>>

Что и как читает молодёжь

Что и как читает молодёжь:
по материалам Республиканского опроса Юношеской библиотеки Республики Коми
«Мир чтения молодёжи Республики Коми»

Пономарева Татьяна Олеговна,
научный сотрудник Юношеской библиотеки Республики Коми
Симанкова Наталья Григорьевна,
зав. отделом творческих программ Юношеской библиотеки Республики Коми

В 2015 г. Юношеская библиотека Республики Коми провела Республиканский молодёжный опрос «Мир чтения молодёжи РК». Прежде всего, предстояло изучить картину чтения юношества и молодёжи республики, их литературные приоритеты. Особое внимание следовало обратить на чтение молодёжью художественной литературы. Важно было также определить место библиотеки в молодёжном читательском процессе.

Опрос проводился в 11 районах республики, а также в г. Сыктывкаре. Анкетирование осуществлялось через муниципальные библиотеки и учебные заведения.

Кроме того, на сайте ЮБ РК было проведено онлайн-анкетирование для молодых читателей Коми.

1. Социально-демографическая характеристика респондентов опроса
Респондентами опроса «Мир чтения молодёжи РК» стали 1090 молодых людей из разных уголков республики. Возрастной ценз респондентов – от 14 до 30 лет. Из них 48,5% — юношество до 18 лет.

Соответственно, почти половина опрошенных – старшеклассники, практически равное соотношение (15 – 17%) студентов, служащих и молодых рабочих, безработные составляют незначительный процент (около 4%).

Преимущественная часть респондентов – девушки (72,4%), юношей значительно меньше.

 

Рис.1

rafik1

Рис.2

rafik2

Рис.3

 rafik3 

  1. Тематический срез чтения молодёжи

Тематические предпочтения молодых людей был призван выяснить вопрос «Какую литературу Вы читаете?» с предложением выбрать те или иные области знаний, темы, которые интересуют респондентов.

Итак, примерно половина респондентов выбирает различную литературу по темам и жанрам. По рейтингу тем лидирует художественная литература – 54,3% ответов респондентов. За ней следуют книги по:

  • психологии – 13,2% ответов
  • естественным наукам – 10,9% ответов
  • искусству – 7,3% ответов
  • общественно-политическим знаниям – 6,6% ответов
  • технике – 5,9% ответов

Единично упоминаемые темы (менее 1% ответов) – история, юриспруденция, философия, домоводство, литературоведение, спорт, рыбалка/охота, здоровый образ жизни.

Имеют потребность в книгах по различным темам молодые люди от 18 до 30 лет. Что касается ребят помладше (это, как правило, школьники), интерес к чтению у них ниже, чем у «взрослой» молодёжи. Да и разнообразие интересующих тем меньше. Эти респонденты в основном предпочитают художественную литературу, книги естественнонаучного содержания, некоторые читают литературу по психологии.

 

Содержание спроса, мотивы обращения к литературе – следующая тема опроса.

36,4% респондентов сочетают в чтении профессиональные, учебные интересы с досуговыми. У респондентов превалирует свободный мотив, т.е. чтение литературы для души в часы досуга (58,2% ответов). Второе и третье место делят позиции, относящиеся к деловому мотиву — в помощь учёбе (30,1% ответов), для повышения профессиональной квалификации (9,8% ответов). Литературу в помощь образовательному процессу читают 65% учащейся молодёжи (старшеклассники и студенты). К литературе в помощь повышению уровня профессиональных знаний обращается 41% работающей молодёжи.

2,8% респондентов написали о своей нелюбви к чтению («Не люблю и не хочу читать»).

 

  • Виды изданий и их востребованность молодёжью

В ходе опроса изучалась степень заинтересованности молодёжи в книгах и периодике. Анализ показал, что книги – наиболее востребованный молодёжью вид изданий. Их и читают активнее, чем периодику (половина ответивших читает книги регулярно). Периодически берут в руки книгу 44,4% респондентов. Противников книг немного – всего 3%. Таким образом, книгочеев подавляющее большинство. Да и респондентов, затруднившихся ответить, либо не ответивших на вопрос об отношении к книгам, мало (5% от генеральной совокупности).

Что касается периодики, то тяга к этому виду изданий слабее. Больше половины молодых людей (52,7%) читают периодические издания время от времени. Постоянных читателей периодики значительно меньше – 22,3%. Зато выше процент не любителей периодических изданий, нежели книг (18,4%).

