[masterslider id=”38″]
Комикс представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Согласно большинству исследователей, комикс — это единство повествования и визуального действия. Прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», который, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.
Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия и идентификации читателя с персонажем.
По объёму комиксы варьируются от коротких «полосок» из нескольких (обычно 3-х) картинок до объёмных графических романов и сериалов из множества выпусков.
Комикс тесно связан с кино, и особенно с мультипликацией. Как отмечают специалисты, «фильм на плёнке — это очень медленный комикс. Пространство для комикса значит то же, что время для фильма». В английском языке, слово «cartoon» («карикатура») может обозначать и комикс, и мультфильм. В основе практически всех японских мультфильмов «аниме» лежит экранизация японских же комиксов «манга».
Стандартный состав комикса
Обложка передаёт основной смысл комикса. Помимо рисунка на обложке могут находиться: название, эмблема фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников. Обложка может находиться на двух листах: правая сторона обложки «лицевая», левая «тыльная».
Фронтиспис — рисунок перед титульным листом. Даёт читателю возможность побольше узнать о комиксе.
Титульный лист — на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов, художников, контуровщиков и др. Может сопровождаться небольшими иллюстрациями.
Основная часть — страницы, количество которых неограниченно, но в стандартных комиксах их от 20 до 40.
Pin-UpPage — дополнительные рисунки от основных художников или от других людей, имеющих какое-то отношение к комиксу, например, альтернативные варианты обложек.
Комиксы приходят в США
Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале «TheSanFranciscoExaminer» (редактор Уильям РендолфХерст). Трест печати Херста широко использовал иллюстрацию, с появлением же комиксов, они становятся любимым оружием херстовской прессы, впрочем, как и прессы его соперника – Джозефа Пулитцера.
В 1894 году, в типографии «World» установили первую машину, печатавшую в четыре краски, причем получаемые оттиски уже не походили на яичницу с помидорами. 18 ноября «World» выпустил в воскресном номере первый, действительно удавшийся комикс. Ричард Ф. Ауткольт, рисовальщик газеты «Электрик уорлд», поставлял ей комиксы, в которых главными действующими лицами были клоун и овчарка. Так появилась первая комическая серия в воскресной газете.
Позже Ауткольт (фр. Richard F.Outcault) выпустил серию «Аллея Хогана». Второстепенным персонажем в нём присутствовал маленький мальчик в жёлтом костюме, который очень полюбился жителям Нью-Йорка. Ауткольт делает его главным героем.
Херст стал заполнять комиксами воскресный выпуск своей газеты «Морнингджорнэл». «Жёлтого малыша» в «World» рисовал и раскрашивал Джордж Б. Люкс. Осенью 1899 года Херст меняет печатный станок, который печатал 4 страницы цветных рисунков, на станок, печатающий 16 страниц. Воскресная газета выпускает комиксы сначала на 8 страницах, а затем на 16.
Одним из самых видных рисовальщиков Херста был в то время УиндзорМакКей, который считался скорее специалистом по политической карикатуре, чем по комиксам. Он сотрудничал в нью-йоркской газете Херста «Нью-Йорк Америкен» и в свободное время нарисовал мультфильм «Джерти-динозавр».
Благодаря этим цветным сериям газеты Херста и Пулитцера стали называть «желтой прессой».
В XX веке комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. К этому времени комиксы, в основном, утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали приключения: боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях.
Золотой век комиксов (англ. GoldenAgeofComicBooks) — название периода в истории американских комиксов, который длился (по разным оценкам) с конца 1930-х до середины 1950-х годов. Первые серьёзные шаги в развитии искусства графических новелл были сделаны в начале XX века, в поисках новых путей графической и визуальной коммуникации и самовыражения. Сначала комиксы носили чисто юмористический характер. Во многом это объясняется этимологией английского слова, определившего их название. В корне эта ситуация изменилась в июне 1938 года, когда в США появился персонаж Супермен (англ. Superman). Началом золотого века принято считать первое появление Супермена в комиксе ActionComics #1, вышедшего в 1938 году и изданного DC Comics. Появление Супермена было очень популярным, и вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов. Другими персонажами, долгое время пользовавшимся популярностью, стали Пластик (англ. PlasticMan), издаваемый издательством QualityComics, а также детектив Спирит под авторством карикатуриста УиллаАйснера, который первоначально выходил в качестве дополнения, объединенного с воскресным выпуском газеты. Всего за этот период было создано более 400 супергероев. Большинство из них сильно напоминали Супермена и не дожили до наших дней, однако именно тогда родились такие герои, как Бэтмен и Капитан Америка.
