэродромы наиболее важное наземное оборудование, обеспечивая максимально быструю подготовку боевой части эскадрильи к вылетам. 21 октября 1944 г. Дончук со своим экипажем взял на себя выполнение разведывательного полёта в район Киркенеса (Северная Норвегия), где шли тяжёлые бои. В процессе вылета экипаж несколько раз выходил на связь, сообщая о передвижениях и скоплениях войск противника у Киркенеса, но последние сообщения были связаны с повреждением правого мотора и атакой немецких истребителей. После этого связь прервалась. На базу экипаж не вернулся.
В 2014 г. в печати со ссылкой на норвежского историка Михаэля Стокке появилась информация об окончании этого вылета. Согласно Стокке и его соотечественнику-исследователю Руне Раутио, самолёт, прошедший маршрутом Ивало — Инари — Карасйок — Лаксэльв — Киркенес, мог быть подбит над коммуной Нессебю в Норвегии; местные жители наблюдали, как горящий самолёт упал в воды близлежащего фьорда неподалёку от берега. Вероятно, самолёт до сих пор лежит на дне фьорда на глубине 40—70 метров.
К моменту гибели Николай Дончук совершил 270 вылетов на дальнюю разведку выброску десанта и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций и промышленных объектов. Совершил 5 посадок в тылу врага. Общий налет составил 5 тысяч часов на 14 разных моделях самолетов.
2 ноября 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР майору Василию Ивановичу Дончуку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
*** Друзья, вы можете стать соавторами интерактивной карты «Обелиск памяти».
Отправляйте на электронный адрес Юношеской библиотеки Республики Коми (mio_krub@bk.ru) интересные материалы, сведения о памятниках, мемориальных досках, обелисках, установленных в Республике Коми, а также об участниках Великой Отечественной войны.
Ваша информация станет важным вкладом в увековечении светлой памяти всех наших фронтовиков!
Информацию о героях, фронтовиках также можно посмотреть в группе Герой нашего времени