Если рассматривать чтение молодёжью газет и журналов, то процент их постоянных читателей примерно равен. А вот время от времени к журналам обращаются чаще, чем к газетам (к журналам – 57,7%, к газетам – 47,9%). И не читающих журналы меньше, чем газеты (16,3% — не любителей журналов, 20,3% — не любителей газет).

Не определили своё отношение к журналам 12,1% опрошенных, к газетам – 13,6%.

Рис.4  Интенсивность чтения различных видов изданий (по количеству ответов)

rafik4

Какие журналы интересны молодёжи? У всех ответивших на этот вопрос респондентов разносторонние предпочтения (выбирались два и более интересующих тематических варианта). Поскольку среди респондентов гендерный перевес в сторону девушек, наблюдалась и соответствующая картина тематических пристрастий.

Большинство всё же отдали предпочтение научно-популярным журналам.

Рис.5  Рейтинг журналов по степени востребованности (в %% ответов)

rafik5

В ходе анализа выяснилось, что примерно половина респондентов (в некоторых районах исследования до 70%), указавших на отсутствие интереса к журналам, тем не менее, отмечают привлекательные для них журналы по темам, и зачастую не по одной. Такой немалый процент свидетельствует о присутствии у них скрытого интереса к журналам. Это ставит перед библиотекарями задачу – предлагать журналы их нечитателям – разумеется, тактично, без давления.

Что привлекает молодых людей в периодических изданиях? 86,4% ответивших на данный вопрос выбрали две и более позиции. Рейтинг привлекательных сторон периодических изданий выглядит следующим образом:

  1. Интересное содержание — 39,6% голосов респондентов
  2. Качество изложения материала – 17%
  3. Красочное оформление – 16,6%
  4. Оригинальность подачи материала – 15,2%
  5. Оперативность информации – 11,4%

Итак, молодёжи важны периодические издания, интересные по содержанию, близкие читателям тематически и способствующие саморазвитию, содержательные. К тому же немаловажно для молодёжи и оформление периодических изданий – качественная печать, текст, снабжённый красочными фотографиями, картинками. Молодые люди сегодня воспринимают информацию с неотъемлемым визуальным рядом, привыкли к такому формату подачи материала, и визуальный ряд здесь играет большую роль.

Рис.6

rafik6

Какой книжный формат наиболее предпочтителен для молодёжи? В ходе опроса респондентам было предложено выбрать любимые форматы книг: печатный, электронный, аудио.

Бо́льшая часть ответивших любит традиционные печатные книги (64%), только электронные издания предпочитают 10%. Сочетание пристрастий характерно для остальных молодых людей (26%), из них любят и традиционные, и электронные книги 22%, и наряду с другими форматами называют аудиокниги 4% от всех ответивших респондентов.

Рис.7

 rafik7

16% ответивших респондентов любят печатные издания, но приходится читать и электронные книги. В то же время у этой части молодых людей не возникает никаких отрицательных эмоций. Зато 19% ответивших не скрывают своё недовольство тем, что вынуждены прибегать к электронным книгам. Большинство из них – школьники, читающие в электронном виде литературу в помощь учёбе, по интересу.

Таким образом, если рассматривать группу читателей электронных книг (а их 58,3% от генеральной совокупности), можно выделить любителей электронного чтения (36%) и вынужденных читателей (22,3%). В последней группе примерно поровну «философов», спокойно относящихся к электронным книгам, как к неизбежности, и «антагонистов», которых электронное чтение раздражает (один респондент даже не скрыл эмоций: «Ненавижу электронные книги, я их не уважаю»).

Рис.8 Категории читателей электронных книг (расчёт процентов от генеральной совокупности)

rafik8

Нечитателей электронных книг 41,7% респондентов. Из них категорически не принимают книги в электронном формате 35,7%. Остальные респонденты (6%) нечитатели поневоле – они бы с удовольствием читали электронные книги, но не имеют ридеров. Это, без сомнения, потенциальные читатели электронной литературы.

Рис.9 Характеристика респондентов, не читающих электронные книги

rafik9

Какие электронные книги наиболее востребованы их читателями? Практически равным интересом пользуется художественная литература и досуговое чтение (33,6% и 33,2% респондентов соответственно). 27,5% читателей используют электронные книги в помощь учёбе. 5,7% респондентов выбрали электронную литературу «по работе».

