Студенты-первокурсники Сыктывкарского колледжа сервиса и связи посетили Цикл мероприятий, посвященных творчеству русского поэта Федора Тютчева.
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И … поединок роковой.
В этих строках из стихотворения «Предопределение», написанным поэтом уже в зрелые годы (48 лет), содержится целая философия и житейское убеждение самого автора. Он всю жизнь искал для себя «союз души с душой родной», хорошо познал тот самый «поединок роковой», который не только приносил влюбленным блаженство, но и ускорял приближение неизбежного конца… Все любовные потрясения, отзываясь в душе Тютчева, побуждали его к созданию прекраснейших произведений, целых циклов любовной лирики.
Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Он происходил из старинного дворянского рода. Родился в селе Овстуг той самой Орловской губернии, которая дала России так много поэтов. Случилось это 5 декабря по новому стилю 1803 года. В этом году мы отмечаем 205-летие со дня рождения поэта.
По свидетельствам современников, «поэт любил любовь». Четыре стихии владели душою и жизнью Тютчева: политика, любовь, природа, поэзия…
Сегодня мы будем говорить о любовной лирике поэта: «Жизни блаженство в одной лишь любви». Тютчеву в момент написания этой строки было 67 лет! И фраза эта в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение.
Хочется надеяться, что наша поэтическая история приблизила гостей Литературной гостиной к постижению любовной лирики Тютчева.
1823 год. Мюнхен. Бал. 20-летний Тютчев увидел юную 15-тилетнюю красавицу и почувствовал себя влюбленным. Звали её Амалия. Графиня Амалия фон Леркенфельд.
Она была двоюродной сестрой будущей императрицы России Александры Федоровны, жены Николая I. Отец Амалии в 30-х годах был баварским посланником в Петербурге. Молодые люди понравились друг другу. Они совершали частые прогулки по улицам Мюнхена.
Свое первое стихотворение о любви Тютчев посвятил Амалии.
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень. (1836)
Студенты Колледжа знают и любят творчество Федора Тютчева. На встрече они читали стихотворения поэта, посвященные любимым женщинам:
первой любви – Графине Амалии фон Леркенфельд – “Я помню время золотое”.
Прозвучали стихи, посвященные Элеоноре Петерсон (первой жене поэта) –
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Второй жене Эрнестине Дёрнберг (урожденной Пфеффель, внучатой племянницей известного немецкого баснописца Карла Пфеффеля) –
Так здесь-то суждено нам было
Сказать последнее прости…
Прости всему, чем сердце жило –
Что, жизнь твою убив, ее испепелило
В твоей измученной груди!.. .
Стихотворения о последней любви поэта к Елене Александровне Денисьевой
Не раз ты слышала признанье:
“Не стою я любви твоей”.
Пускай мое она созданье –
Но как я беден перед ней…
Одно из знаменитейших стихотворений
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Прозвучали романсы в исполнении великого русского тенора Козловского и стихотворение “Последняя любовь”.
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Кстати, надо сказать, что Федор Иванович, всю жизнь до последних дней увлекавшийся женщинами, имевший среди них почти сказочный успех,
никогда не был тем, что мы называем развратником, донжуаном, ловеласом… Ничего подобного.
В его отношениях не было и тени какой-либо грязи, чего-нибудь низменного, недостойного…
Он сам оставался нравственно чист и светел духом, как светел и чист солнечный луч.
В свои отношения к женщинам он вносил такую массу поэзии, такую тонкую деликатность чувств, такую мягкость,
что походил больше на жреца, преклоняющегося перед своим кумиром, чем на счастливого обладателя.
Лучшие его стихотворения посвящены женщинам, но ни в одном из них вы не найдете и тени чего-либо не только циничного, …
но даже игривого, легкого, необдуманного… все они одинаково дышат одним и тем же чувством в высшей мере скромного, но глубокого обожания.
Он написал около 400 стихотворений. Остаться в русской литературе – это необязательно написать много. Тютчев написал мало, а сказал много.
Все, кому дорога поэзия, должны до земли поклониться женщинам, вдохновлявшим поэта.