В Год 100-летия республики библиотека продолжает знакомить читателей с творчеством коми писателей и поэтов.
Воскресным утром позавтракаем с Алексеем Поповым
Алексей Попов – народный писатель Республики Коми, заслуженный деятель культуры России, редактор журнала «Би Кинь», драматург и прозаик.
Мы побеседовали с Алексеем Вячеславовичем и узнали много интересного, например, почему он не ест по утрам кашу, а предпочитает обычный черный чай и хлеб с маслом.
– Кашу по утрам не ем с детства.
Незадолго до Нового Года отец сказал нам с братом, что, если мы будем вести себя хорошо, Дед Мороз подарит нам конфеты. Мы с Василием очень старались. А как-то утром мама приготовила манную кашу, каша получилась с комочками. Если отец сказал быть хорошими, значит и кашу надо съесть, чтоб получить заветную конфетку. Вот так я ел, давился, но справился с кашей. С тех пор и не ем, только в армии приходилось.
Сейчас утром пью обычный черный чай без добавок, как раньше «со слоном», ем бутерброд или блины с маслом, приготовленные супругой. Рядом за окном висит кормушка для птиц. Так и завтракаем вместе с птицами ранним утром, в семь часов я уже на работе.
Очень люблю всё наше – местные продукты, рыбу, оленину. Сам с удовольствием в детстве собирал ягоды и грибы с бабушками в селе Большелуг, люблю морошку, чернику, клюкву. А еще хорошо отдохнуть около речки с удочкой и неважно, какой будет улов, главное – настроение, ведь вода уносит все печальные мысли, всё плохое.
Вдохновение обычно не приходит за чашкой чая. Это как озарение. Иногда напишешь повесть за неделю, как это было в Ижме с повестью «Чудь мыльк» («Чудской могильник»). Иногда ждешь подходящего момента долго, а поймаешь настроение и начинаешь писать-писать на бумаге ручкой, пока есть вдохновение, пока мысли и слова не разбежались, а на компьютере – уже чистовой вариант.
Свои произведения Алексей Попов пишет на коми языке, а переводят их на русский супруга Лариса и дочь Анастасия.
Пьес написано много. Приятно, когда ставят их для зрителя. Например, в Сольвычегодске режиссер театра-студии Николай Елфимов ставил уже восемь раз в нескольких актерских составах спектакль «Одеяло алкашам не положено». Эта трагикомедия полюбилась зрителям и идет там уже пятнадцать лет. Недавно коллектив приезжал в Сыктывкар на театральный фестиваль «Коми рытъяс» («Коми вечера»).
В Театре юного зрителя в городе Заречном Пензенской области уже давно ставят новогодние спектакли «Хорошее поведение или Подарок бабушки Яги». Нижний Тагил, Курск, Владимир, Марий Эл… Спектакли востребованы и в России, и в финно-угорских республиках. Даже в Ницце показали спектакль по пьесе «Сюр» («Рога»). Алексей Попов побывал на премьере, встретился с доброжелательными французскими зрителями, но через неделю уже скучал по родному коми языку.
Пожелания молодым читателям Юношеской библиотеки
Счастливый человек – это тот, кто утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Выбирайте такую профессию, чтобы вас тянуло на работу, чтобы она вас радовала.
В планах много задумок. Сейчас начал писать роман, рабочее название «Круги». Работы очень много. Алексей Вячеславович шутит: «Писатель не уходит на пенсию, он идет в творческий отпуск. На злобу дня писать не хочется, такие произведения быстро исчезают …со злостью. Когда пишешь, только от автора всё зависит, какое произведение увидит читатель, комедию или трагедию. С возрастом хочется, чтобы финал был счастливым, чтобы всегда была светлая надежда».
Благодарим Алексея Попова за доброе и позитивное интервью. Желаем здоровья, новых творческих успехов и реализации всех задуманных планов. Пусть настроение будет солнечным, а встречи с читателями живыми и настоящими! Сьöлöмсянь сиам став югыдсö да бурсö, мед Енмыс сетас ён дзоньвидзалун да нöшта ыджыд вермöмъяс!
В конце 2020 года вышла книга-билингва «Войтъяс» («Капельки»). В ней короткие рассказы, состоящие из бесхитростных сюжетов, полных раздумий о человеческих судьбах, напоминающих о незыблемости устоев бытия. Почитаем вместе одну из миниатюр.