Рис.10

rafik10

  1. Чтение: читательские группы, каналы информации

Относительно чтения художественной литературы были определены четыре поведенческие группы:

  1. Любители художественной литературы
  2. Пограничная группа читателей
  3. Противники художественной литературы
  4. Отторгающие чтение как таковое

Первая группа ответов составила большинство – 68%. Художественные книги стали неотъемлемой частью досуга респондентов из этой группы. Читают художественную литературу, «потому что интересно», читают «для развлечения».

23,7% из группы любителей художественной литературы достаточно активные читатели – хотят читать и всегда находят время взять в руки книгу. Как написал один респондент-книголюб: «Если начинаю читать, затягивает». 44,3% любят читать, но времени на регулярное чтение не всегда хватает.

Отношение к художественной литературе следующей – пограничной группы респондентов довольно неоднозначно. Эти молодые люди (27,1%) читают художественные книги «по необходимости», т.е. в рамках учебной программы.

Тем не менее, не все читатели художественной литературы «по необходимости» являются читателями «из-под палки». Около 60% из данной группы (в основном школьники) читают по необходимости в школе/ВУЗе и по интересу вне учёбы. И не всегда книжный репертуар в обоих случаях различается – есть ребята, которых привлекают художественные произведения из учебной программы (прежде всего, это русская классика). Как правило, литературные интересы данной категории респондентов довольно разносторонние, многие из них читают книги различных литературных жанров.

Таким образом, с одной стороны пограничная группа включает молодых людей:

  • вынужденных читать художественную литературу и не испытывающих к ней интереса;
  • читающих художественную литературу и по обязательной программе, и для души.

Здесь, впрочем, есть и свои нюансы. В качестве иллюстрации можно привести результаты анкетирования г. Воркуты, где 20% респондентов, читающих «по необходимости», эпизодично и крайне неохотно, в то же время проявляют интерес к литературным новинкам: узнают о них от друзей, заходят на библиотечные сайты. То есть, на первый взгляд, эти молодые люди — вынужденные читатели художественной литературы, а на самом деле очевидна их тяга к чтению для души.

Противники художественной литературы составляют третью группу (3% ответов). Эти респондентам интересны другие книги (научные, научно-популярные, справочные). Часть из них ссылается на отсутствие времени на чтение художественной литературы.

Тех, кто вообще не любит читать, порядка 2%. У некоторых из них это просто спокойная констатация факта. У других она носит несколько нарочитый, даже агрессивный характер.

Рис.11

rafik11

Как молодые люди узнают о новинках литературы? Примерно 40% респондентов получают такую информацию из двух и более источников. Довольно популярные – информация от друзей (24,4% ответов) и реклама в СМИ (23,5% ответов).

Особо следует остановиться на оценке молодёжью библиотеки как информационной площадки. Итак, для молодых читателей важен совет библиотекаря в выборе литературных новинок (20,3% ответов). Востребованы молодёжью и выставки новых поступлений библиотеки (11,5%), и информационные библиотечные издания (7,9%), и сведения о новых книгах на сайте и в группе «ВКонтакте» библиотеки (6,1%). Таким образом, около половины ответов респондентов (45,8%) связано с выбором библиотеки как надёжного источника информации о книжных новинках.

Интернет занимает в ряду информационных каналов о литературных новинках весьма скромное место (2,8% ответов). А ведь используемые молодёжью Интернет-источники разнообразны и интересны: социальные сети, литературные сайты, в том числе сайты писателей («Захожу на сайты писателей, которые нравятся»), интернет-обзоры по книгам. Молодые люди знакомятся с новыми книгами («Смотрю рецензии») и обсуждают их на интернет-форумах, следят за рейтингом выпускаемых изданий (топ «Лучшие книги» и др.).

Спонтанный выбор литературы осуществляют двое опрошенных («Случайно натыкаюсь на новинки»). Не интересуются литературными новинками 34 респондента («Не читаю новые книги») – они предпочитают проверенные книги русской и зарубежной классики.