Вторая мировая война оказала серьёзное влияние на содержание комиксов о супергероях — теперь герои сражались со странами Оси, а на обложках изображались супергерои, борющиеся с лидером нацистского движения Адольфом Гитлером. После победы над фашизмом стали появляться супергерои с ядерными способностями, например Атомный Громовержец и Атомный Человек. Историки того времени считают, что детские персонажи помогли ослабить страх молодых читателей относительно перспектив атомной войны. Кроме того, герои начали бороться с коммунистами, а некоторые были вовлечены в Корейскую войну. Тем не менее, после окончания Второй мировой войны популярность супергероев пошла на спад. В целом, именно во времена золотого века проявилось новое и по сей день главное направление в комиксах — супергерои и новые миры.
Серебряный век комиксов (англ. SilverAgeofComicBooks) — название периода в истории американских комиксов, который длился с 1956 до приблизительно 1970 года, а после сменился бронзовым веком. Серебряный век начался с комикса Showcase #4, выпущенного DC Comics в октябре 1956 года. В нём компания представила новую версию уже существующего супергероя Флэша.
В 1960-х на мировую арену также выходит компания «Марвел». Небезызвестные Стэн Ли, Стив Дитко и Джек Кирби создают одних из самых популярных героев за всю историю комиксов: Фантастическая Четвёрка, Человек-Паук, Халк, Тор, Люди Икс, Железный Человек и многие другие. Главным центром индустрии комиксов остается США, где они пользуются огромной популярностью. Крупнейшими всемирно известными компаниями считаются Marvel, DC, DarkHorse и ImageComics.
Бронзовый век комиксов (англ. BronzeAgeofComicBooks) — название периода в истории американских комиксов, и хотя точных рамок данного периода не существует, принято считать, что он начался в начале 1970-ых и закончился в приблизительно 1985 году. Сюжеты комиксов стали более реалистичными и взрослыми, теперь они затрагивали такие актуальные темы, как употребление наркотиков, алкоголизм и загрязнение окружающей среды.
Одним событием, которое чаще всего называют началом бронзового века, стала смерть Гвен Стейси, возлюбленной Человека-паука в TheAmazingSpider-Man #121-122, выпущенных в 1973 году.
Последний, выделяемый на данный момент, период в истории развития комиксов длится с середины 1980-х по наше время. Точных рамок, как и в случае с бронзовым веком, не существует. Кроме того существует несколько версий наименования периода. Современный век характеризуется ещё большей реалистичностью в комиксах, появлением антигероев и мрачностью сюжетов.
В конце XX века большую популярность приобретают азиатские жанры комикса: японская манга и, несколько менее известные, китайская маньхуа и корейская манхва. Развитие манга в Японии началось ещё с окончанием Второй мировой войны, однако на Западе азиатский комикс оставался малоизвестен до тех пор, пока многие из манга не были экранизированы в виде аниме (жанр японской мультипликации).
В начале XXI века комиксы получили новое воплощение за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов, а также целого ряда талантливых художников, таких как Эшли Вуд, ТоддМакфарлейн, Сэм Кит, Паоло Ривера, ГрегКапулло, Умберто Рамос, Джузеппе Камунколи и др. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.
Комиксы в СССР и России
Широкого распространения в СССР комикс не получил, так как считался порождением капитализма. Небольшие истории в картинках печатались в «Весёлых картинках» для детей (в результате чего закрепился культурный штамп “комиксы – детская забава”) и в журнале «Крокодил» для взрослых (как ни странно, на вышеуказанный штамп не повлияло), изредка иностранные комиксы публиковались в журнале «Наука и жизнь». В 1955 году из Румынии в СССР переехал Юрий Павлович Лобачёв, отец российского (эмигрантского) и сербского комикса, однако после единственной разрешённой попытки в 1966 году в пионерском журнале “Костёр” вынужденно вернулся к политической карикатуре. Предприятие Российского Союза ветеранов Афганистана “Велес-ВА” в девяностых издавало довольно качественные журналы комиксов, ориентированные, в основном, на патриотическое воспитание молодёжи. Были там и просто развлекательные комиксы. В 2012 году издан комикс «Иллюстрированная Конституция России».