Воронок
Воронок с трудом вырвал заднее копыто из грязи и потрусил вперед. Можно было, конечно, побежать по дороге, но сердце коня подсказывало, что безопасней идти по лесу. Вдруг объявится тот самый мужчина, от которого он сейчас сбежал, и за веревку потянет обратно в нена-вистное стойло. Конь знал, куда он направляется. Ивовые ветки хлестали его по груди, а те, что поострее, оставляли царапины. Но это не останавливало Воронка – он упрямо бежал вперед по лесу. Далеко от дороги, конечно, не отходил. Эх, сейчас бы поскакать во весь опор! Но нельзя, по такой грязи придется плестись медленно.
Сердце коня радовалось, что вскоре он снова увидит старый дом, где все ему близко и знакомо. Перед глазами стояло лицо пожилого мужчины, который изредка запрягал его в телегу или сани и неторопливо отправлялся за дровами или сеном. Он никогда не бил Воронка так, как новый хозяин. Иногда конь своевольничал и совсем замедлял ход, и даже тогда пожилой человек лишь дотрагивался до его спины хворостиной и ласково спрашивал:
– Ты там уснул, что ли, Воронок?
Новый же хозяин, к которому конь попал неизвестно почему, совсем не заботился о нем. Запрягал в телегу и принимался рьяно хлестать Воронка по спине. Если же конь замедлял ход, то удары плетью сыпались без устали:
– Чего расходился? Времени нет! Ленивая туша. Я тебе покажу, как надо работать!
Но не из-за побоев сбежал Воронок. Конь грустил по старому хозяину и надеялся, что тот так же скучает по нему. Вот прибежит сейчас к родному дому, а ему так обрадуются!.. Пригладят, причешут, как делали раньше каждое утро. Эти мысли придавали коню сил. Ему хотелось поскорей оказаться дома, чтобы обрадовать хозяина. Но в лесу грязь доходила до самых колен.
Иногда Воронок думал, что не выберется из очередной глинистой лужи. Пытался вытащить ногу – а она не поддавалась. Раз пришлось целый час высвобождать копыта, пока передние ноги не оказались на сухой земле. Воронок оперся на них и кое-как вытащил задние ноги из грязи. Отряхнулся от нависшей глины и зашагал дальше.
Лишь к вечеру конь добрался до родного села. Туда, где он жил, сколько себя помнил. Туда, где он исправно делал свою лошадиную работу. Туда, где Воронка еще жеребенком забрал к себе хозяин, его лучший друг.
Вот уже виднеется дом, возле которого Воронок пасся каждый день. Вот сарай, под крышей которого он прятался от дождя и ветра. Конь из последних сил поскакал к дому, хотел поскорей обрадовать хозяина. Во дворе никого не было. Воронок заржал. Так он делал каждый раз, когда приходил с пастбища, а хозяин был дома. Пожилой мужчина всегда выходил, открывал забор и запускал Воронка в стойло. Потом досыта кормил вкусной едой. Почему же сейчас никто не появляется? Воронок снова заржал и стал смотреть на угол дома, из-за которого всегда выходил хозяин. На этот раз он и правда появился. Очень медленно зашагал к забору, заметил Воронка и пробормотал под нос:
– Опять ведь пришел. Ну, Воронок, чего тебе на новом месте не живется?
Подошел к коню и ласково погладил его по морде. Потом привязал снаружи к забору и скрылся в доме, не забыв перед этим положить Воронку охапку свежего сена. Конь, конечно, не видел, как пожилой мужчина подошел к телефону и позвонил. Где-то через час к дому на мотоцикле подъехал новый хозяин. Он отвязал Воронка от забора, запихнул коню в рот железные удила и сел на него верхом. Даже в дом не зашел. Потом с силой ударил Воронка по спине. Конь отчаянно заржал – хотел сказать старому хозяину, что его снова хотят увести. Но тот, наверное, не услышал, не смог прийти на помощь. Удила больно впивались в губы, и Воронку пришлось во весь опор скакать туда, куда указывал сидящий на спине жестокий человек.
Конь не заметил, как из окна за ним наблюдал прежний хозяин. Тоскливо проводил он глазами старого друга.
– Эх, Воронок, Воронок… Неужто не понимаешь, что у меня уже нет сил ухаживать за тобой? Болею я, сильно болею… – пробормотал пожилой человек. Потом, подумав, добавил: – Если еще раз прискачет – так и быть, оставлю себе. Как-нибудь да справлюсь.
Читайте книги Алексея Попова на русском и коми языках в библиотеке!