Рис.12

rafik12

  1. Художественная литература: молодёжный выбор

Какие художественные книги молодёжь с удовольствием берёт в руки? Преимущественное количество опрошенных интересуется художественной литературой различных жанров. По итогам анкетирования был составлен рейтинг литературных интересов читающей молодёжи РК. Вот как он выглядит (в скобках дано количество респондентов, выбравших тот или иной жанр литературы в %% от генеральной совокупности):

1 – фантастика/фэнтези (39,1%)

2 – приключения (32,5%)

3 – детективы (30,4%)

4 – русская классика (29,9%)

5 – зарубежная классика (28,1%)

6 – любовные романы (25,1%)

7 – исторические романы (19,1%)

8 – современная зарубежная проза (18,6%)

9 – современная русская проза (17,5%)

10 – книги о Великой Отечественной войне (17%)

11 – русская литература советского периода (13,8%)

12 – поэзия (12,4%)

13 — детская литература (8,4%)

Первое место в ряду литературных предпочтений занимает фантастика. Молодёжью упоминаются различные направления этого жанра литературы – от произведений научной фантастики (Д.Киз) до модной сейчас постапокалиптической антиутопии (В.Рот). Юношам интересны книги А.Левицкого и С.Лукьяненко (боевая фантастика), девушки зачитываются книгами Кассандры Клэр, написанными в стиле городского фэнтези. Многих привлекают фэнтези-саги А.Сапковского и Дж.Мартина. Книги о Гарри Поттере по-прежнему любимы. Заметен интерес определённой части молодёжи к книгам-ужастикам (хоррор), и здесь самый упоминаемый автор – Стефани Майер. Популярна социально-философская фантастика Дж.Дэшнера.

Практически не читаются молодыми людьми книги классиков научной фантастики, такие популярные ещё двадцать лет назад. Исключение составляют произведения А. Беляева и Р. Брэдбери (особенно его антиутопия «451 градус по Фаренгейту»). Появилось много современных авторов, книги которых во многом не схожи с произведениями традиционной школы фантастики. Это сочетание направлений и литературных приёмов (мифология, мистика, реализм, любовная линия, боевик и т.д.) – то, что сегодня любят и выбирают молодые.

Вслед за фантастикой идут приключения и детективы. Из приключенческой литературы предпочитают классику жанра (Дж. Лондон, Дж. Кервуд, Ж. Верн), а любимой книгой детективные фанаты называют «Записки о Шерлоке Холмсе». Здесь имеется в виду не только сочинение А.Конан Дойля, но и многочисленные произведения, написанные по мотивам приключений знаменитого сыщика. Некоторые молодые люди «ближе к 30» увлекаются произведениями А. Дышева и В. Колычева, пишущих в жанре криминального детектива с элементами боевика.

Четвёртое место заняла русская классика. Первоначально, однако, этот жанр литературы вышел на второе место рейтинга. Возник логический вопрос – классика по принуждению или по любви, учитывая, что значительная часть респондентов (48%) – старшеклассники.

Так, указывают, что читают русскую классику в ряду других жанров литературы, 45,9% респондентов: из всех старшеклассников 45,5% указавших, из всех молодых людей постарше 54,5%. Однако не все ответившие утвердительно респонденты (13,7%) проявляют реальный интерес (это видно из ответов на ряд вопросов анкеты). Остальные наряду с выбором русской классической литературы в дальнейшем неоднократно упоминают те или иные классические произведения, литературных героев, авторов в числе любимых. Если брать во внимание число читающих классику и равнодушных к ней, то согласно реальным цифрам русская классическая литература должна была переместиться на четвёртое место.

Получается, русская классика всё же интересна, не всем и не всё, но тем не менее… У старшеклассников в ряду любимых героев стоят замечательные литературные образы – Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский, Евгений Базаров, Григорий Печорин, князь Мышкин. Некоторые ребята назвали Илью Обломова и Родиона Раскольникова.

Молодые люди «за 20» заново открывают для себя мир русской классики, переосмысливая произведения, которые читали в школе.

Не всегда классику легко читать и на это указывает часть респондентов (16,5%, из них 58% старшеклассников и 42% «взрослой» молодёжи). При этом критика одних литературных произведений идёт зачастую на фоне положительной оценки других. Активное отторжение русской классической литературы показали лишь 3,7% старшеклассников.