Интернет-ресурсы о комиксах и комикс-индустрии
В Рунете достаточно ресурсов для любителей комиксов. Среди них встречаются сайты-переводчики, сайты, посвященные определённым персонажам, универсальные по тематике ресурсы. Мы хотим познакомить вас с некоторыми из них.
Комиксы и кино
Фильмы по комиксам сейчас снимают очень активно. Первой ласточкой в этом плане стали культовые “Люди-Х” БрайенаСингера, а после “Темного Рыцаря ” и “Хранителей” мало кто усомнился, что фильмы по комиксам могут быть весьма и весьма хороши с любой точки зрения. Соответственно, появляются сайты с освещением новостей о комиксных киноадаптациях.
Экранизация комиксов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.starkindustries.ru
Один из лучших сайтов, посвященных фильмам по комиксам. Имеет огромную, активно пополняющуюся базу данных, регулярно выдает новости. В наличии так же активно посещаемый форум, который можно назватьодним из самых крупных комиксных форумов в рунете.
Сайты-переводчики
Поскольку, как уже упоминалось выше, комиксы на русском языке практически не издаются, а читать о приключениях Бэтмана или Питера Паркера хочется, энтузиасты-переводчики принялись за дело. Перевод комикса – это довольно сложная работа и не только чисто лингвистическая, но и с технической стороны, требует хороших знаний самого языка и умения качественно работать в Фотошопе.
Web–of–Comics ‒ комиксы на русском [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.web–of–comics.3dn.ru
Работают в основном с комиксами Marvel. Переводят быстро и достаточно качественно. Дизайн немного тяжеловат.
RUCOMS.RU – последний глоток свободы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rucoms.3dn.ru
Еще один крупный ресурс по переводу комиксов на русский язык. Работают Marvel и DC. Накоплена неплохая база собственных переводов.
Комиксы и все, что с ними связано [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adamcomics.ucoz.ru
Еще один сайт, занимающийся переводом разнообразных жестких и “кроваво-маньячных” комиксов. Дизайн соответствующий.
Фан-сайты
Сайты, посвященные определенному персонажу или персонажам комиксов. Самыми популярными являются герои комиксов Marvel.
Росомаха – когтистый мутант [Электронный ресурс]: неофициальный фан-сайт о персонаже комиксов Marvel. – Режим доступа: http://wolverineinfo.ru/
Сайт о персонаже комиксов Marvel – Росомахе. Регулярные новости, новые комиксы, фан и проф-арт, косплей, обои, аватары, разнообразные мультсериалы с участием Росомахи для просмотра онлайн.
SUPERMEDIA.ucoz.ru[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.supermedia.ucoz.ru
Сайт, посвященный знаменитому супергерою Супермену. Новости, комиксы, переводы на русском. На юкозе есть несколько сайтов о Супермене и данный сайт один из лучших как в плане дизайна, так и наполнения.
Переулок Спауна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.spawnalley.ru
Фанатский сайт о Спауне – персонаже комиксов компании ImageComics. Собственные переводы, большая база данных.
Сайт клана DareDevil [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.daredevil.ucoz.ru
Сайт, посвященный Сорвиголове (Daredevil). Помимо перевода собственно комиксов о данном персонаже, разработчики занимаются переводом таких серий как SweetTooth, Hawkeye, Мстители и прочих. Дизайн темный, минималистичный.
Прочее
Kurt–Comics: Информационный Комикс-Портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kurt-comics.at.ua
Еще один сайт о комиксах с профессиональным и очень стильным дизайном. Определенной тематики не имеет, но ограничивается в основном комиксами Marvel. Новости, видео, собственные переводы, активный форум.
ДиСи Комикс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dccomics.ru
Главный русскоязычный ресурс, посвященный Вселенной DC. Здесь вы найдете комиксы на русском языке о таких персонажах DC Comics, как Супермен, Бэтмен, Зеленый Фонарь, Чудо-Женщина, Флэш и другие. Сайт открыт для всех фанатов комиксов DC с 31 августа 2011 года.
Архив комиксов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://comicsgeek.ucoz.ru
Архив сетевых комиксов для скачивания. Marvel, DC, DarkHorse, прочие, журналы с комиксами и о комиксах. Крупнейший архив по данной тематике на хостинге Юкоз. В основном присутствуют комиксы на английском языке, но есть и на русском (сайт сотрудничает с сайтами-переводчиками). Регулярные обновления.