О поэтическом цикле Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме»
21 июля 1902 г. А. Блок записал в дневнике: «Я хочу того, что будет. Все, что случится, того и хочу я…». Этот отрывок говорит о том, что Блок представляет себе мир как изменчивый поток – стихию, которой глубоко родственно его «я», все изменения которой заранее принимает как выражение собственной воли. [2, С. 401]
Высокая оценка роли Случающегося в предстоящем личности мире переносится и в искусство. Основные лирические персонажи, события, лейтмотивы «Стихов о Прекрасной Даме» всегда так или иначе связаны со Случившимся. И хотя, безусловно, отнюдь не все события жизни Блока 1901 – 1902 гг. отразились в его лирике, но все, отраженное в его лирике, – это прямые или опосредованные отклики на Случившееся[2, С. 401].
«Стихи о Прекрасной Даме» многоплановы. Их содержание может истолковываться и в «земном» плане (как лирическая история взаимоотношений поэта с его невестой, Л. Д. Менделеевой), и в плане мистико-философском (как история несостоявшегося слияния поэта с «душой мира», Вечной Женственностью). [2, С. 19]
В общей «картине мира» цикла основной антитезой является – оппозиция «неба» и «земли», духовного и материального. «Земля» и «небо» – крайние точки, между которыми развертывается действие цикла, и центральные персонажи характеризуются именно своим отношением к этим основным образам.Мир «неба» (видений, сновидений, голосов миров иных»), как высокий, противопоставлен низкому миру материального («злата», «хлеба», «суетливых дел мирских»). Как посланец этого высшего мира, как его воплощение выступает первоначально и «Она» – «Прекрасная Дама», «Дева, Заря, Купина». Что касается образа самого поэта, то он уже в первоначальном своем облике двулик: он рвется к Ней, презирая земное, но он сам – земной человек. Отсюда – исходная двойственность отношения героя к Прекрасной Даме: устремленность к Ней, надежда на полное слияние – и отчаяние от осознания невозможности этого слияния [2, С. 20].
Зинаида Гиппиус содействовала первой публикации А. Блока в «Новом пути». Она не только уступила Блоку свою очередь на публикацию, но и дала свою рецензию на «Стихи о Прекрасной Даме». Гиппиус написала о цикле: «нежная книжка молодых стихов», для неё это «прекрасная мистика рыцаря». Однако, «Стихи о Прекрасной Даме» невозможно счесть сплошным воспареньем, безмятежным сладкопеньем, внутренний сюжет книги – путь «роковой потери», равной обретению земного пространства[3, С. 162].
Лирический герой предстает как рыцарь. Его любовь сливается с мистическим служеньем Прекрасной Даме. Отсюда церковный обряд поклонения, молитвы, образы храма, лампады, свечи, ризы, которые определяют сюжет стихотворения. Герой находится в напряженном ожидании встречи. Его «коленопреклоненное» состояние отражено в эпитетах, обращенных к Ней: «Прекрасная Дама», «Величавая Вечная Жена», «Святая», «Милая» [1, С. 23].
Александр Блок говорил об особом статусе Прекрасной Дамы, отмечал отсутствие единства женского ряда в цикле стихов[3, С. 157]. Образ восходит к западноевропейской культуре, к поэзии трубадуров. Размеренная напевная музыка стиха, напоминающая молитву, создается при помощи дольника и ассонансов. Это усиливает эмоциональное воздействие произведения[1, С. 23].
Список использованной литературы:
1. Боровик, М. Г. Трагический тенор эпохи /М. Г. Боровик //Литература в школе. – 2013. – № 4. – С. 22 -27.
2. Минц, З. Г. Поэтика Александра Блока /З. Г. Минц. – Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 1999. – 727 с.
3. Фаликов, И. Среда, эпоха, ветер / И.Фаликов //Вопросы литературы. – 2006. – № 3. – С. 148-179.