И всё же показательны результаты анализа ответов на вопрос «Какая книга, по Вашему мнению, заслуживает того, чтобы её перечитывали разные поколения?». Высшую оценку произведениям русской классики  поставили 33,5% от общего числа респондентов – 32% старшеклассников и 34,8% «взрослой» молодёжи. В списке произведений чаще всего упоминаются:

  1. «Война и мир» Л.Толстого – 19,7%
  2. «Герой нашего времени» М.Лермонтова – 9%
  3. «Преступление и наказание» Ф.Достоевского – 6,6%
  4. «Евгений Онегин» А.Пушкина, «Отцы и дети» И.Тургенева – по 4,1%
  5. «Идиот» Ф.Достоевского, «Анна Каренина» Л.Толстого – по 2,5%
  6. «Мёртвые души» Н.Гоголя – 1,6%
  7. «Братья Карамазовы» Ф.Достоевского – 1%

Некоторые респонденты отметили не конкретные книги, а творчество авторов — классиков русской литературы. Итак, согласно рейтингу, на первом месте — литературное наследие Л.Н.Толстого (27%). Далее:

2 место – творчество Ф.М.Достоевского (12,3%)

3 место – творчество М.Ю.Лермонтова (10,7%)

4 место – творчество А.С.Пушкина (9%). Столько же респондентов ответили «русская классика», тем самым определив значимость этого жанра литературы в целом.

5 место – творчество Н.В.Гоголя (4,1%)

Очевидно, вне конкуренции великий Лев Николаевич Толстой и его роман «Война и мир». Это поистине магнетическая книга. Её читают или пытаются читать, несмотря на большой объём, множество отрывков по-французски и другие сложности, существующие у современных молодых при восприятии текста. Популярно творчество А.С. Пушкина и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Читают и перечитывают Ф.М. Достоевского – романы «Преступление и наказание» и «Идиот», любят «Алые паруса» А. Грина.

Советуют прочесть своим друзьям понравившиеся произведения русской классики 11% всех респондентов, из них 55% старшеклассников и 45% «взрослой» молодёжи.

На пятом месте рейтинга — зарубежная классика. Интересны молодёжи «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Великий Гэтсби» Скотта Фицджеральда, «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера. Возвратилась мода на Э.М. Ремарка – читают все его книги, но особенно популярны «Три товарища».

Девушки зачитываются произведениями любовной зарубежной классики: книгами Ш. Бронте «Джейн Эйр», Дж. Остин «Гордость и предубеждение», К. Маккалоу «Поющие в терновнике», М. Митчелл «Унесённые ветром». А из современных любовных романов предпочтительны бестселлеры Д. Стил. На пике популярности роман С.Ахерн «P.S. Я люблю тебя».

Рука об руку в рейтинге популярности идут современная зарубежная и современная российская проза (они занимают соответственно восьмое и девятое места). Из зарубежных авторов молодые люди выбирают Дж. Оруэлла («1984»), С. Коллинз («Голодные игры»), Ч. Паланика («Бойцовский клуб»), Б. Вербера, М. Леви. Пабло Коэльо и Харуки Мураками теряют свою популярность, интерес к этим авторам снижается.

А в ряду современных российских прозаиков молодёжь называет З. Прилепина, О. Роя, А. Геласимова. Девушки читают книги Е. Вильмонт и М. Трауб. На пике интереса книга М. Петросян «Дом, в котором…»

В год юбилея Великой Победы было важно понять, читают ли сегодня книги о Великой Отечественной войне, интересна ли вообще тема той далёкой по меркам молодёжи войны. И их читают. Помимо военных мемуаров – произведения М. Шолохова «Они сражались за Родину» и «Судьба человека», Б. Васильева «А зори здесь тихие…», Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», Т. Ильиной «Четвёртая высота». Вероятно, часть респондентов познакомилась с этими книгами в рамках школьной программы, и, тем не менее, интерес к ним и искренняя симпатия к героям книг о Великой Отечественной войне явно прослеживается.

Наиболее читаемым произведением русской литературы советского периода стал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — молодых людей притягивают сюжетные линии, мистика, возможность расшифровки потаённого смысла. Многие герои романа стали любимыми для молодых респондентов. По-прежнему большой интерес вызывает книга В. Каверина «Два капитана» и её главный герой – Саня Григорьев. Так же восторгаются остроумием романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Молодёжь «ближе к 30» находит удовольствие в произведениях сельской и исторической прозы (Ф. Абрамов, А. Иванов, Г. Федосеев).

Поэзия у молодых людей республики не в чести. Кто-то из респондентов упоминает лирику А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, очень немногие старшеклассницы читают Э. Асадова.

Детская литература на последнем месте рейтинга литературных предпочтений. Это детские книги, которые молодые родители читают своим детям. Читают то, что им самим читали в детстве – хорошую детскую классику (Дж. Родари, Н. Носов, А. Толстой, Л. Кэрролл, А. Волков, Э. Успенский) и, конечно, народные сказки. Самая читаемая детская книга — «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Однако, несмотря на проверенный временем книжный репертуар, ни один из родителей не назвал современных детских авторов. О них, по всей видимости, не знают. И напрасно, ведь современная детская литература настолько интересна!

Отдельно хочется остановиться на подростковой литературе. Мир подростка сложен, и ребятам так нужны книги-помощники, способные дать ответы на жизненные вопросы. И они есть. Это «Костя + Ника» Т. Крюковой, «Чучело» В. Железникова, «Класс коррекции» Е. Мурашовой, «Виноваты звёзды» Дж. Грина, произведения А. Жвалевского и Е. Пастернак, Е. Габовой, П. Столповского. Существует определённый интерес к дискуссионной книге С. Крамер «50 дней до моего самоубийства». Очень часто в анкетах упоминается «Кусатель ворон» Э. Веркина.

Выводы

Можно с уверенностью сказать, что молодёжь читает, разные книги и с разной интенсивностью, но читает. Пользуются популярностью примерно те же книги и авторы, независимо от того, живут молодые люди в городе или в селе.

Примерно половина молодых респондентов имеют не один повод обращения к книге. Во главе угла стоит чтение для души в часы досуга – прекрасный отдых, сочетающий интеллектуальную и душевную релаксацию. Значительная  доля учащихся обращается к литературе для получения знаний. Востребованы книги по профессии и молодыми специалистами.

Молодые стали больше интересоваться литературой по психологии, причём уже с подросткового возраста. В последнее время появилось много интересных научно-полярных изданий по социальной психологии, дающих ответы на важные для молодёжи вопросы: «Как вести себя в кризисных ситуациях?», «Как преодолевать трудности?», «Как общаться со сверстниками, с родителями?», «Как построить отношения с любимым?», «Как научиться понимать своих детей?» и др. Эта литература помогает молодым людям корректировать своё поведение, даёт возможность избегать ошибок, порой довольно серьёзных.

Не вызывает сомнений бо́льшая востребованность книг, приоритетность обращения к ним и в часы досуга, и во время учёбы. Вместе с тем периодика занимает свою нишу в круге чтения молодёжи, хотя регулярность чтения периодических изданий ниже, чем книг.

Журналы молодёжь читает более активно, чем газеты.  Предпочтительны для молодых людей научно-популярные журналы.

Традиционные книги любят многие молодые люди. Хотя фанатов электронного чтения всего 10%, более половины респондентов (58,3%) читают электронную литературу. Реалии жизни таковы, что электронное чтение настойчиво завоёвывает читательскую аудиторию. И электронная книга становится порой единственным доступным форматом. Многие из вынужденных «электронных» читателей относятся к такой ситуации терпимо и с пониманием.

Наиболее востребована в электронном виде досуговая и художественная литература, старшеклассники и студенты обращаются к электронным учебникам.

Большинство молодых людей (около 70%) наслаждаются чтением художественной литературы. Вынужденность чтения у молодёжи не всегда означает нелюбовь к книге. Обязательный к прочтению книжный репертуар у большинства учащихся сочетается с досуговым чтением интересных им художественных произведений.

Молодёжи интересны различные жанры художественной литературы. Лидируют в молодёжном рейтинге популярности фантастика, приключения и детективы. Появилось много новых тем, направлений в литературе, интересных молодым. И эта литература несколько отличается от той, которую предпочитали молодые люди прошлых поколений. Тем не менее, остаётся неизменной важность классической литературы. Нельзя не упомянуть ещё один момент – связь хорошей экранизации и возникновения интереса к книге (многие респонденты ориентируются на просмотр фильмов по книгам, а затем берут эти книги в руки).

Заметен большой процент доверия молодых читателей к библиотеке и библиотекарям при выборе книг.